Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




22.09.2023


22.09.2023


21.09.2023


21.09.2023


21.09.2023


21.09.2023


20.09.2023





Яндекс.Метрика

Вариации на тему Гайдна

22.08.2023


Вариации на тему Йозефа Гайдна си-бемоль мажор (нем. Variationen über ein Thema von Jos. Haydn, в англоязычной литературе также Вариации Святого Антония, англ. Saint Anthony Variations) ― произведение, написанное Иоганнесом Брамсом в 1873 году. Существует в двух версиях: одна, наиболее популярная ― для оркестра (опус 56a), вторая ― для двух фортепиано (опус 56b). Примерная продолжительность звучания около 20 минут.

История создания и исполнения

Тема, избранная Брамсом для Вариаций, имеет не вполне ясное происхождение. Считается, что в 1870 году музыковед Карл Фердинанд Поль, специалист по творчеству Йозефа Гайдна, показал Брамсу снятую им копию с рукописи, обнаруженной им в библиотеке в Циттау. Рукопись представляла собой пятичастный дивертисмент для духового ансамбля оригинального состава: два гобоя, три фагота, две валторны и серпент. Поль идентифицировал дивертисмент, входивший в цикл из шести духовых октетов слегка различающегося состава, как принадлежащий Гайдну; в самом деле, под именем Гайдна эти дивертисменты включены в каталог издательства Breitkopf & Härtel за 1782—1784 гг. Брамса особенно заинтересовала вторая часть дивертисмента, озаглавленная «Хорал Святого Антония»; он, в свою очередь, снял копию этой части с копии Поля и целиком использовал эту часть в качестве темы для своих вариаций, сохранив, в основном, и её инструментовку — но заменив серпент, который за прошедшие 90 лет окончательно вышел из употребления, контрафаготом. До середины XX века авторство Гайдна не вызывало особенных сомнений, и дивертисмент был включён в полный каталог произведений Гайдна, составленный Антони ван Хобокеном (1957). Однако другой видный исследователь Гайдна, Х. Ч. Роббинс Лэндон, на протяжении 1950-60-х гг. неоднократно печатно выступал с заявлениями о том, что Гайдн не мог написать обсуждаемый дивертисмент, совершенно не совпадающий с его музыкой стилистически; гипотеза Роббинса Лэндона об авторстве Игнаца Плейеля также не нашла серьёзных подтверждений. В настоящее время принято считать, что авторство дивертисмента, вероятнее всего, принадлежит кому-то из второстепенных композиторов из окружения Гайдна, а имя мастера было использовано при публикации для улучшения продаж. Неясно также, означало ли использованное в дивертисменте название «Хорал Святого Антония», что этот мотив не сочинён автором самостоятельно, а заимствован из некоторого более раннего хорала и лишь обработан; сам Брамс тоже пребывал в недоумении по этому поводу и признавался, что не представляет, какое отношение данная музыкальная тема имеет к святому Антонию; в то же время биограф Брамса Макс Кальбек усматривал в развитии Вариаций некоторые соответствия истории Антония.

Непосредственная работа Брамса над Вариациями проходила летом 1873 года в Тутцинге. Первоначально он создал версию для двух фортепиано, после чего сразу приступил к её оркестровке. Идею Брамса сочинить вариации для двух фортепиано связывают с его совместным музицированием с Карлом Таузигом, тогда как решение о предпочтительности оркестровой версии было принято на основании пробного исполнения вместе с Кларой Шуман.

Премьера оркестровой версии состоялась, с большим успехом, 2 ноября 1873 года в исполнении Венского филармонического оркестра под управлением автора, 5 февраля 1874 года Брамс повторил Вариации в Лейпциге. Российская премьера Вариаций состоялась 2 ноября 1874 года, дирижировал Эдуард Направник. «Русская музыкальная газета» отмечала в 1911 году, в связи с исполнением Вариаций под управлением Василия Сафонова, что это сочинение стало самым популярным произведением Брамса в России, и связывала это с исключительным мастерством композитора в области вариационной формы, превосходящим даже мастерство Петра Чайковского. Что касается фортепианной версии, то она впервые прозвучала в Вене 10 февраля 1874 года в ходе отчётного концерта фортепианного класса Венской консерватории под руководством Антона Доора в исполнении Мальвины фон Бенфельд и Габриэлы Браунер.

Обе версии Вариаций были опубликованы основным издателем Брамса Фрицем Зимроком, но в обратной последовательности: в конце 1873 года вышла версия для двух фортепиано и лишь спустя несколько месяцев — версия для оркестра. В промежутке между первой и второй публикациями Брамс изменил темповые обозначения для пяти из восьми вариаций, что привлекло дополнительное внимание исследователей к проблеме темпа во всём произведении; по итогам полемики сформировалась точка зрения, согласно которой задачей композитора было выстроить постепенное и логичное повышение темпа от начала к финалу.

Состав оркестра

Оркестровые вариации (опус 56a) написаны для пикколо, 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов , 2 фаготов, контрафагота, 4 валторн, 2 труб, литавр, треугольника и струнных.

Структура

  • Тема. Хорал святого Антония. Andante
  • Вариация 1. Poco più animato (в опусе 56b ― Andante con moto)
  • Вариация 2. Più vivace (в опусе 56b ― Vivace)
  • Вариация 3. Con moto
  • Вариация 4. Andante con moto (в опусе 56b ― Andante)
  • Вариация 5. Vivace (в опусе 56b ― Poco presto)
  • Вариация 6. Vivace
  • Вариация 7. Grazioso
  • Вариация 8. Presto non troppo (в опусе 56b ― Poco presto)
  • Финал. Andante

В культуре

  • На музыку «Вариаций» был поставлен балет Георгия Алексидзе (1975) для творческого вечера Габриэлы Комлевой.
  • Двадцатиминутная заглавная композиция альбома нидерландской прог-рок-группы Focus Hamburger Concerto (1974) основана на Вариациях на тему Гайдна.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: