Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




05.06.2023


03.06.2023


31.05.2023


31.05.2023


29.05.2023


27.05.2023


27.05.2023





Яндекс.Метрика

Бучма, Амвросий Максимилианович

18.05.2023


Амвросий Максимилианович Бучма (укр. Амвросій Максиміліанович Бучма; 2 (14) марта 1891, Львов — 6 января 1957, Киев) — советский и украинский актёр и режиссёр театра и кино, театральный педагог. Народный артист СССР (1944). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1941, 1949). Один из основателей украинского искусства театра и кино XX века.

Биография

Родился во Львове (ныне в Украине) в семье железнодорожного рабочего и прачки. Был младшим из девяти детей.

Учился в гимназии, откуда был исключён с «волчьим билетом» за артистические карикатуры на учителей. После окончания четырёхклассного училища работал чернорабочим, маляром, каменщиком, дровосеком, кельнером, музыкантом.

В 1905 году в возрасте 14 лет принят в качестве хориста и актёра на «выходные» роли на сцене украинского драматического театра общества «Русская беседа» (Львов), который возглавлял И. Д. Стадник. Первый выход в спектакле «Счастье отца» (1905). Работал в театре в 1905—1912 годах.

Молодой актёр был музыкален от природы, наделён чувством ритма. Играл на нескольких музыкальных инструментах (самоучка игры на скрипке), танцевал, занимался гимнастикой, был хорошим рисовальщиком и гримёром, слыл находчивым импровизатором, имел прекрасный вокальный голос (пел оперные партии), выразительно копировал прохожих, друзей, учителей. Вскоре стал одним из популярных театральных актёров Галиции. Исполнял разнообразные роли в драмах, комедиях, трагедиях, водевилях, операх, опереттах.

В 1914 году был мобилизован в австрийскую армию, участвовал в Первой мировой войне. В 1915 году как военнопленный попал в Россию. После побега с каторги в Средней Азии в Украину был шахтёром, чернорабочим, батраком.

Вернулся к искусству после Октябрьской революции. Играл в театрах Н. К. Садовского, И. Д. Рубчака. В 1917—1919 годах учился в Киевском театрально-музыкальном институте имени Н. В. Лысенко (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого).

В 1919 году возглавил товарищество «Новый Львовский театр» в Дрогобыче, где поставил «Женитьбу Фигаро» Бомарше (1920). В 1920 году в результате объединения этого общества с группой актёров «Молодого театра» во главе с Г. П. Юрой в Виннице был создан Театр имени И. Франко (ныне Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко в Киеве). В этом коллективе до 1921 года играл преимущественно комедийные роли в пьесах Мольера, Бомарше, К. Гольдони. В 1921 году отделился от театра, основав в Черкассах театр-студию имени И. Франко и переехав с нею в Херсон, но вследствие голода на Херсонщине и болезни первой жены Полины Самийленко, спектакли прекратились и театр-студия распалась.

После ликвидации студии руководил самодеятельным театром Первых железнодорожных мастерских (Киев), в 1922 году вступил в организованное в Киеве художественное объединение «Березиль» под руководством Л. Курбаса.

У 1922—1926 и 1930—1936 годах — ведущий актёр театра «Березиль» (сначала в Киеве, с 1926 — в Харькове) (с 1935 — Харьковский украинский драматический театр им. Т. Шевченко).

В 1924 году состоялся его кинодебют в фильме «Сон Толстопузенко». В 1926—1930 годы работал на Одесской кинофабрике ВУФКУ как актёр и режиссёр.

В 1933—1935 годы актёр позировал скульптору М. Г. Манизеру для фигур умирающего гайдамака и крестьянина, несущего жернов, на многофигурном памятнике Т. Шевченко в Харькове, став соавтором этих полных выразительности образов.

С 1936 года и до конца жизни — актёр и главный режиссёр Киевского драматического театра им. И. Франко.

Вошёл в историю театра как создатель образов, отличающихся психологической глубиной, предельной искренностью в передаче чувств, яркостью сценических характеристик, неповторимым своеобразием. Его игра характеризовалась богатством интонаций, выразительностью, четкостью движений, жестов. В своих сценических образах актёр глубоко раскрывал идейное содержание произведения, передавая его социальный, общественный смысл.

Во время войны находился с театром в Семипалатинске и Ташкенте, выезжал на фронт. Во время пребывания в Ташкенте поставил на сцене Узбекского театра музыкальной драмы и комедии им. Мукими «Наталку Полтавку» И. П. Котляревского.

Первым в истории украинского театра сыграл роль В. И. Ленина («Правда» А. Е. Корнейчука, 1937).

В 1945—1948 годах — (одновременно с работой в театре) художественный руководитель Киевской киностудии (ныне Киностудия имени А. Довженко).

С 1940 года преподавал в Киевском театральном институте (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого), профессор (1940). Среди его учеников: К. П. Степанков, Н. Х. Козленко.

Выступал на радио и телевидении.

Избирался членом первого президиума образованного после войны Украинского театрального общества (ныне — Национальный союз театральных деятелей Украины).

Член ВКП(б) с 1942 года. Избирался депутатом Киевского городского совета.

Умер 6 января 1957 года в Киеве в результате продолжительной и тяжёлой болезни Паркинсона. Похоронен на Байковом кладбище.

Семья

  • 1-я жена — Полина Никитична Самийленко (1889—1984), театральная актриса. Заслуженная артистка Украинской ССР (1930).
  • 2-я жена — Валентина Ефимовна Бжеская (1896—1977), актриса. Заслуженная артистка Узбекской ССР (1944). Заслуженная артистка Украинской ССР (1951). Мать кинорежиссёра И. Ю. Бжеского.

Награды и звания

  • Заслуженный артист Украинской ССР (1932)
  • Народный артист Украинской ССР (1940)
  • Народный артист СССР (1944)
  • Сталинская премия второй степени (1941) — за большие достижения в области театрально-драматического искусства
  • Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение главной роли в спектакле «Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука
  • Орден Ленина (1951)
  • Три ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1948, 1951)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За оборону Сталинграда»
  • Медали.

Творчество

Роли в театре

Украинский драматический театр общества «Русская беседа»

  • «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
  • «Украденное счастье» И. Я. Франко — Гурман и Задорожный
  • «Женитьба Фигаро» П. Бомарше — Базилио и Бридуазон
  • «Хозяин» И. К. Карпенко-Карого — Пузырь и Маюфес
  • «Фауст» И.-В. Гёте — Вагнер
  • «Уриэль Акоста» К. Гуцкова — Бен-Акиба и Акоста
  • «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони — кавалер, маркиз, Фабрицио
  • «Суета» И. К. Карпенко-Карого — Петро, Михайло, Иван
  • «Мартын Боруля» И. К. Карпенко-Карого — Омелько и Гервасий
  • «Привидения» Г. Ибсена — Освальд

Театр «Березиль»

  • 1923 — «Джимми Хиггинс» по Э. Б. Синклеру — Хиггинс
  • 1924 — «Макбет» У. Шекспира — шут
  • 1924 — «Гайдамаки» по Т. Г. Шевченко — Лейба
  • 1925 — «Накануне» по Поповскому — Иван Каляев
  • 1925 — «Жакерия» П. Мериме — брат Жан
  • 1931 — «Диктатура» И. К. Микитенко — Дударь
  • 1933 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука — Гайдай
  • 1934 — «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука — Кречет
  • 1935 — «Васса Железнова» М. Горького — Павел Железнов

Киевский драматический театр имени И. Франко

  • 1921 — «На дне» М. Горького — Барон
  • 1936 — «Суета» И. К. Карпенко-Карого — Иван Барильченко
  • 1937 — «Правда» А. Е. Корнейчука — Ленин
  • 1937 — «Банкир» А. Е. Корнейчука — Роман Круча
  • 1937 — «Последние» М. Горького — Иван Коломийцев
  • 1938 — «Шёл солдат с фронта» по В. П. Катаеву — Семён Котко
  • 1939 — «Хозяин» И. К. Карпенко-Карого — Пузырь
  • 1940 — «Украденное счастье» И. Я. Франко — Задорожный
  • 1948 — «Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука — Макар Дубрава
  • 1953 — «Не называя фамилии» В. П. Минко — Макар Дубрава

Постановки

Киевский драматический театр им. И. Франко

  • 1920 — «Молодость» М. Гальбе
  • 1920 — «Завет» по Т. Г. Шевченко
  • 1920 — «Гибель „Надежды“» Г. Хейерманса
  • 1921 — «Хозяйка гостиницы» («Мирандолина») К. Гольдони
  • 1921 — «Северные богатыри» Г. Ибсена
  • 1939 — «Судьба поэта» С. Е. Голованивского
  • 1939 — «Хозяин» И. К. Карпенко-Карого
  • 1940 — «Украденное счастье» И. Я. Франко
  • 1942 — «Партизаны в степях Украины» А. Е. Корнейчука
  • 1942, 1951 — «Назар Стодоля» Т. Г. Шевченко
  • 1942 — «Наталка Полтавка» И. П. Котляревского
  • 1945 — «Миссия мистера Перкинса в страну большевиков» А. Е. Корнейчука
  • 1947 — «Далеко от Сталинграда» А. А. Сурова

Украинский театр оперы и балета имени Шевченко

  • 1953 — «Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко

Роли в кино

  • 1924 — Сон Толстопузенко (короткометражный) — Иван Голодранец
  • 1924 — Макдональд (короткометражный) — Макдональд
  • 1924 — Вендетта (короткометражный) — ночной сторож
  • 1925 — Арсенальцы — рабочий
  • 1925 — Укразия — полковник Каменщиков
  • 1926 — Тарас Шевченко — Тарас Шевченко
  • 1926 — Тарас Трясило — Тарас Трясило
  • 1926 — Микола Джеря — Микола Джеря
  • 1928 — Проданный аппетит — Эмиль
  • 1928 — Ночной извозчик — Гордей Ярощук
  • 1928 — Накануне — Сашка-музыкант
  • 1928 — За стеной — Януш Торчинский
  • 1928 — Джимми Хиггинс — Хиггинс
  • 1928 — Арсенал — немецкий солдат в очках
  • 1929 — Пять невест — Йоселе / Лейзере
  • 1931 — Фата моргана — Андрей Гудзь
  • 1932 — Приятного аппетита — Карп Галактионович
  • 1932 — Атака — Петер
  • 1933—1935 — Последняя ночь
  • 1934 — Большая игра — парторг Чингиз
  • 1936 — Назар Стодоля — Фома Кичатый
  • 1939 — Щорс — генерал Терешкевич
  • 1940 — Ветер с востока — Хома Габрысь
  • 1942 — Александр Пархоменко — батька Максюта
  • 1944 — 1945 — Иван Грозный — Алексей Басманов
  • 1945 — Непокорённые — Тарас
  • 1945 — В дальнем плавании — боцман Дзюба
  • 1947 — Подвиг разведчика — Григорий Лещук, агроном
  • 1952 — Украденное счастье (фильм-спектакль) — Микола Задорожный

Кинорежиссёр

  • 1928 — За стеной (совм. с А. Швачко)
  • 1954 — Земля

Сценарист

  • 1928 — За стеной (совм. с Л. Поволоцким)

Сочинения

  • Из глубины души. — М., 1959.

Память

  • В 1933—1935 годах А. Бучма позировал скульптору М. Манизеру для фигур повстанца времен Колиивщины и крестьянина с жерновом на плечах, многофигурного памятника Т. Шевченко в Харькове.
  • На доме, где А. Бучма жил в Киеве (улица Владимирская, 14), установлена мемориальная доска.
  • Именем актёра названы улицы в Киеве (1967), Львове, Виннице, Кривом Роге, Херсоне, Харькове и Одессе, театральная премия Союза театральных деятелей Украины.
  • В 1976 году в Одессе, на территории киностудии, установлен бюст А. М. Бучмы работы скульптора А. Соловьева.
  • В конце 1990-х годов, к 105-летию А. Бучмы, улицу на окраине Одессы в районе Ленпосёлок, названную в честь Степана Олейника (ранее улица 5-го Декабря), переименовали в улицу Амвросия Бучмы, однако на большинстве карт улица до сих пор носит название С. Олейника.
  • О А. М. Бучме изданы монографии И. Пискуна (1956), Б. Львова-Анохина (1959), О. Бабышкина (1966), В. Заболотной (1984).
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: