Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




31.05.2023


31.05.2023


29.05.2023


27.05.2023


27.05.2023


26.05.2023


24.05.2023





Яндекс.Метрика

Концерт для скрипки с оркестром (Ланге-Мюллер)

16.05.2023


Концерт для скрипки с оркестром до мажор, соч. 69 — единственный концерт Петера Эразма Ланге-Мюллера, одно из немногих его крупных произведений с оркестром и одно из последних сочинений. Датируется 1902 годом. Впервые исполнен 18 апреля 1904 года в Датском концертном обществе, дирижировал сам композитор, сольную партию играл Аксель Гаде. Он же помогал Ланге-Мюллеру при сочинении, так как тот не был хорошо знаком с техникой игры на скрипке. Для оркестровки ценные советы давал Август Энна. В отличие от многих позднеромантических концертов, сочинение Ланге-Мюллера не претендует на монументальность и не относится к числу трудных для солиста, зато отличается богатой мелодичностью.

Состав оркестра

  • Деревянные духовые:
    • 2 флейты,
    • 2 гобоя,
    • 2 кларнета (in B и in A),
    • 2 фагота.
  • Медные духовые:
    • 4 валторны (in F и in E),
    • 2 трубы (in F и in C).
  • Ударные:
    • литавры.
  • Струнные.

Композиция

Концерт состоит из трёх частей.

  • I. Moderato
  • II. Allegretto sostenuto
  • III. Allegro giojoso

Первая часть написана в сонатной форме. В экспозиции материал торжественной главной партии долго развивается, достигая в конце концов си мажора, который оказывается доминантой к ми минору побочной партии (она немедленно модулирует в параллельный соль мажор). Противопоставление двух тем нетрадиционно: при всей своей грандиозности главная партия оказывается более мелодичной, чем похожая на спрингар побочная. Разработка начинается с неё, но постепенно в оркестре набирает силу тема главной партии. Проведение её в репризе максимально сокращено (в частности, опущена бывшая в экспозиции модуляция): после краткого повторения главной партии сразу начинается побочная (в до мажоре). В первоначальной версии, по-видимому, этого сокращения не было. В самом конце части предусмотрено место для сольной каденции.

Вторая часть не является медленной частью в традиционном понимании (на что указывает и обозначение Allegretto sostenuto), это интерлюдия в трёхчастной форме. Она написана в параллельном основной тональности ля миноре, и в её гармониях находит выражение скандинавское происхождение автора.

Финал — самая длинная часть концерта (если исключить из первой части каденцию) и самая серьёзная. Экспозиции присущи сдержанность и благородство. В пространной разработке музыка надолго покидает до мажор и часто приобретает большую напряжённость, чем в первой части. Вторая часть главной партии (которую можно рассматривать и как связующую) и певучая побочная дают основной материал для неё. За репризой следует небольшая кода на основе главной темы.

Каденции

Ланге-Мюллер, не будучи скрипачом, предпочел не писать каденцию для концерта, но указал её возможное место в конце первой части. Известны каденции Акселя Гаде (сыгранная им при первом исполнении концерта), Тура Аулина и Юлия Рутстрёма. Свою собственную каденцию записал Ларс Бьёрнкьер. Однако, исходя из общей технической непретенциозности концерта, уместность добавления в него каденции оспаривается.

Записи

[Показать/скрыть таблицу записей]
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: