Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




03.06.2023


31.05.2023


31.05.2023


29.05.2023


27.05.2023


27.05.2023


26.05.2023





Яндекс.Метрика

Список музыкальных жанров, направлений и стилей

28.04.2023


Существует всего четыре музыкальных направления: народная музыка, духовная музыка, академическая музыка и популярная музыка. К каждому направлению принадлежит некоторое количество музыкальных жанров и у каждого жанра есть множество поджанров.

Народная музыка

Народная музыка, музыкальный фольклор — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение. Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической.

Духовная музыка

Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан, а в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии)

  • Иудейская духовная музыка (канторская музыка)
    • Каббалистическая музыка
  • Христианская духовная музыка
    • Апостольская или Армянская духовная музыка
    • Католическая музыка
      • Месса
      • Григорианское пение
    • Православная музыка
      • Знаменное пение
      • Партесное пение
      • Духовные стихи
    • Афроамериканская духовная музыка
      • Спиричуэлс
      • Госпел

Академическая музыка

Подробнее по этой теме см. Академическая музыка

Академическая музыка развилась из европейской музыки церковного пения. Христианская церковь, вместе с её философией и этикой, отбросила от себя практически все эмоции античных песен и плясок. Церковное пение было сосредоточено на себе самом и не связано с танцем, сценическим представлением, жестом — в противоположность комплексному состоянию музыки в народной культуре. «Музыкальная автономность» — важнейшее качество академической музыки. Следует отметить различие между типичным католическим и православным песнопениями. Западное христианское пение тяготело к высоким тембрам (дисканты, тенора) и светлому, нежному колориту. Русское же церковное пение отличалось басовым тембром, особую гордость в нём составляли басы-окта-висты. Однако при всём различии христианское пение сильно отличалось от мусульманской манеры, сохранявшей особого рода хриплые гортанные звуки.

Другая особенность академической музыки — она записана нотами. Российский музыковед-историк М. Сапонов писал: «Европейская музыкальная культура стала в полном смысле единственной письменной музыкальной культурой в мире, что и явилось одним из факторов универсальности и всемирной общезначимости художественных ценностей, созданных этой культурой. Письменный способ существования музыкальной традиции — это не просто альтернатива устному, он несёт в себе совершенно новую концепцию музыкального искусства, иные эстетические критерии, другую творческую психологию, свою слуховую настройку и связанные с письменностью методы музыкального обучения».

С конца XVII века в Европе начинают строиться первые концертные залы для исполнения музыкальных произведений. С окончанием эпохи Возрождения произошли фундаментальные перемены в мире музыки. Если в Средневековье христианская церковь отрезала от себя полную земных страстей музыку язычников, поставив пение целиком на службу Богу, то в Новое время в музыку вернулись переживания разнообразных земных человеческих эмоций.

Популярная музыка

Популярная музыка (англ. popular music) — произведения различных музыкальных жанров, ориентированные на широкую публику.

Фолк-музыка

Фолк-музыка — популярная музыка, которая развилась на основе народной музыки в середине XX века в результате феномена фолк-ривайвлов (фолк-возрождения), когда народная музыка начала распространяться среди массовой аудитории. В этой связи его иногда называют «музыкой фолк-ривайвла». Наиболее активно развитие жанра происходило в США и Великобритании. Фолк-музыка также включает в себя различные поджанры, в том числе фолк-рок и электрик-фолк.

  • Этническая музыка
  • Прогрессив-фолк
  • Фолк-барок
  • Филк

Кантри

Разновидность американской популярной музыки, развившаяся из традиционной музыки иммигрантов Британских островов. Изначально — сельский любительский жанр, смешавший кельтские и английские танцевальные мелодии с песнями XIX века, блюзом, госпелом и американской духовной музыкой, но с 1920-х годов развился в один из наиболее коммерчески успешных музыкальных жанров.

Поджанры:

  • Блюграсс
  • Кантри-поп
  • Альт-кантри
  • Хонки-тонк

Латиноамериканская музыка

Латиноамериканская музыка (исп. música latinoamericana) — обобщённое название музыкальных стилей и жанров стран Латинской Америки, а также музыка выходцев из этих стран, компактно проживающих на территории других государств и образующих большие латиноамериканские сообщества (например, в США). Является сплавом многих музыкальных культур, однако её основу составляют три компонента: испанская (либо португальская), африканская и индейская музыкальные культуры. Как правило, латиноамериканские песни исполняются на испанском или португальском языках, реже — на французском. В разговорной речи часто используется сокращённое название «латинская музыка», «латина» (исп. música latina).

  • Бачата
  • Зук
  • Кумбия
  • Ламбада
  • Мамбо
  • Меренге
  • Пачанга
  • Румба
  • Сальса
  • Самба
  • Сон
  • Танго
  • Форро
  • Ча-ча-ча
  • Реггетон

Блюз

Блюз (англ. blues от blue devils) — музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Является (наряду с рэгтаймом, ранним джазом, рэпом и др.) одним из наиболее влиятельных вкладов афроамериканцев в мировую музыкальную культуру, сложившимся из таких её проявлений, как «рабочая песня», холер (ритмичные вскрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов (англ. ринг-шаут), спиричуэлс (христианские песнопения в особой манере), шант и баллады (короткие стихотворные истории). Блюз во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как «поп», «джаз», «рок-н-ролл» «соул».

  • Сельский блюз
  • Харп-блюз
  • Техасский блюз
  • Электрик-блюз
  • Вест-сайд-блюз
  • Вест-кост-блюз
  • Дельта-блюз
  • Чикагский блюз
  • Свомп-блюз
  • Зайдеко

Ритм-н-блюз

Ритм-энд-блюз, или ритм-н-блюз (от англ. Rhythm & Blues, сокр. R&B) — стиль популярной музыки афроамериканцев, включающий элементы блюза. Изначально, обобщённое название массовой музыки, основанной на блюзовых и джазовых направлениях 1930—1940-х годов. В конце 1940-х годов словосочетание ритм-энд-блюз стало официальным маркетинговым термином для обозначения современных, с элементом танцевального ритма, популярных направлений в музыке афроамериканских исполнителей США.

  • Ду-воп
  • Соул
  • Фанк
  • Нью-джек-свинг
  • Современный ритм-н-блюз
  • Неосоул

Джаз

Джаз (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритма, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха».

Шансон, романс, авторская песня

Подробнее по этой теме см. Шансон, Романс (музыка), Авторская песня

Шансон (фр. chanson — песня) — французская эстрадная песня в стиле кабаре.

Жанры шансона использовали певцы французских кабаре в конце XIX века — первой половине XX века. Наиболее известными из них являются Аристид Брюан, Мистингетт. Из кабаре данная модификация шансона перешла во французскую эстрадную музыку XX века.

В 1950-х годах оформились два главных направления оригинальной франкоязычной песни, существующие до настоящего времени:

  • Классический шансон, где первостепенное значение придается поэтической компоненте песни и автор, как правило, сам является исполнителем. Этот жанр связывается в первую очередь с именами Мориса Шевалье, Шарля Трене и Эдит Пиаф, которая продолжала традицию реалистической песни.
  • «Новый шансон», где используются новейшие приёмы современной легкой музыки, но по-прежнему очень требовательно относятся к текстам своих песен. Начало «нового шансона» связывают с именем Доминика А и относят к последнему десятилетию XX века.

В 1990-х годах в российской музыкальной индустрии был введён термин «русский шансон» как эвфемизм, когда блатная песня стала звучать на эстраде, по радио и телевидению, и популяризован одноимённой радиостанцией. Таким образом, под понятие русского шансона попадают довольно отличные друг от друга исполнители — от Петра Лещенко, Михаила Шуфутинского и Аркадия Северного до Клавдии Шульженко и Марка Бернеса, — отчего данный термин вызывает противоречивое отношение и не всеми принимается.

Романс (фр. romance) — многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

В первой половине XIX века в России на волне веяний романтизма сформировался жанр русского романса. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах звучат цыганские темы. В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров:

  • Классический романс — написанный профессиональными композиторами.
  • Городской романс (бытовой, мещанский) — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования, прототип русского шансона.
  • Цыганский романс — жанр, сформировавшийся к середине XIX века на основе русских народных песен и бытовых романсов под влиянием хоров петербургских и московских цыган.
  • Жестокий романс — особенностью которого являются яркость персонажей, контрастность чувств, мелодраматизм, острота ситуации, доходящая до крайности.
  • Казачий романс — казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. К «казачьим романсам» нередко ошибочно причисляется и написанный в Петербурге и впервые исполненный там же популярный романс 1840- х гг. Н. П. Девитте, аристократа голландского происхождения, на слова Андрея Молчанова — «Не для меня придёт весна…».

Блатная песня — песенный жанр, воспевающий тяжёлый быт и нравы уголовной среды; изначально ориентирован на заключённых и лиц, близких к преступному миру.

Зародился в России в XIX веке, а окончательно сформирован в СССР. Со временем в жанре блатной музыки стали писаться песни, выходящие за рамки криминальной тематики, однако сохраняющие её характерные особенности: мелодию, жаргон, стиль повествования, мировоззрение. C 1990-х годов блатную песню в российской музыкальной индустрии привыкли называть «русским шансоном».

В середине XIX века существовали так называемые «песни воли и неволи», «острожные», «каторжные». Термин «блатная песня» возник в начале XX века с появлением исполнителей подобной музыки на эстраде. В моду вошёл так называемый босяцкий, или рваный, жанр, вызванный повышенным интересом в обществе к миру отверженных людей, которые в те времена в публицистике и художественной литературе изображались либо жертвами социальной несправедливости, либо носителями бунтарского духа. На сцене МХТ тюремная песня «Солнце всходит и заходит» впервые прозвучала в пьесе Максима Горького «На дне» (в 1902 году). Традиционные мелодии блатной песни в советское время позаимствованы из ресторанных песен и куплетов, сочинявшихся и исполнявшихся еврейскими артистами в Одессе в начале XX века. Одной из первых блатных песен, получивших широкую известность, считается «Мурка» (примерно 1923). Впервые блатные песни на грампластинках были изданы в 1930-е годы. Исполнял их известный артист эстрады, уроженец Одессы Леонид Утесов. В 1930—1940-е годы появились песни о страданиях осуждённых, находящихся в ГУЛАГ. В 90-е годы в России появились множество музыкантов и коллективов, исполнявших на эстрадной сцене блатную песню.

Авторская песня (бардовская песня) — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.

В России предшественниками авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры Александра Вертинского. Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, а также живым и неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х годах (сочинённые Павлом Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина»).

В других странах явление возникло в 1960-е годы. Везде авторы-исполнители (Liedermacher — в ГДР и ФРГ, cantautor — в Италии и Латинской Америке, auteur-compositeur-interprète — во Франции, singer-songwriter — в США) пели песни собственного сочинения под гитару. Везде такие поэты с гитарами были глубоко связаны с местной традицией, но при этом повсюду их песни содержали критику общества и государства — неважно, социалистического или капиталистического, представляли собой эксперимент с разными жанрами и обладали колоссальной способностью создавать альтернативные аудитории (прежде всего молодёжные).

Электронная музыка

Электронная музыка (нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») — широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ). Хотя первые электронные инструменты появились ещё в начале XX века, электронная музыка как самостоятельный жанр утвердилась во второй половине XX века — начале XXI века и включает сегодня в свой обширный жанрово-стилевой спектр десятки разновидностей от экспериментальной академической музыки до популярной электронной танцевальной музыки. Электронная музыка оперирует звуками, которые образуются при использовании электронных технологий и электромеханических музыкальных инструментов. Примерами электромеханических музыкальных инструментов могут служить телармониум, орган Хаммонда и электрогитара. Чистый электронный звук получают с помощью таких инструментов, как терменвокс, синтезатор и компьютер.

  • Академическая электронная музыка
    • Звуковой ландшафт
    • Конкретная музыка
    • Электроакустическая музыка
      • Акусматическая музыка
  • Бейс
    • Фьюче-бейс
  • Брейкбит
    • Биг-бит
    • Брейкбит-хардкор
    • Нью-скул-брейкс
    • Прогрессив-брейкс
    • Психоделик-брейкбит
  • Даб
    • Даб-поэзия
    • Дабтроника
  • Джангл
    • Рагга-джангл
  • Диско
    • Евродиско
    • Ню-диско
    • Постдиско
      • Буги
      • Сити-поп
    • Электро-диско
      • Итало-диско
      • Спейс-диско
      • Хай-энерджи
        • Евробит
        • Евродэнс
  • Драм-н-бейс
    • Даркстеп
    • Джамп-ап
    • Драмфанк
    • Интеллиджент
    • Ликвид-фанк
    • Нейрофанк
    • Текстеп
    • Техноид
    • Халфстеп
    • Хардстеп
  • Гэридж
    • Бейслайн
    • Брейкстеп
    • Вонки
    • Грайм
    • Дабстеп
      • Бростеп
      • Постдабстеп
    • Спид-гэридж
    • Тустеп-гэридж
    • Фьюче-гэридж
  • Индастриал и постиндастриал
    • Витч-хаус
    • Индастриал-метал
      • Нойе-дойче-хертэ
    • Индастриал-рок
    • Индастриал-хип-хоп
    • Мартиал-индастриал
    • Неофолк
    • Электро-индастриал
      • Дарк-электро
    • Electronic body music (EBM)
      • Нью-бит
      • Фьючепоп
  • Интеллигентная танцевальная музыка (IDM)
    • Дрилл-н-бейс
  • Музыка видеоигр
    • FM-синтез
    • Секвенсорная и трекерная музыка
    • Чиптюн / Восьмибитная музыка
      • Битпоп
      • Нинтендокор
      • Скви
  • Призракология
    • Синтвейв
      • Дарксинт
      • Советвейв
    • Чиллвейв
    • Вейпорвейв
  • Техно
    • Берлинское техно
    • Даб-техно
    • Детройт-техно
    • Индастриал-техно
    • Минимал-техно
    • Хард-техно
      • Шранц
    • Эйсид-техно
    • Эмбиент-техно
  • Транс
    • Аплифтинг-транс
    • Балеарский транс
    • Вокальный транс
    • Дрим-транс
    • Евротранс
    • Гоа-транс
      • Ницгонот
    • Прогрессивный транс
    • Психоделический транс
      • Дарк-психоделик-транс
      • Минимал-пситранс
      • Суомисаунди
    • Техно-транс
    • Хард-транс
    • Эйсид-транс
  • Фанк-слияния
    • Синти-фанк
    • Эйсид-джаз
  • Хард-дэнс
    • Джампстайл
    • Ленто-виоленто
    • Хардстайл
  • Хардкор
    • Брейккор
      • Раггакор
    • Диджитал-хардкор
    • Габбер
    • Спидкор
    • Терроркор
      • Фриформ
    • Хэппи-хардкор
  • Хаус
    • Балеарский хаус
    • Гараж-хаус
    • Гетто-хаус
    • Дип-хаус
    • Итало-хаус
    • Микрохаус
    • Мумбакор
    • Мумбатон
    • Прогрессив-хаус
    • Тек-хаус
    • Тропикал-хаус
    • Французский хаус
    • Фьюче-хаус
    • Хард-хаус
    • Чикагский хаус
    • Эйсид-хаус
    • Электро-свинг
    • Электро-хаус
      • Биг-рум
      • Датч-хаус
    • Эмбиент-хаус
  • Хип-хоп-слияния
    • Альтернативный хип-хоп
      • Хипстер-хоп
    • Глитч-хоп
    • Инструментальный хип-хоп
    • Лоу-фай хип-хоп
    • Клауд-рэп
    • Кранк
      • Кранккор
      • Снэп-музыка
    • Мамбл-рэп
    • Трэп
      • Дрилл
        • Бруклинский дрилл
      • Плаг
      • Фонк
    • Электро
    • Эмо-рэп
  • Чилаут
    • Даунтемпо
    • Псибиент
    • Трип-хоп
  • Экспериментальная электронная музыка
    • Блэк-миди
    • Дроун
    • Глитч
    • Лоуэркейс
    • Нойз
      • Джапанойз
      • Опасная музыка
      • Пауэр-электроникс
        • Дэт-индастриал
      • Пауэр-нойз
      • Харш-нойз
  • Электроник-рок
    • Дэнс-рок
      • Альтернативная танцевальная музыка
        • Мэдчестер
        • Нью-рейв
      • Дэнс-панк
    • Инди-электроника
    • Краут-рок
    • Новая волна (нью-вейв)
      • Дарквейв
        • Немецкий дарквейв
      • Колдвейв
      • Новая романтика
      • Нойе-дойче-велле
      • Этериал-вейв
    • Построк
      • Электроникор
    • Синти-панк
    • Спейс-рок
    • Электронная поп-музыка
      • Данс-поп
      • Гиперпоп
      • Софисти-поп
      • Синти-поп
        • Электроклэш
          • Электропоп
  • Электроника
    • Ню-джаз
    • Прогрессивная электронная музыка
      • Берлинская школа
    • Фолктроника
  • Эмбиент
    • Дарк-эмбиент
    • Нью-эйдж
      • Космическая музыка
        • Спейс-эмбиент
  • Этно-электроника и региональная EDM
    • Азиатский андерграунд
    • Кудуро

Рок

Рок-музыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake…

Рок-музыка имеет самое большое количество направлений (около 180): от достаточно «лёгких», таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, мерсибит, до агрессивных — хэви-метала, глэм-метала, трэш-метала, блэк-метала и брутальных дэт-метала, грайндкора.

Хип-хоп

Возник Хип-Хоп в 1973 году благодаря ямайскому Диджей Кул Херк включая на местной вечеринке в Бронксе на 1520 Sendgwick Avenue, знаменитые тогда песни и микшировав их он создал один из наиболее известных направлений в музыке. В начале 1980-х сначала наркоторговцы, а затем и лейблы заинтересовались новыми талантами из бедных районов, увидев в этом прибыль.

Некоторые поджанры хип-хопа:

  • Альтернативный хип-хоп
  • Чикано-рэп
  • Фристайл-рэп
  • Гангста-рэп
  • Хардкор-рэп
  • Трэп-рэп
  • Мамбл-рэп
  • Эмо-рэп

Регги

Регги (рэгги, реггей; англ. reggae) — направление современной музыки, сформировавшееся на Ямайке в конце 1960-х и получившее широкое распространение с начала 1970-х годов. Главной особенностью регги является ведущая роль ритмических элементов, преимущественно бас-гитары, рисунок которой составляет основу композиции как ритмически, так и мелодически (партии остальных инструментов строятся вокруг партии баса). Также в регги отмечается: умеренный (может быть и быстрый, но не агрессивный) темп, размер — 4/4, акценты в аккомпанементе на 2-й и 4-й доле, брейки на высоких томах или тимбалах.

Фанк

Фанк (от англ. funk «танцевать») — жанр танцевальной музыки, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз.

Последователем фанка в новом веке стал стиль funktronica, современное развитие синт-фанка.

  • Синти-фанк
  • Джаз-фанк
  • Психоделический фанк
  • Авангардный фанк
  • Афробит
  • Эйсид-джаз
  • Джи-фанк

Новая волна

Новая волна или нью-вейв (англ. New Wave) — музыкальное направление; этим термином обозначают различные жанры рок-музыки, возникшие в конце 1970-х — начале 1980-х годов и порвавшие стилистически и идейно с предыдущими жанрами рока. Общие характеристики «новой волны» включают в себя использование синтезаторов, важность стиля и искусства, а также большее разнообразие. Музыка «новой волны» является неоднозначной категорией поп- и рок-музыки в период с конца 70-х до середины 80-х, имеющей связи с панк-роком.

Соул

Соул (от английского soul — «душа») — жанр популярной музыки афро-американского происхождения, возникший в южных штатах США в 1950-е годы на основе ритм-энд-блюза. Характерную эмоционально-прочувствованную, экстатическую, порой экзальтированную, «душевную» вокальную манеру соул-музыка восприняла из традиции духовных песнопений госпел и спиричуэлс, а также джазовой вокальной импровизации.

  • Северный соул
  • Филадельфийский соул
  • Голубоглазый соул
  • Пластиковый соул
  • Соул-блюз
  • Соул-джаз
  • Нео-соул

Диско

Диско (англ. disco, букв. — «дискотека») — один из основных жанров танцевальной музыки XX века, возникший в начале 1970-x годов.

Название жанра произошло от слова «диск», либо как сокращение от французского слова discotheque (дискотека), которое изначально обозначало «хранилище дисков», а затем — заведения, где воспроизводилась музыка с грампластинок, в отличие от традиционных клубов, где исполнители играли в живую.

  • Евродиско
  • Итало-диско
  • Спэйс-диско
  • Хай-энерджи

Поп-музыка

Поп-музыка включает в себя, такие жанры, как:

  • K-pop
  • Электропоп
  • J-pop
  • Q-pop
  • Диско
  • Хайпер-поп
  • Традиционная поп-музыка
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: