Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




09.06.2023


08.06.2023


06.06.2023


05.06.2023


03.06.2023


31.05.2023


31.05.2023





Яндекс.Метрика

Тайны вуду

25.04.2023


«Тайны вуду» (фр. Les Mystères du vaudou; англ. Voodoo: Truth and Fantasy) — иллюстрированная монография 1993 года о гаитянском вуду. Она была написана гаитянским социологом религии Лаэнеком Юрбоном и опубликована в карманном формате издательством Éditions Gallimard в качестве 190-го тома своей коллекции Découvertes (известной как Abrams Discoveries в США, New Horizons в Великобритании и «Открытие» в России).

Содержание

Книга является частью серии «Религии» коллекции Découvertes Gallimard. Она создана в соответствии с традицией коллекции Découverte, основанной на обильной изобразительной документации и объединении визуальных документов и текстов, а также печати на мелованной бумаге. Французский журнал L’Express характеризует книги серии как «подлинные монографии, изданные как книги по искусству» или «графический роман».

Погружаясь в историю Гаити, автор представляет гаитянское вуду во множестве его аспектов. Он делает вывод, что после долгих лет преследований: со стороны рабовладельческого общества, католической церкви, расистов и тех, кого в ужас приводили демоны и зомби, а также со стороны гаитянских властей после обретения независимости (преследования продолжались даже несмотря на то, что приверженцы вуду поддерживали идею освобождения от рабства), и после агрессивной политической эксплуатации культа со стороны диктатора Франсуа Дювалье, вуду всё же сумело остаться «одним из неотъемлемейших культурных источников гаитянского народа». В книге также уделяется внимание неоднозначной роли вуду в падении диктатуры Дювалье.

Структура книги соответствует этому историко-политическому видению автора, основной текст разделён на семь глав:

  • Глава I: «Великий переход»;
  • Глава II: «Вуду, спрятанное в аду рабства»;
  • Глава III: «Кампании против колдовства»;
  • Глава IV: «Дух „лоа“»;
  • Глава V: «Культ мёртвых»;
  • Глава VI: «Мандже-лоа», «Дансе-лоа»;
  • Глава VII: «Удивительное выживание».

Первые три главы прослеживают историю вуду на Гаити от «великого перехода» до времён американской оккупации (1915—1934) и прихода к власти Дювалье (глава III), в том числе охватывая период, когда «вуду прятался в аду рабства» (глава II). Именно к этому времени Юрбон относит формирование верований и практики вуду как системы, формулирующей мифологию, ритуалы и стандарты поведения (главы IV—VI).

Последняя глава посвящена феномену «удивительной выживаемости» вуду. Автор обращается к проблеме создания протестантских сект, которые «выдавая все лоа за злые или сатанинские силы» тем самым возродили представления о колдовстве, а также задаётся вопросом, имеет ли «вуду тенденцию приобщать своих почитателей» к прошлому, ставя их под власть традиции (выражаемой в культе мёртвых, предков и лоа), а не к более гибким правилам, подчиняющимся современному рациональному мышлению?" Как бы то ни было, делает вывод Юрбон, вуду является частью всемирного культурного наследия и цивилизацией, простирающейся от Африки до Америки.

Вторая часть книги, раздел «Документы», содержит сборник отрывков из источников, разделённый на шесть частей:

  • Дьявол, вуду и миссионеры;
  • Кампании против суеверий;
  • Как лоа проявляют себя перед людьми;
  • Для реабилитации вуду;
  • Вуду в искусстве;
  • Люди путешествуют, духи тоже.

Книгу завершают глоссарий, хронология, библиография, список иллюстраций и указатель.

Работа обильно иллюстрирована рисунками, фотографиями, гаитянскими картинами и т. п., таким образом она косвенно может служить пособием по иконографии гаитянского вуду. Книга была переведена на английский, русский, корейский и испанский языки.

Отзывы

На ресурсе Babelio книга удостоилась средней оценки в 3,71 из 5 балов на основе 7 отзывов, на Goodreads — 3,88 из 5 в США на основе 57 оценок, 3,33 из 5 в Великобритании на основе 9 рецензий, 3,5 из 5 во Франции и Испании, то есть получив «в целом положительное мнение».

В своей рецензии для Journal of Haitian Studies (2000) профессор Патрик Беллегард-Смит назвал работу Юброна «маленькой большой книгой». Он отметил изобилие цветных иллюстраций, а также точность и подробность информативного материала о гаитянском вуду. Учёный похвалил Юброна за скрупулёзную исследовательскую работу на Гаити, в Карибском бассейне и в Западной Африке, которая насыщает книгу последними научными достижениями по изучению национальной религии Гаити. Беллегард-Смит также заметил, что в оригинальном французском издании многие чёрно-белые фотографии в разделе «Документы» были напечатаны на бумаге более высокого качества, чем в английском.

В обзоре для журнала L’Homme et la société (1993) сотрудник французского Национального центра научных исследований Кристиан Вови выделил прекрасное, по его мнению, взаимодействие между текстом и «иконографией» (иллюстрациями) и гармоничную взаимодополняемость текста, документов, фотографий, рисунков, произведений искусства гаитянского вуду.

Социолог Франсуаза Шампьон в журнале Archives de sciences sociales des religions (1997) хвалила иллюстрирование книги, «научно контролируемую теплоту» автора по отношению к теме, но вместе с тем отмечала, что тесное переплетение в ней истории вуду и Гаити ограничивает другую перспективу затрагиваемой темы, а именно сохраняющееся единство афроамериканских религий и даже, по мнению самого Юрбона, цивилизации «простирающейся от Африки до Америки».

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: