Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон





















Яндекс.Метрика

Миграционная политика Азербайджана


В Азербайджане миграционная политика осуществляется Государственной миграционной службой и соответствующими департаментами Министерства труда и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения, Министерством иностранных дел, Министерством внутренних дел, Государственной пограничной службой, Государственным комитетом Азербайджанской Республики для беженцев и ВПЛ и Cлужбой Государственной Безопасности. Миграционный кодекс, Закон о гражданстве, Закон об иммиграции являются основами миграционной политики в Азербайджане. 19 марта 2007 года была создана независимая миграционная служба - Государственная миграционная служба для регулирования быстро меняющегося мигранта и подготовки всеобъемлющей и эффективной миграционной политики.

История создания

После обретения независимости в 1991 году Азербайджан столкнулся со значительной волной эмиграции своих граждан за границу из-за трудностей, таких как нестабильная политическая ситуация, экономический спад и внутреннее переселение беженцев и вынужденных переселенцев из-за карабахского конфликта. С годами возрастающая роль страны как транзитной страны, экономическое развитие и реализация масштабных проектов в области энергетики и транспорта позволили Азербайджану привлечь все большее число иммигрантов. Азербайджан столкнулся с многогранными проблемами в миграционных процессах, поэтому был предпринят ряд действий по их устранению. Среди них - принятие Концепции государственной политики в области миграции, одобрение Государственной программы миграции на 2006-2008 годы, создание Государственной миграционной службы. Кроме того, была создана группа с целью работы по внедрению биометрической идентификации. Государственная программа по биометрической идентификации в Азербайджанской Республике была составлена по рекомендации группы и утверждена Ильхамом Алиевым 13 февраля 2007 года. В Закон о национальной идентификационной карточке Азербайджанской Республики в декабре 2011 года были внесены поправки с целью представления удостоверений личности с электронными чипами, содержащими личную информацию. Азербайджан присоединился к Конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Концепция государственной миграции

13 июля 2004 года Кабинет министров утвердил Концепцию государственной политики управления миграцией, учитывая необходимость определения государственной политики по вопросам миграции для подготовки Государственной программы миграции. Концепция содержит 4 раздела: помимо общих положений и ситуации с миграцией в Азербайджане, это цели, принципы и задачи миграционной политики, а также механизм реализации государственной миграционной политики Азербайджана.

Основными направлениями государственной миграционной политики Азербайджана являются: обеспечение контроля над миграционными процессами в Азербайджане и предотвращение нелегальной миграции; стимулирование азербайджанских соотечественников, проживающих за рубежом, переселиться в Азербайджан и содействие возвращению эмигрантов, а также содействие иммиграции квалифицированных специалистов и других иностранных работников, необходимых для рынка труда Азербайджана; и упрощение въезда и проживания в Азербайджане для иностранных граждан, ведущих бизнес в Азербайджане.

Основными механизмами реализации концепции являются: совершенствование законодательства Азербайджанской Республики о миграции; продвижение системы управления миграцией и координация деятельности органов управления миграцией; создание единой государственной информационной системы по вопросам миграции; развитие сотрудничества с международными организациями и соответствующими правительственными учреждениями зарубежных стран для регулирования миграционных процессов.

Государственная миграционная программа

Концепцией Государственной миграционной политики Азербайджана последовала Государственная миграционная программа Азербайджанской Республики на 2006-2008 годы. Программа была утверждена Президентом Азербайджана 25 июля 2006 года. Эта Программа была создана для осуществления необходимых действий для достижения целей, упомянутых в Концепции миграционной политики.

Программа содержит 3 раздела - общую информацию и характеристики миграционных процессов Азербайджана, основные направления государственной миграционной политики Азербайджана и международное сотрудничество в этой области. Кроме того, также определены меры, которые должны быть реализованы в рамках Государственной Программы Миграции.

Согласно Программе, основной целью государственной миграционной политики Азербайджана является регулирование миграционных потоков и обеспечении национальной безопасности и интересов Азербайджанской Республики и предотвращение негативных последствий неконтролируемых миграционных процессов. Основные цели миграционной политики Азербайджана определены в Программе как эффективное использование миграционных процессов для развития страны; осуществление государственных программ и мер, связанных с миграцией, в соответствии с интересами общества и народа; предотвращение незаконной миграции; установление необходимых условий для ускорения процесса адаптации мигрантов к существующей социально-экономической ситуации; защита прав мигрантов.

Осуществление государственной миграционной политики предполагает деятельность соответствующих государственных органов по следующим основным направлениям в рамках этой Государственной программы:

  • совершенствование механизма управления миграцией;
  • установление правовой основы для определения взаимных прав и обязанностей мигрантов и государства;
  • повышение эффективности государственного регулирования миграции,
  • объявление квот на получение иммигрантов с учетом потребностей внутреннего рынка труда;
  • принятие соответствующих мер для устранения негативных случаев в соответствующих государственных органах, занимающихся вопросами миграции;
  • осуществление комплексных мер по предотвращению незаконной миграции;
  • сотрудничество с миграционными службами зарубежных стран и международными организациями для решения проблем, связанных с миграцией.

Государственные учреждения, ответственные за миграционные процессы

Несмотря на то, что Государственная миграционная служба несет полную ответственность за миграционные процессы, другие государственные органы - Министерство внутренних дел (МВД), Министерство иностранных дел (МИД), Государственная пограничная Служба, Министерство труда и социальной защиты населения, Государственный комитет по делам беженцев и вынужденных переселенцев - также занимаются вопросами миграции в рамках своей деятельности. Указом Президента от 29 июня 2005 года, который вступил в силу 16 мая 2006 года, был создан новый отдел, связанный с миграционной службой - главны отдел паспортно-регистрационного и миграционного управления - в Министерстве внутренних дел. Это отдельная структурная фракция внутри МВД и регистрирует граждан Азербайджана или других государств и лиц без гражданства, выдает удостоверения личности иностранным гражданам, а также национальные паспорта гражданам Азербайджана и занимается иммиграционные вопросы в органах МВД.

Государственная миграционная служба

В целях реализации государственной политики в области миграции, совершенствования системы управления миграционными процессами и координации деятельности различных государственных органов по миграционным процессам Государственная миграционная служба Азербайджанской Республики была сформирована 19 марта 2007 года в соответствии с Указом Президента Азербайджана. Государственная миграционная служба занимается заявками на гражданство, выдавая разрешение иностранцам и лицам без гражданства временно проживать в Азербайджане, продлевая временный вид на жительство иностранцев и лиц без гражданства, предоставляя иммигрантам или беженцам статус иностранцев.

Министерство иностранных дел

Министерство иностранных дел отвечает за оформление визовых запросов иностранцев через более 60 посольств и консульств Азербайджана; оказание консульских услуг гражданам Азербайджана, проживающим за рубежом; регистрация граждан Азербайджана, постоянно или временно находящихся за границей; содействие и обеспечение сотрудничества с международными организациями и странами-партнерами по вопросам миграции.

Основным партнером Азербайджана в области сотрудничества по вопросам миграции является Международная организация по миграции (МОМ). Азербайджан получил различные виды помощи от МОМ с 1996 года и стал членом МОМ в 2001 году. Азербайджан также сотрудничает с Европейским союзом и ОБСЕ по вопросам миграции. В рамках Европейской политики добрососедства в ноябре 2006 года был принят План действий между Азербайджаном и ЕС. План действий охватывает различные вопросы, такие как управление границами, вопросы убежища, управление миграцией, предотвращение незаконной миграции, диалог реадмиссии, реинтеграция возвращенных мигрантов и упрощение визовых процедур.

Правовые рамки

Законодательство, касающееся миграции, включает Конституцию, международные договоры Азербайджан является стороной, национальным законодательством и другими правовыми актами. Конституция предусматривает равные права для иностранцев выполнять те же обязанности, что и граждане Азербайджана, если иное не предусмотрено законом или международными соглашениями, которые были ратифицированы Азербайджаном.

Правовые акты, принятые для управления миграционными процессами в Азербайджане, включают:

  • Закон о въезде, выезде и паспортах (14 июня 1994 года);
  • Закон о государственной границе Азербайджанской Республики;
  • Закон об удостоверении личности граждан Азербайджанской Республики (14 июня 1994 года);
  • Закон о правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства (13 марта 1996 года);
  • Закон о регистрации по месту жительства и фактическому адресу (4 апреля 1996 года);
  • Закон о гражданстве Азербайджанской Республики (30 сентября 1998 года);
  • Закон об иммиграции (22 декабря 1998 года);
  • Закон о трудовой миграции;
  • Закон «О правовом статусе беженцев и перемещенных лиц» (21 мая 1999 года);
  • 2002 Закон о государственной политике в отношении граждан, проживающих за рубежом (с поправками, внесенными в 2003 году).

Миграционный кодекс

Миграционный кодекс Азербайджанской Республики был утвержден президентом Ильхамом Алиевым 2 июля 2013 года с целью установления норм, связанных с осуществлением государственной политики Азербайджана в вопросах миграции, регулирования миграционных процессов и правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджане.

Кодекс содержит 6 разделов. Помимо общих положений, они включают въезд и выезд с территорий Азербайджанской Республики, необходимые документы, касающиеся миграционных процессов, трудовую миграцию, правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджане, а также высылку иностранцев и лиц без гражданства с территории Азербайджан.

В Кодексе содержится юридическое объяснение условий иностранца, лица без гражданства, паспорта, временно пребывающего в Азербайджанской Республике, временного и постоянного проживания в Азербайджанской Республике, трудовой миграции, близких родственников, разрешения на работу, визы, места жительства, местоположение и другие условия, связанные с миграцией. Кроме того, в Кодексе изложены цели регистрации миграционной деятельности, основания для ведения и осуществления миграционной записи. Классификация виз полностью представлена в Миграционном кодексе впервые в законодательстве Азербайджана.

Международная правовая основа

  • Конвенция о статусе беженцев (1951 год) и дополняющий ее Протокол (1967 год);
  • Конвенция о статусе апатридов (1954 год);
  • Конвенция об искоренении безгражданства (1961 год);
  • Конвенция ООН о борьбе с транснациональной организованной преступностью;
  • Протокол ООН «Профилактика, искоренение и преследование торговли людьми, особенно женщин и детей», дополняющий Конвенцию ООН о борьбе с транснациональной организованной преступностью;
  • Протокол ООН «О борьбе с незаконным ввозом мигрантов через землю, море и воздух», дополняющий Конвенцию ООН о борьбе с транснациональной организованной преступностью;
  • Международная конвенция о защите всех трудящихся-мигрантов и их семей;
  • Соглашение о сотрудничестве между странами - членами Содружества Независимых Государств (СНГ) в области борьбы с незаконной миграцией;
  • Соглашение о сотрудничестве между странами - членами Содружества Независимых Государств (СНГ) в области борьбы с торговлей людьми и органами.

Гражданство

Закон о гражданстве Азербайджана был принят 30 сентября 1998 года. Гражданство Азербайджана определяется не по месту рождения, а наличием одного или обоих родителей, являющихся гражданами государства. Лица, имеющие хотя бы одного азербайджанского родителя, автоматически получают гражданство Азербайджана при рождении. Требования к общей натурализации следующие:

  • Должен быть, адрес проживания в Азербайджане более пяти лет подряд;
  • Должен быть взрослым, имеющим законный источник дохода;
  • Должен взять на себя обязательство соблюдать Конституцию и законодательство Азербайджанской Республики;
  • Должен быть в состоянии читать, писать, говорить и понимать официальный государственный язык - азербайджанский.
  • В Азербайджане не признается двойное гражданство. Лицо теряет гражданство Азербайджана, если он приобретает гражданство любого другого государства.

Трудовая миграция

Трудовая миграция регулируется «Законом о трудовой миграции», Трудовым кодексом и Миграционным кодексом Азербайджанской Республики путем применения квоты на трудовую миграцию, предоставления разрешений на работу, кроме того, выдача специальных лицензий (разрешений) на посреднические мероприятия по найму граждан Азербайджана в зарубежных странах.

Трудоспособные иностранцы и лица без гражданства старше 18 лет могут работать в Азербайджане после получения разрешения на работу. Юридические лица должны получить специальное разрешение для найма иностранцев. Трудовой договор должен быть подписан с иностранцами на срок действия их разрешения на работу. Трудовой договор не может быть подписан без разрешения на работу.

В соответствии с поправкой (7 октября 2011 года) о решении Кабинета министров (6 декабря 2000 года) «Об утверждении Правил выдачи индивидуального разрешения для иностранцев на осуществление оплачиваемой трудовой деятельности на территории Азербайджанской Республики и представления образцовых индивидуального разрешения », индивидуальные разрешения для иностранцев выдаются Государственной миграционной службой с учетом отзывов Министерства труда и социальной защиты.

Лица, получившие статус иммигранта, а также руководители представительств и филиалов иностранных юридических лиц и иностранные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в Азербайджане, могут работать без разрешения на работу.

Азербайджан является участником международных соглашений о регулировании трудовой миграции: Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, принятое государствами-членами СНГ, вступило в силу в 1996 году, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и члены их семей были ратифицированы в 1999 году, был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, принятый государствами-членами СНГ в 2005 году, Конвенция СНГ о правовом статусе трудящихся-мигрантов и т. д. их семей, из стран-участниц СНГ, вступили в силу в 2010 году.

Граждане Азербайджанской Республики, работающие за границей, должны зарегистрироваться в соответствующем дипломатическом представительстве Азербайджана.

При осуществлении трудовой деятельности граждан иных государств на территории Азербайджана, в случае наличия двусторонних соглашений, данный стаж зачитывается им при назначении пенсии в государстве, гражданами которого они являются.

Нелегальная миграция

Нелегальная миграция в Азербайджан является актом иностранцев, въезжающих в Азербайджан без разрешения правительства и с нарушением данного закона о гражданстве, или за пределами срока действия визы.

Депортация нелегальных мигрантов регулируется Кодексом об административных правонарушениях, Кодексом исполнения наказаний Азербайджанской Республики и Кодексом о миграции.

Нелегальные мигранты из Ближнего Востока и Центральной Азии используют Азербайджан в качестве страны транзита для перехода к Северу, Востоку и Западу с учетом его географического положения. Незаконные мигранты в основном из Ирана, Ирака, Афганистана, Пакистана и стран Юго-Восточной Азии проходят через Азербайджан для достижения России, Грузии, Турции, Болгарии, Швеции, Франции, Швейцарии, Германии и Норвегии.

Для работы с нелегальными иммигрантами в Главном паспорте, регистрации и миграции МВД республики был создан специальный филиал - Управление по борьбе с нелегальной иммиграцией.

Иностранцы и лица без гражданства, получившие распоряжение о высылке, но отказывающиеся покидать территорию Азербайджана, помещаются в центры содержания под стражей незаконных мигрантов (расположенных в Баку и Евлах) до момента депортации в соответствии с решением суда, выданным на основании апелляции от соответствующего органа исполнительной власти. Те, кто подал заявку на получение статуса беженца, не содержатся под стражей.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: