Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




20.03.2023


20.03.2023


18.03.2023


16.03.2023


16.03.2023


16.03.2023


15.03.2023





Яндекс.Метрика

Алмазный мой венец

22.12.2022


«Алмазный мой венец» (годы написания 1975—1977, год публикации 1978) — книга воспоминаний Валентина Катаева; центральный текст его позднего («мовистического») корпуса литературных произведений.

Общая информация

Жанр произведения определялся критиками как «повесть», «мемуарный роман-памфлет», «роман-загадка», «роман с ключом», «мемуарно-художественная книга», «книга памяти», «автобиографическая проза» и др. Сам Катаев неоднократно заявлял, что не считает «Венец» мемуарным произведением: «Умоляю читателей не воспринимать мою работу как мемуары […] Это свободный полет моей фантазии, основанный на истинных происшествиях, быть может, и не совсем точно сохранившихся в моей памяти». Тем не менее книга глубоко автобиографична.

В 60—70-х годах XX века из-под пера Катаева последовательно появился цикл мемуарных произведений, написанных в единой бессюжетной, свободно-ассоциативной манере (сам Катаев определил этот стиль как «мовизм», от фр. mauvais — плохо): повести «Святой колодец» (1965), «Трава забвенья» (1967), «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1972) и, наконец, «Алмазный мой венец». Катаев проявился в них совершенно необычным, свежим, метафорически раскованным, решительно обновлённым автором.

Сюжет

Основанный на реальных событиях, написанный в 1975—1977 годах и впервые опубликованный в июньском номере журнала «Новый мир» за 1978 год, роман посвящён литературной жизни Москвы, Одессы, Харькова 1920-х годов. Название произведению дала черновая строка А. С. Пушкина, отброшенная затем им при написании «Бориса Годунова», из диалога между Мариной Мнишек и служанкой: «Марина: Ну что ж? готово ли? нельзя ли поспешить? — Рузя: Позвольте; наперед решите выбор трудный: Что вы наденете, жемчужную ли нить, Иль полумесяц изумрудный? — Марина: Алмазный мой венец». Катаевский «Алмазный венец» (образ, впервые использованный автором в «Разбитой жизни…») — стихи любимых поэтов, которые он цитирует в своей книге и которые живут в нём как выражение его собственного мира; это дружба, которой они его одарили и обогатили.

Глубина проникновения писателя в смысл событий и характеры людей, необычная форма изложения, яркий образный язык, флёр тайны, окутывающий роман, придают ему неповторимое очарование. Интересен новый, найденный Катаевым литературный приём — тонкая, изящная «зашифрованность» действующих лиц, когда целая вереница портретов известных советских писателей, поэтов, друзей писателя проходит перед читателем под «знаковыми» прозвищами-масками. К примеру, в «Алмазном венце» фигурирует некий «Командор», в котором читатель без труда узнаёт Владимира Маяковского. В «королевиче» понятен Сергей Есенин, в «синеглазом» — Михаил Булгаков. Всё это, сплетаясь с достоверными историческими фактами, создаёт для читателя своего рода завлекательную игру. Недаром пародисты именовали этот роман-загадку «Алмазный мой кроссворд».

За время, прошедшее с момента появления, текст оброс немалым количеством слухов и легенд. «Алмазный мой венец» совершенно не походил на типичную «советскую литературу», что вызвало, с одной стороны, нападки ревнителей социалистического реализма, увидевших в романе «набор низкопробных сплетен, зависти, цинизма, восторга перед славой и сладкой жизнью», и негативные оценки бесцензурного там- и самиздата, но с другой — благодарные отклики читателей, для которых роман оказался едва ли не основным источником сведений о Бабеле, Булгакове, Мандельштаме, Олеше, не говоря уже о куда менее известных Владимире Нарбуте или Семёне Кесельмане.

Наиболее полный труд, представляющий собой опыт первого научного комментария к «роману с ключом», написал Олег Лекманов в соавторстве с Марией Котовой (Рейкиной) при участии Л. Видгофа.

Список персонажей романа (по алфавиту)

  • альпинист/деревянный солдатик — Тихонов, Николай Семёнович
  • арлекин — Антокольский, Павел Григорьевич
  • биограф синеглазого — Лакшин, Владимир Яковлевич
  • босоножка — Айседора Дункан
  • брат — Петров (Катаев) Евгений Петрович
  • брат друга — Файнзильберг, Михаил Арнольдович (брат Ильи Ильфа, издатель и меценат)
  • будетлянин — Хлебников Велимир (Виктор Владимирович)
  • вратарь — Алексей Хомич
  • вьюн — Кручёных, Алексей Елисеевич
  • главный редактор — Раскольников, Фёдор Фёдорович («Красная новь»)
  • девочка — Грюнзайд, Валентина Леонтьевна (впоследствии Петрова-Катаева)
  • друг — Ильф (Файнзильберг), Илья Арнольдович
  • дружочек — Суок, Серафима Густавовна
  • жена птицелова — Суок, Лидия Густавовна
  • ключик — Олеша, Юрий Карлович
  • колченогий — Нарбут, Владимир Иванович
  • Командор — Маяковский, Владимир Владимирович
  • конармеец — Бабель, Исаак Эммануилович
  • королевич — Есенин, Сергей Александрович
  • лада — Синякова, Ксения Михайловна (впоследствии жена поэта Николая Асеева)
  • литературный критик — Коган, Пётр Семёнович
  • молодая жена убитого поэта — Шишова, Зинаида Константиновна
  • мулат — Пастернак, Борис Леонидович
  • наследник — Славин, Лев Исаевич
  • некто, скупавший по дешевке дворцовую мебель — Толстой, Алексей Николаевич
  • пошляк, сравнивший ключика с Бетховеном — Шкловский, Виктор Борисович
  • поэт-классик — Шенгели, Георгий Аркадьевич
  • птицелов — Багрицкий (Дзюбин), Эдуард Георгиевич (Годелевич)
  • синеглазка — Булгакова, Елена Афанасьевна (сестра М. А. Булгакова)
  • синеглазый — Булгаков, Михаил Афанасьевич
  • соратник — Асеев, Николай Николаевич
  • старая большевичка — Землячка (Залкинд), Розалия Самойловна
  • сын водопроводчика — Казин, Василий Васильевич
  • футурист — Фиолетов Анатолий (Шор, Натан Беньяминович)
  • художник — Митурич, Пётр Васильевич
  • штабс-капитан — Зощенко, Михаил Михайлович
  • щелкунчик — Мандельштам, Осип Эмильевич
  • эскесс — Кессельман (Кесельман), Семён Иосифович (Осипович)
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: