Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




27.03.2023


25.03.2023


24.03.2023


23.03.2023


23.03.2023


23.03.2023


23.03.2023





Яндекс.Метрика

Елагина, Елена Владимировна

30.11.2022


Елена Владимировна Елагина (4 июля 1949, Москва — 25 сентября 2022) — советская и российская художница, одна из ведущих представителей московского концептуализма, автор объектов и инсталляций. Почётный член Российской академии художеств.

Соавтор и жена художника Игоря Макаревича (род. 1943), их тандем — один из самых успешных и многолетних союзов на российской художественной сцене.

Биография

Родилась 4 июля 1949 года.

В 1967 году окончила Московскую среднюю художественную школу при Институте им. В. И. Сурикова. До 1972 года занималась у Алисы Порет, почти в то же время (1964—1976) работала с Эрнстом Неизвестным. В 1976 окончила Орехово-Зуевский государственный педагогический институт.

С 1979 года — постоянный участник акций группы «Коллективные действия».

С 1987 года — член Клуба авангардистов (КЛАВА).

С 1990 года в больших проектах часто творила в соавторстве с мужем Игорем Макаревичем. Их первым большим совместным проектом была «Закрытая рыбная выставка». Вместе они подготовили более 50 персональных выставок, среди них — выставки в Государственной Третьяковской галерее и «In situ» в Kunsthistorisches Museum (Вена).

2000 год сооснователь и председатель правления фонда «Художественные проекты».

2011 год — соучредитель общественной премии «Кариатида» (Нижний Новгород).

Скончалась 25 сентября 2022 года.

Характеристика творчества

«Проекты Игоря Макаревича и Елены Елагиной, включающие в себя объекты и инсталляции, живопись, графику и фотографию, посвящены нескольким сквозным сюжетам, образующим индивидуальную мифологию художников, достаточно причудливую и произвольную, чтобы избежать подозрений в серьёзности всех этих квазимистических построений. Они обнаруживают присущий тоталитарным режимам культ холода (одним из символов которого становится, например, имперский орёл, наполовину покрытый коркой настоящего инея», пишет Ирина Кулик. «Игоря Макаревича и Елену Елагину можно с полным правом назвать классиками отечественного искусства. Яркие представители „московского романтического концептуализма“, они в своём творчестве соединили мощный теоретический базис с удивительным лиризмом и тонкой поэтикой. Жанр, в котором работает этот семейный дуэт, правильнее всего было бы описать как тотальную художественно-концептуальную мистификацию», считает Александра Данилова.

«С ранних лет в Елагиной сочетался часто противоречивый интерес к слову и образу. С тех пор отдельно выделенное слово сопровождается в её объектах рядом изобразительных элементов, комментирующих его и вступающих с ним в многообразные отношения», пишет критик.

Выставки

  • 2009 — участник Основного проекта 53-й Венецианской биеннале.
  • 2011 — участник выставки «Пустые зоны. Андрей Монастырский и „Коллективные действия“» в Павильоне России на 54-й Венецианской биеннале.

Награды

  • Лауреат VII Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация» в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства» (2012).
  • В 2021 году Игорь Макаревич и Елена Елагина стали лауреатами второй Московской Арт Премии.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: