Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




29.03.2023


27.03.2023


25.03.2023


24.03.2023


23.03.2023


23.03.2023


23.03.2023





Яндекс.Метрика

Орленев, Павел Николаевич

15.11.2022


Павел Николаевич Орленев (настоящая фамилия — Орлов; 22 февраля (6 марта) 1869, Москва, Российская империя — 31 августа 1932, Москва, СССР) — русский актёр, народный артист Республики (1926).

Биография

Павел Николаевич Орлов родился в семье московского купца Николая Тихоновича Орлова. Учился во 2-й московской гимназии. В декабре 1881 года втайне от родителей, которые не одобряли его увлечения театром — хотя отец был увлечён театром и даже был членом артистического кружка — сыграл свою первую роль: брата невесты в драматическом представлении «Русская свадьба в исходе XVI века» П. П. Сухонина. Из гимназии он был вскоре исключён и в 1885 году поступил в драматическую школу театрального училища при московском Малом театре, где преподавали И. А. Правдин и Г. Н. Федотова. В 1886 году впервые выступил на сцене Малого театра в роли Капитоши в пьесе «Наш друг Неклюжев» А. И. Пальма.

Летом театральная школа, после смерти А. Н. Островского, закрылась, но Павлу Орлову удалось устроиться в театр в Вологду. С 1886 по 1891 год он играл в провинциальных театрах (Вологды, Риги, Нижнего Новгорода, Вильно, Минска, Ростова-на-Дону), в 1893—1895 — в московском Театре Корша, в 1895—1900 годах — по приглашению А. Суворина в Театре Литературно-художественного общества в Петербурге (Петербургском малом театре). Начинал с водевильных и характерных ролей, амплуа комического простака. Трагедийное дарование Орленева раскрыла сыгранная в 1898 году роль царя Фёдора Иоанновича (это было первое исполнение роли на сцене) в пьесе «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого: актёр создал образ честного человека, который не может ни смириться с условиями жизни, ни преодолеть их.

Царь Фёдор Иоаннович и многие другие образы, созданные Орленевым (Раскольников, Дмитрий Карамазов, Освальд), вошли в историю русского театра. Орленев стал в сущности родоначальником амплуа «неврастеников» в русском театре. Его актёрская манера была основана на обостренных личных переживаниях, психологическом натурализме, подчеркнутом трагизме, двойственности. Трагедию Раскольникова актёр увидел в том, что «параллельно с крахом идеи Раскольникова, униженного бессмыслицей своей дерзкости, происходит его нравственный рост». Дмитрий Карамазов в его трактовке представал человеком раздираемым страстями: «Нервное подвижное лицо, слегка тронутое гримом, выражало усталость, разочарованность и только изредка сменялось выражением какой-то бесшабашной удали. Голос несколько сипловатый, с кое-где выскакивающими истерическими нотами, дополнял картину душевного разлада, который шел внутри Мити»

Сочетанием бунта и смятения привлекла его и роль Сольнеса в драме Г. Ибсена «Строитель Сольнес». «Он не соглашался с современной критикой, называвшей этого „ибсеновского эгоиста“ великим дерзателем. Несомненно, что Сольнес как личность подымается над средним уровнем, но как далек он от брандтовского титанизма».

В 1900 году Орленев внезапно покинул труппу Суворинского театра; гастролировал с антрепризами в разных городах России.

Орленев возглавил собственную труппу, гастролировал по России и Европе (Германии, Великобритании, Швеции, Норвегии), а также США. В 1906 году он построил крестьянский театр в Сызранском уезде, организует здесь и позднее в Голицыно под Москвой бесплатные спектакли для крестьян.

В 1913—1915 годах снимался в кино.

Орленев оставил мемуары «Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим» (первое издание — 1931 год).

Павел Орленев умер 31 августа 1932 года в Москве.

Признание и награды

  • 1926 — Народный артист Республики

Творчество

Роли в театре

  • 1886 — «Наш друг Неклюжев» А. И. Пальма — Капитоша
  • 1888 — «С места в карьер» Д. А. Мансфельда — Сапожный подмастерье
  • 1891 — «Школьная пара» Е. М. Бабецкого — Степан
  • 1896 — «Невпопад» А. Людвигова-Маевского — Фёдор Слёзкин
  • «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Вово
  • «Сверчок» М. де Вальдене и А. Кейзера — Дидье
  • «Лес» А. Н. Островского — Теренька
  • 1896 — «Трильби» Г. Ге — Жакко
  • 1898 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — царь Фёдор Иоаннович
  • «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому — Раскольников
  • «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому — Дмитрий Карамазов
  • «Привидения» Г. Ибсена — Освальд
  • «Тётка Чарлея» Б. Томаса — Лорд Френкерт Баверлей
  • «Строитель Сольнес» Г. Ибсена — Сольнес
  • 1927 — «Бетховен» М. Я. Жижмора — Бетховен
  • «Лорензаччо» А. Мюссе — Лорензаччо
  • «Микаэль Крамер» Г. Гауптмана — Арнольд
  • «Бранд» Г. Ибсена — Бранд
  • «На дне» М. Горького — Актёр
  • «Макбет» У. Шекспира — Макбет
  • «Царь Дмитрий Самозванец» А. С. Суворина — Дмитрий
  • «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Фёдор
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
  • «Гамлет» У. Шекспира — Гамлет
  • «Отцы и дети» по И. С. Тургеневу — Аркадий
  • «Орленок» Э. Ростана — Герцог Рейхштадский
  • «Павел I» Д. Мережковского — Павел I
  • «Евреи» Е. Н. Чирикова — Нахман
  • «Горе-злосчастье» В. А. Крылова — Рожнов

Фильмография

  • 1913 — Преступление и наказание — Раскольников
  • 1914 — Царь Фёдор Иоаннович — царь Фёдор Иоаннович
  • 1915 — Привидения — Освальд
  • 1915 — Бранд — Бранд

Произведения

  • Орленев П. Н. Жизнь и творчество русского актера П. Н. Орленева, написанные им самим. — М. — Л.: Искусство, 1961. — 344 с. (впервые: отдельные главы — в ж. «Советский театр» (1930, № 11—12) и книга — М.-Л.: «Academia», 1931)

Комментарии

  • ↑ Газета «Театр и жизнь» сообщала 27 сентября 1885 года:

    На днях начались классы в драматическом отделении театрального училища. Принято вновь более 20 учеников. Помимо управляющей классами Г. Н. Федотовой приглашен для практических занятий с учениками г. Правдин

    Одновременно с П. Орленевым в класс был принят К. С. Алексеев (Станиславский).
  • ↑ Назначенный инспектором школы А. Н. Островский, отметил в протоколе испытаний:

    С хорошими задатками оказались: на водевильные роли Грессер … и на роли простаков очень молодой артист Орлов в роли Капитоша в пьесе «Наш друг Неклюжев» (10 марта). Оба артиста недостаточно подготовлены

  • Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: