Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




06.10.2022


06.10.2022


06.10.2022


06.10.2022


05.10.2022


04.10.2022


03.10.2022





Яндекс.Метрика

Пуркуа Па? (барк)

04.09.2022


«Пуркуа Па?» (фр. Pourquoi Pas? «Почему бы <и> нет?») — трёхмачтовый барк, построенный в 1908 году во Франции для океанографа Жана-Батиста Шарко, который с 1908 по 1910 год совершил на нём свою вторую антарктическую экспедицию. Корабль потерпел крушение 16 сентября 1936 года у побережья Исландии. Из сорока человек на борту выжил только один.

История

Постройка — Антарктическая экспедиция

В 1903 году океанограф Жан-Батист Шарко возглавил французскую антарктическую экспедицию на трёхмачтовой шхуне «Француз» (фр. Français). Экспедиция продлилась около двух лет, в течение которых Шарко исследовал и описал около 1000 километров береговой линии (помимо прочего, он дал название морю Беллинсгаузена); из экспедиции он привёз 75 ящиков описаний и различных предметов, ставших впоследствии экспонатами парижского Музея естественной истории. В 1907 году Шарко начал планировать новую антарктическую экспедицию и для неё на верфи в Сен-Мало заказал новое судно. Это был трёхмачтовый барк, предназначенный для полярных экспедиций, снабжённый двигателем и имевший три лаборатории и библиотеку. Барк, получивший название «Пуркуа Па?», был спущен на воду 18 июля 1908 года. Вторая антарктическая экспедиция Шарко продлилась с 1908 по 1910 год. Члены экспедиции вернулись во Францию в 1910 году с новыми научными открытиями — были исследованы острова Земля Грейама и Земля Александра I, между этими островами был открыт пролив, который назвали в честь русского ученого-океанографа Ю. М. Шокальского. Также экспедицией был обнаружен неизвестный ранее остров, который назвали в честь отца начальника экспедиции — врача Жана-Мартена Шарко.

1911—1936

После окончания второй арктической экспедиции Шарко, в 1911 году, «Пуркуа Па?» был передан Высшей практической школе, где он стал плавучей лабораторией, а сам Шарко стал директором этой школы. В 1912—1913 годах судно находилось в ведении Управления торгового флота и на нём практиковались курсанты. С началом Первой мировой войны судно стало базой для обучения вахтенных начальников в городе Лорьян. Начиная с 1918 года, судно вновь было исследовательским: начиная с этого года и по 1925 Шарко участвовал на нём в различных научных миссиях в Северной Атлантике, Ла-Манше, Средиземном море и на Фарерских островах, главным образом с целью изучения подводной литологии и геологии, а 1926 исследовал восточное побережье Гренландии, где нашёл множество окаменелостей и ценных образцов насекомых и растений. В 1928 году «Пуркуа Па?» приступил к поискам французского гидросамолета «Латам-47» (Latham 47) с норвежским исследователем Руалем Амундсеном на борту, который, в свою очередь, искал итальянского генерала Умберто Нобиле, пропавшего при попытке пересечь Северный полюс на дирижабле «Италия». В 1931—1933 годах «Пуркуа Па?» в рамках программы Второго Международного полярного года совершил плавание в водах Гренландии. В 1934 году Шарко на «Пуркуа Па?» был в этнографической экспедиции в Гренландии во главе с французским этнографом и исследователем Полем-Эмилем Виктором, который провёл год в Ангмагссалике, живя среди эскимосского населения. В 1935 году Шарко на «Пуркуа Па?» вернулся туда, чтобы найти Виктора и троих его компаньонов, и начал картографирование этих регионов.

Крушение

Осенью 1936 года, после выполнения исследовательской миссии, «Пуркуа Па?» возвращался в Гренландию, чтобы доставить научный материал миссии Виктора, которая только что прошла через ледяные щиты за 50 дней. 13 сентября барк остановился в Рейкьявике, чтобы пополнить запасы. Два дня спустя, 15 сентября, был взят курс на Францию, но 16 сентября судно попало в шторм и потерпело крушение на рифах у берегов Исландии. Погибли все члены экипажа, включая самого Шарко, за исключением мастера рулевого управления Эжена Гонидека.

Память

В честь потерпевшего крушение судна были названы мыс Пуркуа Па в Антарктике и остров Пуркуа Па там же.

Галерея

  • Масшатабная модель «Пуркуа Па?», находящаяся в океанографическом музее Монако

  • Спуск «Пуркуа Па?» на воду

  • Жан-Батист Шарко на палубе «Пуркуа Па?»

  • Путь, пройденный «Пуркуа Па?» в Антарктике (маршрут второй Французской Антарктической экспедиции под руководством Жана-Батиста Шарко)

  • «Пуркуа Па?» в Антарктике (вторая Французская Антарктическая экспедиция под руководством Жана-Батиста Шарко)

  • «Пуркуа Па?» в городе Гавр

  • «Пуркуа Па?» в городе Гавр

  • Место крушения «Пуркуа Па?»

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: