Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




26.09.2022


24.09.2022


23.09.2022


23.09.2022


22.09.2022


21.09.2022


21.09.2022





Яндекс.Метрика

Регистрация воздушных судов

03.09.2022


Регистрация воздушного судна — процедура внесения воздушного судна в авиационный реестр конкретного государства. По её завершению регистрируемому объекту присваивается идентифицирующий регистрационный знак.

В соответствии с требованиями Международной конвенции о гражданской авиации (ст. 83 Чикагской конвенции) регистрация обязательна для всех гражданских судов. Регистрационный номер воздушного судна обычно включает в себя от 5 до 7 символов — латинских букв и цифр (либо только букв), которые наносятся на хвостовое оперение или другие участки самолёта. По символам номера можно определить национальную принадлежность (например, префикс RA в начале означает регистрацию в России, TC — в Турции и т.д.), принадлежность к авиакомпании (например, на Украине после государственного префикса UR следуют две буквы, означающие авиакомпанию. К примеру, UR-WR* означает Windrose, UR-PS* — МАУ и т.д.) воздушного судна, а иногда и его тип (например, в России после государственного префикса RA следуют две цифры, указывающие на тип самолёта. Например, RA-73*** означает Boeing 737, RA-76*** — Ил-76 и т.д.).

История возникновения термина

Первые префиксы, используемые в авиации, были основаны на кодах радиопозывных, выделенных на Лондонской международной радиотелеграфной конференции в 1913 году. Первоначально эти позывные не были специально предназначены для использования в авиации, они выделялись для любого пользователя радиоустройств. В 1919 году в Париже на Международной аэронавигационной конференции были утверждены регистрационные префиксы стран специально для воздушных судов, в основе их были использованы коды радиопозывных, принятых в 1913 году.

В 1927 году на Международной радиотелеграфной конвенции в Вашингтоне список регистрационных префиксов страны был пересмотрен и принят с 1928 года, эти коды стали основой для используемых в настоящее время кодов регистрации. Изменения и дополнения в регистрационные префиксы вносились на протяжении многих лет, выделение префикса для каждой конкретной страны находится в ведении Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Регистрация за пределами страны-эксплуатанта

Многие авиакомпании регистрируют часть или все свои самолёты в странах, таких как Аруба, Бермуды, острова Кайман, Мальта, Ирландия, Сан-Марино и другие. Делается это для того, чтобы избежать уплаты налогов, удешевить процедуру регистрации самолёта. В вышеперечисленных государствах нет налогов или они низкие, процедура регистрации самолёта проще, чем в других странах. Однако в мире не так уж и много стран, авиакомпании которых не желают регистрировать самолёты в своей стране.

Россия

На 2021 год из 745 самолётов иностранного производства, эксплуатируемых гражданской авиацией России, в местном реестре было зарегистрировано 20. По данным гендиректора исследовательской компании «InfoLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова регистрировать самолёты в России «невыгодно»:

В иностранной юрисдикции более прозрачные и понятные правила поддержания летной годности. Перевод в наш реестр потенциально снижает для лизинговых компаний ликвидность и стоимость лайнера.

Тем не менее, с 2018 года Минтранс в неформальном порядке требует регистрировать самолёты в России. Это, в частности, привело к задержкам рейсов авиакомпании «Якутия», которой не разрешили использовать приобретённый Boeing 737. Также, несмотря на некоторые неудобства, Azur Air перевела первый Boeing 767-300 в российский реестр в 2018 году (VP-BVI → RA-73030) и на этом остановилась. По заявлению представителей авиакомпании, лизинговые компании недовольны регистрацией в РФ. 20 декабря 2019 Сергей Лавров предложил расторгнуть договор о передаче функции надзора за лётной годностью российских авиалайнеров Бермудам. Однако, в 2020 году, в России был перерегистрирован второй самолёт этого же типа (VQ-BSY → RA-73032). В октябре 2020 года третий Boeing 767-300 во флоте авиакомпании получил российскую регистрацию (VQ-BSX → RA-73034). 1 января 2020 года российское правительство приняло решение обнулить ставку НДС для самолётов российских перевозчиков, но при условии, что ВС будет зарегистрировано в российской юрисдикции. 12 марта 2021 глава Росавиации Александр Нерадько предложил запретить российским авиакомпаниям регистрировать самолёты за пределами России с 1 января 2023 года.

Росавиация считает целесообразным продолжить работу по стимулированию регистрации воздушных судов в государственном реестре гражданских воздушных судов РФ. В качестве завершающего этапа предполагается внести соответствующие изменения в статью 33 Воздушного кодекса, исключив возможность регистрации в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства со вступлением в силу с фиксированного срока. Например, с 1 января 2023 года.

— заявил Нерадько.

В марте 2021 года стало известно, что новый Boeing 757 авиакомпании Azur Air получит российский бортовой номер RA-73029. 14 мая 2021 года Росавиация направила авиакомпаниям письмо с просьбой за сутки оценить последствия регистрации своих воздушных судов в российском реестре. Как минимум 3 из них возразили. 8 июня 2021 года авиакомпания Smartavia попросила власти отложить перерегистрацию самолётов в России.

Мы видим вероятные последствия при принятии таких решений в невозможности подписания новых контрактов с иностранными лизингодателями и расширения флота авиакомпании воздушными судами иностранного производства. В текущем режиме у лизингодателей, которые регистрируют суда в основном на Бермудах, не предусмотрена возможность перевода регистрации в РФ.

— сообщили в авиакомпании

9 сентября 2021 власти призвали авиакомпании предусмотреть включение в лизинговые договоры положения о регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

15 числа этого же месяца Utair анонсировала перевод 40 % всего своего флота в российский реестр.

Помимо Azur Air, в России есть 3 авиакомпании, большая часть флота (или весь флот) которых состоит из самолётов, зарегистрированных в России. Это Северсталь, Газпромавиа и КрасАвиа. В список не включена авиакомпания Азимут (флот которой также состоит из самолётов с российской регистрацией), потому что она эксплуатирует самолёты только российского производства, а их регистрация в России ― само собой разумеющееся.

В связи с санкциями, наложенными на Россию после начала вторжения России на Украину, Бермудское Управление гражданской авиации приостановило действие сертификатов лётной годности более 700 самолётов российских авиакомпаний, зарегистрированных на островах с 13 марта 2022 года.

Казахстан

На 2021 год из эксплуатируемых в Казахстане воздушных судов за рубежом зарегистрировано 40, остальные ― в государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан. Регистрацию на острове Аруба практикуют 2 авиакомпании Казахстана: Air Astana и FlyArystan. 8 августа 2021 года авиакомпания Qazaq Air, регистрировавшая свои самолёты на Арубе, перевела их в казахский реестр. Сообщается, что аналогичным образом на местную регистрацию перейдёт национальный перевозчик страны Air Astana, но через двухэтапный процесс ― сначала самолёты получат ирландскую регистрацию, а с 2024 года ― местную. Остальные авиакомпании Казахстана регистрируют свой флот в своей стране.

Таджикистан

За рубежом, а именно ― на Бермудах, зарегистрировано всего лишь 2 таджикских самолёта. Их эксплуатирует авиакомпания Somon Air.

Азербайджан

В бермудской юрисдикции числятся 13 самолётов азербайджанских перевозчиков. Это лайнеры авиакомпаний AZAL, Buta Airways и Silk Way West Airlines.

Италия

Большая часть самолётов итальянских перевозчиков зарегистрирована в Ирландии.

Саудовская Аравия

Саудовская Аравия, как и Таджикистан, проблем с зарубежной регистрацией практически не имеет. За границей (на островах Кайман) зарегистрировано всего лишь 17 самолётов. На них летает авиакомпания Flynas.

Ливан

Среди 24 самолётов единственного ливанского перевозчика в оффшорных зонах зарегистрировано около 12.

Монголия

Из 6 эксплуатируемых национальным перевозчиком страны MIAT Mongolian Airlines за рубежом (в Ирландии) зарегистрировано 3 (50 % флота)

Список стран и их префиксов регистрации воздушных судов

Курсивом выделены непризнанные и частично признанные государства.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: