Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




24.06.2022


21.06.2022


17.06.2022


17.06.2022


15.06.2022


15.06.2022


15.06.2022





Яндекс.Метрика

Этнические группы евреев

17.06.2022


В течение веков в еврейской диаспоре сложились многочисленные группы евреев, характеризующиеся культурными и языковыми особенностями. Многие из них говорят или говорили на особых еврейских этнолектах, диалектах и языках.

Европа

  • Ашкеназы (ивр. אשכנזים [ашкеназим] саксонцы) — потомки евреев средневековой Германии, северной Италии и северной Франции, исторически носители идиша и собственной литургической традиции:
    • Галицийские евреи.
    • Литваки.
    • Украинские, российские, бессарабские, румынские евреи.
    • Курляндцы.
    • Польские евреи.
    • Удмуртские евреи.
    • Западные евреи (екке).
    • Оберландеры.
  • Римские евреи (ивр. ‏רומים‏‎ [ромим] риммы) — часть еврейской общины Италии с отличной от сефардской и ашкеназской литургической традицией, говорящие на итальянском языке.
  • Кенааним (ивр. ‏כנענים‏‎ [кнааним] 1. ханаанцы, 2. славяне) и (ст.-слав. жидовины) — историческая группа евреев, живших в Киевской Руси и говоривших на еврейско-славянском диалекте.
  • Провансальские евреи — исторически евреи юга Франции, пользующиеся еврейским диалектом провансальского языка.
  • Романиоты (ивр. ‏רומניוטים‏‎ [романйотим] византийцы и сеф. [грегос] греки) — часть евреев Греции, отличная от сефардского еврейского населения этой страны.
  • Сефарды (ивр. ‏ספרדים‏‎ [сфарадим] испанцы) — потомки изгнанных из Испании и Португалии евреев, исторически носители сефардского языка (ладино, джудезмо) и собственной литургической традиции.
  • Хутс — группа евреев, эмигрировавших из Нидерландов в Англию в XIX веке.

Кавказ

  • Горские евреи.
  • Грузинские евреи.

Крым

  • Крымчаки.
  • Караимы.

Северная Африка, Передняя и Средняя Азия

Евреи, происходящие из Северной Африки, Передней и Средней Азии, называются общим термином «мизрахи»:

  • Лахлухи (курдистанские евреи).
  • Арабоязычные евреи (яхуд) — говорили на разных диалектах еврейско-арабского языка:
    • Марокканские евреи — до 250 тысяч в Израиле, не считая их потомков, родившихся в Израиле (из 500 тыс. евреев из Марокко, остальные являются сефардами), около 8 тысяч в Марокко (Касабланка, Фес, Марракеш); говорят на т. н. еврейско-марокканских вариантах нескольких арабских диалектов, в основном оседлой (старомагрибских) группы диалектов (сефарды соответственно говорили по-сефардски — диалект хакетия); часть говорит по-берберски.
    • Алжирские евреи — после получения Алжиром независимости выехали в основном во Францию, где практически все говорят только по-французски. Некоторое количество алжирских евреев переселилось в Израиль. До 1870 года в Алжире жило около 140 тысяч евреев (значительная часть которых также была сефардами, а некоторые говорили по-берберски), после 1962 года оставалось около 10 тысяч, большая часть которых покинула страну после 1990 года.
    • Тунисские евреи — к 1948 году в Тунисе было 105 тысяч евреев, но к 1967 году большинство выехало во Францию и Израиль. В 2004 году оставалось 1,5 тысячи евреев в Тунисе, особенно на острове Джерба, где говорят на берберском языке джерби.
    • Ливийские евреи — в начале века около 21 тысячи евреев (города Триполи, Бенгази), которые потом выехали в Италию, Израиль (30 тысяч) и США. На 2002 год в Ливии оставалась одна еврейская женщина. Диалект относится к оседлому наречию, в отличие от остального населения Ливии, которое говорит на бедуинских диалектах.
    • Египетские евреи. Евреи проживают в Египте с эллинистических времён, когда они составляли значительную часть населения Александрии. Впоследствии к ним присоединились вавилонские евреи (после арабского завоевания), евреи из Палестины (после прихода крестоносцев); сефарды (в XIV—XV веках), итальянские евреи, занимавшиеся торговлей (в XVIII—XIX веках); евреи из Алеппо (в конце XIX-начале XX веков). В начале XX века в Египте было около 100 тысяч евреев. Они говорили на еврейско-египетском диалекте арабского, сефардском, английском и французском языках. В Египте в первой половине XX века существовала многочисленная община евреев — выходцев из России. По данным переписи 1947 года в Египте жили 65 тыс. евреев (64 % в Каире, 32 % в Александрии). Позже большинство выехало в Израиль (35 тыс.), Бразилию (15 тыс.), Францию (10 тыс.), США (9 тыс.) и Аргентину (9 тыс.). В 2000 году еврейское население Египта составляло около ста человек. Евреи живут в двух городах: Каире и Александрии. В еврейскую общину входят также пятнадцать караимов. Все члены общины — очень пожилые люди.
    • Сирийские евреи исторически делятся на две группы: арабоязычные евреи (муста‘раби), жившие в Сирии с давних времён, и сефарды, прибывшие в Сирию после 1492 года по приглашению османского султана. В XVI веке сефарды перешли на арабский, и две общины интегрировались в одну. В начале XX века много сирийских евреев выехало в США, Бразилию, Аргентину, Великобританию и Палестину. К 1920 году, когда Сирия стала подмандатной территорией Франции, значительные еврейские общины сохранились только в Дамаске (около 10 тысяч), Халебе (свыше 6 тысяч) и в городе Эль-Камышлы, где жили в основном лахлухи. В 1947 году численность евреев Сирии составляла 15-16 тысяч человек, из них около 10 тысяч жили в Дамаске, около 5 тысяч — в Халебе, несколько сотен — в Камышлы. К середине 1995 года в Дамаске оставалось около 300 евреев, в Камышлы — около 90. В начале 2000-х годов в Сирии оставалось менее 100 евреев, в основном — люди пожилого возраста.
    • Ливанские евреи — жили в основном в Бейруте, Сидоне и некоторых других городах, а также в деревнях среди друзов. Ливан был единственной арабской страной, численность еврейского населения которой увеличилась в первые годы после создания государства Израиль (5,2 тысячи в 1948 году, 9 тысяч в 1951 году). Однако после 1967 года из Бейрута выехали 2,5 тысячи евреев, и к 1970 году его община насчитывала около 1,5 тысяч человек. Выезжали в основном во Францию и США, лишь немногие — в Израиль. В 2006 году оставалось около 40 евреев, в основном — в христианской части Бейрута.
    • Муста’раби («арабизированные евреи») — арабоязычные евреи, жившие в Палестине в Средние века и вплоть до начала массовой репатриации евреев в конце XIX века.
    • Иракские (вавилонские) евреи — потомки первой еврейской диаспоры, возникшей ещё в VI веке до н. э. Делились на курдистанских евреев севера (лахлухи) и арабоязычных евреев. По переписи 1920 года еврейское население Ирака насчитывало около 87,5 тыс. человек, из которых 50 тыс. жили в Багдаде, около семи тысяч в Басре, 7,5 тыс. в Мосуле и около пяти тысяч в Эрбиле. В 1948 году в стране жило около 150 тысяч евреев. В марте 1950 года, когда евреям Ирака было разрешено покинуть страну, начался массовый исход евреев, организованный Еврейским агентством и получивший название «Операция Эзра и Нехемия»; между 1948 и 1951 годами из Ирака выехало около 123 тыс. евреев. В апреле-мае 2003 года из 34 остававшихся там евреев (все жили в Багдаде) 23 человека репатриировались в Израиль. Большинство выехало в Израиль, часть также в Великобританию и другие страны. Часть иракских евреев (так называемые «багдади») с XVII—XVIII веков обосновались в Индии (в 1948 году — 6 тысяч), в городах Бомбей, Калькутта, Пуна, Сурат.
    • Оманские евреи (Omani Jews) — небольшая община, существовавшая в Маскате и Суре в Средние века; были усилены в 1828 году евреями, бежавшими из Ирака после мусульманских погромов. Практически исчезли к 1900 году.
    • Йеменские евреи (теймани, от ивр. ‏תֵּימָן‏‎ Тейман «Йемен») — группа евреев, выделяющаяся среди восточных евреев особенностями религиозных обрядов, произношением древнееврейского, одеждой и многим другим. К 1948 году в Йемене жило около 63 тысяч евреев, в 2001 году оставалось около 200, в основном на севере страны в городе Саада (ремесленники и мелкие торговцы).
  • Берберские евреи — евреи Магриба, проживавшие на территории современных Марокко, Алжира и Туниса среди берберов и говорившие на еврейско-берберских этнолектах. В настоящее время почти поголовно переселились в Израиль.
  • Евреи Ирана, Афганистана и Средней Азии (персидские евреи в широком смысле):
    • собственно Персидские евреи — евреи из Ирана, говорящие на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках;
    • Бухарские евреи (среднеазиатские евреи, джугут) — евреи из Узбекистана и Таджикистана, говорящие на еврейском диалекте таджикского языка;
    • Афганские евреи — евреи из Афганистана, говорящие на еврейско-персидском языке.

Другие африканские страны

  • Фалаша (эфиопские евреи)

Существует также несколько общин, состоящих из негров и утверждающих, что они являются потомками евреев.

Индия и Дальний Восток

  • Евреи Индии
    • Кочинские евреи (малабарские евреи) — жили в штате Керала (Кочи, Эрнакулам, Северный Паравур, Алува), (в 1948 году примерно 2,5 тыс. человек), разговорный язык — малаялам.
    • Бней-Исраэль (маратхские евреи) — жили главным образом в Бомбее и его окрестностях (в 1947 году около 24 тыс. человек), разговорный язык — маратхи.
    • Багдадские евреи — жили в Бомбее, Калькутте, Пуне и Сурате (в 1948 году около 6 тысяч), разговорные языки — английский и еврейско-арабский диалект Ирака.
    • Бней-Менаше — представители племён мизо и куки в штатах Манипур и Мизорам (около 9 тысяч), которые в 1970-х годах заявили, что они потомки колена Манассиева, и стали практиковать иудаизм.
    • Бней-Эфраим (евреи-телугу) — небольшая телугу-язычная группа в штате Андхра-Прадеш, обратившаяся в иудаизм в 1981 году.

Ни у одной из групп евреев в Индии не сложился собственный еврейский язык или хотя бы заметно отличающийся диалект. Еврейским алфавитом ограниченно пользовались лишь багдадские евреи для своего еврейско-арабского диалекта. Ни кочинские евреи, ни Бней-Исраэль не использовали еврейского письма. Небольшое количество евреев иракского происхождения проживает также в Бирме, Индонезии и Сингапуре.

  • Евреи Китая
  • Евреи в Японии
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: