Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




07.07.2022


06.07.2022


05.07.2022


02.07.2022


01.07.2022


01.07.2022


30.06.2022





Яндекс.Метрика

Проспект Обуховской Обороны

05.06.2022


Проспект Обуховской Обороны — улица в Невском и Центральном районах Санкт-Петербурга. Ограничен площадью Александра Невского и Синопской набережной с одной стороны и Шлиссельбургским проспектом и Караваевской улицей с другой. Является самым длинным проспектом внутри застройки Санкт-Петербурга — 11 километров (для сравнения: проспект Энгельса — 11 км, Московский проспект — 9,2 км). На ряде участков фактически является набережной Невы.

История

На месте нынешнего проспекта Обуховской Обороны в XVIII веке проходила почтовая дорога на Шлиссельбург — Ключ-город и Архангельск. С 1733-го до 1830-х годов она именовалась Шлиссельбургская дорога (с 1799 года также Архангелогородская дорога), с 1830-х годов — Шлиссельбургский тракт (название Архангелогородский тракт перестало употребляться в 1880-е годы).

В середине XIX века на месте Шлиссельбургского тракта возникли проспекты:

  • Шлиссельбургский проспект — от площади Александра Невского до Прогонного переулка (ныне — часть Большого Смоленского проспекта).
  • проспект Села Смоленского — от Прогонного переулка до Московской улицы (ныне — улица Крупской).
  • проспект Посёлка Михаила Архангела — от Московской улицы до Владимирского переулка (ныне — часть Фарфоровской улицы). В 1930-х годах переименован в проспект Крупской (назван в честь Н. К. Крупской).
  • проспект Села Фарфорового завода — от Владимировского переулка до небольшой Леснозаводской улицы, переходящей в Куракину дорогу которая соединяла Неву со Средней Рогаткой. В 1920-е годы в честь В. Володарского был переименован в проспект Села Володарского.
  • проспект Села Александровского — от Куракиной дороги до Церковного переулка (ныне — часть улицы Грибакиных). 19 мая 1931 года переименован в проспект Памяти Обуховской Обороны, а 1940-е годы получил современное название — проспект Обуховской Обороны.
  • проспект Деревни Мурзинки — от Церковного переулка до современного Рыбацкого проспекта.

Проспект Села Александровского, находившийся у бывшего Обуховского завода (в советское время завод «Большевик»; Прежнее название заводу было возвращено в 1992 году — ФГУП «Государственный Обуховский завод»), получил название проспект Обуховской Обороны в память о столкновении рабочих завода с полицией 7 мая 1901 года, которая вошла в историю под названием Обуховской обороны.

15 декабря 1952 года несколько проспектов были объединены в проспект Обуховской Обороны. 23 февраля 1987 года к нему был присоединён отрезок до улицы Третьей Пятилетки.

Достопримечательности

  • На проспекте Обуховской Обороны находится памятник архитектуры XVIII века, Троицкая церковь «Кулич и Пасха», построенная в 1785 году архитектором Н. А. Львовым.
  • Дом № 13 — дореволюционное здание, фасады были переоформлены в 1950-х.
  • Дома № 15 и 17 были построены в в середине XX века в стиле сталинского неоклассицизма по проектам архитектора Э. И. Ярмолинского.
  • Дом № 23 — угловой корпус со Слободской улицей был построен в 1870-х, в 1955-м был возведён корпус вдоль проспекта Обуховской обороны, арх. Леонид Гальперин и Эмиля Ярмолинского.
  • Дом № 32 — ДК Невского машиностроительного завода им. В. И. Ленина — ДК «Невский». Арх. Е. А. Левинсон, Б. А. Григорьев, Ю. И. Земцов. 1968—1972 гг.
  • Дом № 54 — историческое здание, в 1920-х в нём располагалась школа, одной из учениц которой была Ольга Берггольц.
  • Дом № 70, корпус 3 — бывшая ситцевая фабрика, построена в конце XIX века. В советское время — прядильно-ткацкая фабрика имени Ногина. Здание отремонтировано в 2008 году под бизнес-центр.
  • В доме № 94/96 расположен водно-моторный клуб «Невская волна».
  • Здания Императорского фарфорового завода (проспект Обуховской Обороны, 151) были построены по проекту Д. Д. Соколова; рядом находилось Фарфоровское кладбище.
  • Корпуса Александровского сталелитейного завода (дом 116) были построены в 1890-е годы по проекту И. И. Шапошникова.
  • Дом № 121а — здание воскресно-вечерней школы Русского технического общества. Построено в 1913 году по проекту Г. П. Хржонстовского.
  • Дом № 129 — здание Британско-американской церкви при Александровском главном механическом заводе (совр. Пролетарский завод). Здание построено в 1901 году, автор неизвестен. Здание сохранилось в перестроенном виде, сейчас в нём располагается телефонный узел, некоторые помещения сдаются.
  • Дом № 257 — здание технической школы при Обуховском сталелитейном заводе. Построено в 1913—1915 годах по проекту Ф. Ф. Лумберга.

География

Пересекает следующие улицы:

Пересечения
  • Набережная Обводного канала
  • Глиняная улица
  • Мельничная улица
  • Улица Профессора Качалова
  • Слободская улица
  • Смоляная улица
  • Большой Смоленский проспект
  • Общественный переулок
  • Улица Ольминского
  • Переулок Ногина
  • Проспект Елизарова
  • Улица Ольги Берггольц
  • Улица Ткачей
  • Улица Крупской
  • Улица Дудко
  • Железнодорожный проспект
  • Фарфоровская улица
  • Переулок Матюшенко
  • Ивановская улица
  • Леснозаводская улица
  • Улица Шелгунова
  • Ново-Александровская улица
  • Улица Чернова и Бертовский переулок
  • Улица Грибакиных
  • Улица Бабушкина
  • Запорожская улица
  • Прогонная улица
  • Рыбацкий проспект
  • Мурзинская улица
  • Шлиссельбургский проспект
  • Караваевская улица

Также пересекает водные преграды:

  • Реку Монастырку по Монастырскому мосту.
  • Обводный канал по Шлиссельбургскому мосту.

Сносы

  • На участке под современным номером 110 с XIX века находилась Императорская Карточная фабрика, в советские годы — Комбинат цветной печати. Корпуса были построены в 1867—1870 годах по проекту архитектора Генриха Штегемана, главный производственный корпус (литера Б) в 2014 году был признан объектом культурного наследия. К нему примыкали административный корпус и ремонтно-механический цех Карточной фабрики. В 2006 году КГИОП исключил их из списка выявленных ОКН. В 2007-м они и ещё шесть корпусов были снесены по заказу ОАО «Комбинат цветной печати»; подрядчиком выступала группа компаний «Размах». К 2015 году группа компаний «Эталон» («ЛенспецСМУ») построила на участке жк «Молодёжный». Благодаря охранному статусу главный производственный корпус не снесли, новый жк расположился, «подковой» окружая историческое здание. В 2020 году владелец жк нашёл инвестора, который согласился выкупить историческую постройку и отреставрировать её с приспособлением под современное использование. В 2021 году была проведена экспертиза и разработан проект восстановления, который однако предусматривает «отказ от стилизации под XIX век» и придание «современного облика фасадам».
  • В мае 2022 года ради возведения съезда с проектируемого Большого Смоленского моста КГИОП одобрила снос домов № 44, 48, 54, 56, 60, 68, 69 (лит. В) и 71. Пять из них были построены в 1917 году, два — в 1871 и 1851 годах. Согласно закону об охранных зонах Санкт-Петербурга, в городе запрещён снос дореволюционных строений. Чтобы дать разрешение на снос, 23 ноября 2021 года Совет по сохранению культурного наследия одобрил внесение изменений в закон о зонах охраны. По заявлению зампреда КГИОП Алексея Михайлова, мемориальную ценность сносимых зданий предлагают компенсировать установкой памятных знаков. Градозащитники утверждают, что прямая необходимость сноса есть только для домов № 48 и № 44.

В искусстве

  • На вышедшем в 2003 году альбоме Максима Леонидова «Hippopotazm» есть песня, называющаяся «Проспект Обуховской Обороны», которая впоследствии появилась также в 2007 году в его альбоме «Мир для Марии».

Наземный транспорт

Ближайшие станции метро — «Площадь Александра Невского», «Елизаровская», «Ломоносовская», «Пролетарская» и «Рыбацкое».

На проспекте от площади Александра Невского до улицы Грибакиных и от Рыбацкого проспекта до Шлиссельбургского проспекта проложена трамвайная линия (маршруты № 24, 27, 39, 65) — участок от площади Александра Невского примерно до нынешнего Невского завода открыт в 1918 году, от Невского завода до нынешнего Рыбацкого проспекта открыт в 1922 году.

На участке от площади Александра Невского до улицы профессора Качалова проложена троллейбусная линия (маршруты № 14, 16).

На участке от площади Александра Невского до Большого Смоленского проспекта и от улицы Шелгунова до Шлиссельбургского проспекта действует автобусное сообщение (маршруты № 8, 58 и 11, 48, 51, 53, 97, 115, 115А, 117, 189, 327 соответственно).

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: