Турок-Гетеш, Василь




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




25.05.2022


24.05.2022


24.05.2022


23.05.2022


21.05.2022


20.05.2022


20.05.2022





Яндекс.Метрика

Турок-Гетеш, Василь

28.04.2022


Василь Турок-Гетеш (8 января 1940, Габура, округ Медзилаборце, Чехословакия — 7 ноября 2005, Прешов, Словакия) — словацкий драматург карпато-русинского происхождения, театральный режиссёр, педагог и активист карпаторусинского движения на Пряшевщине. До конца 1980-х гг. — активист украинского культурного движения в Словакии, позже — сторонник идеи об идентичности русинов как народа, отдельного от украинцев.

Образование и работа

Василь Турок окончил среднюю школу в Братиславе и продолжил обучение в Университете Коменского, который окончил в 1963 году. В дальнейшем около 20 лет преподавал словацкий и русский языки, философию и эстетику в украинской гимназии в Прешове. Позже также преподавал на Православном богословском факультете в Прешове. С 1985 года начал работать как драматург в тогдашнем Украинском народном театре в Прешове, где с конца 1980-х гг. начал ставить в репертуар пьесы, написанные русинским диалектом.

Активист «Русинского возрождения»

После антикоммунистической революции 1989 года стал одним из инициаторов движения за признание русинов этнической группой, отдельной от украинцев. Был первым председателем первой русинской общественной организации в Словакии, которая возникла после революции — «Русиньска оброда» (Русинское возрождение) — в 1990—1994 гг., и позже в 1996—1999 гг. По его инициативе «Украинский народный театр» сменил не только название на «Театр Александра Духновича», но и языковую ориентацию — на русинский диалект вместо украинского языка для большинства постановок. Также, его усилиями, начала печататься первая после революции русинская газета в Словакии под названием «Народны Новинкы», которая выходит по сей день. Требовал создания отдельных русинских программ на государственном телевидении и радио Словакии. Внес вклад в основание отдельного русинского отделения в Пряшевском университете в Прешове, которое позже было преобразовано в Институт русинского языка и культуры Пряшевского университета, который возглавила Анна Плишкова.

Как основатель и первый председатель Всемирного конгресса русинов настаивал на том, чтобы русины Словакии сотрудничали с организациями других этнических меньшинств Европы. Сам был заместителем исполкома организации «Мезон де Паи» с центром в Франции, которая представляет народы без собственного государства. В 2001 году стал лауреатом Премии Стивена Чепы за выдающийся вклад в русинскую культуру.

Первый Всемирный конгресс русинов был созван в Медзилаборцах 22-23 марта 1991 года г., его участниками были русины из пяти государств-регионов — Словакии, Польши, Сербии, Украины и Северной Америки. Конгресс, который длился 2 дня, вёл Александр Франко, а с вступительным докладом выступил Василь Турок-Гетеш.

Театральный режиссёр

С начала 2000-х годов Василий Турок уже не работал как активист русинских организаций, но сосредоточился на работе в театре. Ещё в 1980-е годы, когда театр назывался «Украинский народный театр», он начал вносить инновации в репертуар, который до этого был консервативным. Благодаря его деятельности в театр приходили режиссёры со всей Словакии, а современный Театр Александра Духновича получил известность в стране и за рубежом, был отмечен на театральных фестивалях, о его премьеры писала словацкая пресса. Среди режиссёров, которых Турок привлек к работе в театре, можно вспомнить Благая Углара или Милоша Караско. В театре ставили как пьесы местных авторов, так и мировую классик, в переводе на русинский язык. Среди современного репертуара театра есть и украинские пьесы.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: