Адам, Роберт




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




25.05.2022


24.05.2022


24.05.2022


23.05.2022


21.05.2022


20.05.2022


20.05.2022





Яндекс.Метрика

Адам, Роберт

06.04.2022


Роберт Адам (англ. Robert Adam; 3 июля 1728, Керколди — 3 марта 1792, Лондон) — шотландский архитектор из династии палладианцев Адамов, крупнейший представитель английского классицизма XVIII века. Разработал Адамов стиль — воздушную, лёгкую и непринуждённую версию раннего классицизма, не только в проектировании зданий, но и в оформлении интерьеров. Использовал наряду с античными мотивами элементы неоготики. Вместе с братом Джеймсом организовал проектную фирму «Адельфи». Оказал большое влияние на вкусы современников в отношении мебели (в частности, на творчество Томаса Чиппендейла).

Ранние годы

Сын палладианца Уильяма Адама, одного из самых востребованных шотландских архитекторов своего времени. Детство провёл в Эдинбурге, там же работал под началом старшего брата Джона над особняком графа Хоуптоуна, Хоуптоун-хаус (англ.). Разработанные Адамом интерьеры особняка поражали современников лёгкостью, напоминавшей континентальное рококо, но основанной на творческой переработке наследия Палладио.

В 1754 году сопровождал младшего брата графа Хоуптауна в путешествии по Италии. Осмотрев Пон-дю-Гар, Мезон Карре и иные античные руины юга Франции, Адам с архитектором Ш.-Л. Клериссо (фр.) и художником Дзукки окунулся в изучение архитектурных древностей Италии. В Риме сблизился с гравёром Пиранези и со знаменитым собирателем античного искусства, кардиналом Альбани.

Стремление к знакомству с античными памятниками гражданского зодчества привело Адама в Далмацию, в Спалато, где он осматривал руины дворца Диоклетиана и снял его подробные планы. Впоследствии издал в Лондоне развёрнутое описание этого малоизвестного в то время памятника. Далее думал было ехать в Грецию и Египет, но по финансовым причинам вернулся на родину, где сделан был королевским архитектором.

Адамов стиль

Проект интерьера в Адамовом стиле

В конце 1760-х Роберт (работавший в сотрудничестве с братом Джеймсом) стал самым востребованным архитектором в Британии. Ценители прекрасного восторгались свободой, с которой он соединял классические элементы, прежде считавшиеся несовместимыми. Свежий подход к компоновке знакомых архитектурных приёмов (термальное окно, серлиано) свидетельствовал о глубинном проникновении Адама в сущность античного искусства. Рабское подражание проектам Палладио, типичное для поколения У. Кента и Р. Бойля, сменилось их вольной трактовкой с лёгкостью, более характерной для рококо, чем для классицизма.

В 1767 г. в Лондоне братья Роберт и Джеймс Адам основали проектную фирму «Адельфи», в которой проектировали оформление интерьеров, мебель, камины, светильники и ткани. На переосмысление Адамами традиций зодчих «галантного века» указывало и их особое внимание к оформлению интерьеров в «этрусском» и «помпейском» стилях. В элегантных полихромных интерьерах братьев Адам наиболее ярко преломлялась эстетическая программа, избранная ими для того или иного здания. Братья лично занимались декорированием стен, подбором мебели, ковров и прочих, подчас весьма тривиальных предметов обстановки. Братья Адамы редко получали заказы на строительство новых зданий. Как правило, их приглашали «осовременивать» интерьеры усадебных домов предыдущей эпохи (таковы лондонские Кенвуд-хаус и Сайон-хаус).

Основные проекты

От работ Адама до наших дней в неизменном виде сохранилось сравнительно немногое. В первую очередь следует указать на Кедлстон-холл около Дерби — частный дом, насыщенный отсылками к триумфальным аркам античности. Прекрасно сохранилась Усадьба Меллерстэйн, включающая частный дом-дворец в 8 милях к северу от Келсо в Шотландии. В Лондоне братья на собственные средства выстроили первый в городе классицистический квартал — Адельфи (в настоящее время не сохранился, однако память о нём хранится в названии театра Адельфи). Для столичных зданий Адамов типично разделение на секции с 2-3-ярусными квартирами.

На рубеже 1780-х, когда многочисленные шотландские архитекторы распространили Адамов стиль по всей Европе (при дворе Екатерины II особым успехом пользовался Чарлз Камерон), популярность архитектора на родине пошла на убыль. В моду стала входить неоготика, которой сам Адам отдал дань уважения при оформлении интерьеров средневекового замка Алник.

В последние годы жизни Адам был востребован главным образом в Эдинбурге, где успел воплотить несколько монументальных проектов, включая Реджистер-хаус (грандиозный купольный зал, вписанный в квадратный план) и здание Эдинбургского университета. Адам умер 3 марта 1792 г. и похоронен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. Его архивы выкупил архитектор Джон Соун (ныне — в лондонском музее Соуна).

  • Остерли-парк

  • Реджистер-хаус

  • Хоум-хаус

  • Башни церкви в Эссексе (утрачена)

  • Эдинбургский университет (надстроен куполом)

Библиография

  • Swarbrick J., The works in architecture of Robert and James Adam, L., 1959 [1960].
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: