Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




24.06.2022


21.06.2022


17.06.2022


17.06.2022


15.06.2022


15.06.2022


15.06.2022





Яндекс.Метрика

Лубонос

20.02.2022


Лубонос — село в Шиловском районе Рязанской области в составе Занино-Починковского сельского поселения.

Географическое положение

Село Лубонос расположено на Окско-Донской равнине на реке Лубонке в 40 км к северо-востоку от пгт Шилово. Расстояние от села до районного центра Шилово по автодороге — 53 км.

Село со всех сторон окружено большими лесными массивами. В окрестностях много оврагов (Кваченка, Проскошкина Вершина, Лубонка, Маркина Вершина, Крутой, Монахова Вершина, Тирмальский) и урочищ (Большое Болото, Кузяво Болото, Веряевское Лесничество, Лубновские Болота, Санской Лес и т.д.). Ближайшие населённые пункты — деревня Мунор, села Илебники и Занино-Починки.

Население

Происхождение названия

По мнению краеведа Н. Левошина, название села имеет гидронимическое происхождение, то есть связано с названием реки Лубонос, на берегах которой возник населенный пункт. Река же названа по местности, представляющей собой как бы полуостров с мысом, который она омывает в виде крутой дуги. Когда-то здесь росли липы, и мыс, или, как говорили, нос, служил местом заготовки липового луба. Отсюда и название Лубонос, то есть «Лубяной нос». В дальнейшем за рекой закрепилось название Лубонка.

Н. Органова указывает, что слова «луб», «лубок» означали липовое подкорье, идущее на кровли, на мочала, а с молодых лип — на лыко, из которого плели короба, лапти, кузова. Названия сел Лубяники Касимовского и Лубонос Шиловского районов говорят о бывшей когда-то здесь растительности.

Первое упоминание о Лубоносе мы находим в списке с писцовых книг П.Воейкова 1627 года: «В Касимовском уезде в Борисоглебском стану за Касимовским царевичем Сеит-Бурханом село Ерахтур по обе стороны речки Ерахтурки, а в нём церковь древяная Николая Чудотворца да церковь древяная-ж великия мученицы Парасковеи – обе клетцки;… А по сказке села Ерахтура и села Мыщца и деревень земских старост Васки Космина да Агейки Игнатьева и всех крестьян, с того села Ерахтура и с деревни Шишкиной, апричь села Мышцы и иных деревень, платили царю Араслану верхового медвеного оброку по пятнадцати пуд на год, а ныне сыну ево Касимовскому царевичу Сеит-Бурхану верхового медвеного оброку платят тож. А округ тому бортному ухожью села Ерахтура и села Мышца с деревнями: по враг по Липовку да по Ексу, а с Ексы да по чёрному лесу и позадь Ташенки, Крутых врашков по Цареву поляну да в острый ельник по Лубоносу по речку, по ломок да по ивовый куст, по Енлин ельник, по передел, по Жданов ес да по заводь, по Вертячей песок, да с Вертячего песку за Оку реку по Бахметеву пожню, по Решное озеро, по старое… да по Неверов исток, чрез Опроку реку по Спорное озеро, по Чачурку по речку по Чурилову сосну да по Медные Кольца да по Ламшу по речку, по Есцу по озеро да по Вывотчу да по Переделец, да с Передельца по Увес да по Нарму да по Беседки, а с Беседок середи Василевы поляны на Сотников дуб да на Сухое Болотцо, а с Сухова Болотца на Бабёнки, а с Бабёнки на Поповское, а с Поповского на Долгое озеро, а с Долгова озера на Столбищенский бор; и того бортного ухожья верст на двадцать и больши».

В 1906 году вышло очередное издание Рязанского губернского статистического комитета - "Населённые места Рязанской губернии".Там прямо указано: «село Лубонос на р. Лубонос». Таким образом, село названо по более древнему топониму – речке Лубонос.

Некоторые краеведы считают, что ударение в данном топониме ставится на последнем слоге и фантазируют на тему «лубяного носа». Но, на самом деле, ударение стоит на первом слоге! Кроме того, судя по вышеприведённому отрывку из труда П.Воейкова, на месте села росли не липы, а ели.

Поэтому, чтобы составить научное представление о происхождении села Лубонос, нужно обратиться к труду И.Н Хрусталёва «Названия озер и болот Рязанской области». Кроме того, эта работа помогает определить происхождение и многих других населённых пунктов области.

И.Н. Хрусталёв утверждает, что до заселения Рязанского Поочья славянами практически всю его территорию занимали финские племена, связываемые археологическими памятниками волосовской культуры (конец 3-начало 2 тысячелетия до н.э.) и развившихся на её основе дьяковской и городецкой культур (7 в. до н.э.-5 в. н.э.).

Из этих племен в дальнейшем образовались поволжско-финские племенные группировки меря, мурома, мордва и мещера, заселявшие Среднее и Нижнее Поочье во время прихода туда славян и проживавшие одновременно с ними. С территорией Рязанской области обычно связывают два последних племени, на основе которых образовались современные мордовские этнические группы мокша и эрьзя. С волосовской культурой связывают гидронимы (речные и озёрные названия) на -кса, -кша, -ньга, -нга (например, Выкса, Мокша); с дьяковской и городецкой культурами- гидронимы на –ома, -ема, -ма (Пошма); с племенем мещера – названия на –ур (-уру) (Салаур); с племенем мурома – названия на –ус (Мильчус, Свинчус). Мордовские гидронимы оканчиваются на –ляй, -лей (Шевырляй).

Можно считать доказанным присутствие балтов в бассейне Оки. Как балтийскую, например, принято определять мощинскую культуру верхней Оки (до Упы) (4-7 века н.э.), которая находится в определённых связях с зарубинецкой культурой западнобалтийского типа Поднестровья и Припятского Полесья. Балтийским традиционно считается и летописное племя голядь (12 век), населявшее междуречье Протвы и Москвы в Подмосковье. Голядь связана с мощинцами отношениями преемственности. Всеми исследователями признаются и тесные контакты и взаимопроникновения славянской и балтийской культур в междуречье Оки и Москвы на протяжении 8-12 веков. Как балтийские трактуются названия на –еса, -аса, -уса, -апе, -опе, -ата, -ета, -ита, -ота, -ея, для которых находятся надежные соответствия в прибалтийской топонимии.

Восточную границу расселения балтийских племен можно провести в бассейны Мокши и Теши. Например, нашему Мильчусу есть собрат в Литве –р.Milcius. Река Хупта (правый приток Рановы), сопоставима по названию с литовским Upute ( лат. upe- река). Стабенка от древнепрусского stabis- камень (значит, по-нашему будет Каменка). Речка Лакоток и лит. Lukstas- камыш. Похоже отсюда и мордовская речка Луктус. Например, касимовское село Лом- лит. Loma- «низина, мокрый луг». В самом деле, село находится на мокром лугу. Например, литовское vezti, русское «везти». Есть на Рязани название Пилис, по-литовски, pilis- замок, крепость, город... Ну, и, конечно, Свинчус (лит. Sventupe (upe- река), или sventas- святой). Возможно, что Проня, Цна, Вожа оттуда же.

Кроме того, много есть топонимов на –ас, -ес, -ос,-ус, которые обычно считают финскими, но многие из них можно отнести к балтизмам. Типы на –ас, -ус, характеризующие собой балтийские слова мужского рода, передавались соответствующими мужскими образованиями на славянской почве (-Ъ, а после его исчезновения –О). И Лубонос мы можем отнести сюда же, соответственно.

Скорее всего, эти типы попали в русскую топонимическую систему не прямо из балтийской, поскольку на данной территории славяне и балты едва ли контактировали, а при посредстве финской системы, куда попали во время балто-финских контактов ещё до заселения Рязанского Поочья славянами. Вероятно, к этому времени балты либо были ассимилированы финским населением, либо мигрировали на запад. Такое посредство подтверждается ещё и тем, что ареал названных балтийских гидронимов совпадает с финским ареалом. Кроме того, и те и другие топонимы практически не встречаются в междуречье Прони и Осетра.

Наибольшая концентрация балтийских названий наблюдается в междуречье Рановы и нижней Прони и Пары, а также вдоль русла Оки от устья Прони до устья Гуся.

О продвинутости восточной границы расселения балтов свидетельствуют явные балтийские заимствования в волжско-финских языках. Можно отметить марийское могыр- «спина», удмуртское мугор- «тело» и лытышское mugara- «спина». Эрзянский (мордовский) бог-громовник Пурьгине-пас и литовский Perkunas. Самое интересное, что лубоносская рыбка миндюк (оголец) известна в других местах Рязани как минтюк, а у эрьзи – ментюк-налим и в литовском mentus-налим.

Угро-финскими по происхождению являются гидронимы на –ерха, -ерхи. Они представляют собой передачу мордовского (мокша) слова эрьхке или эрзянского эрьке –«озеро». Например, у Свинчуса протока Оки – Ниверха (Ниверга). Приспосабливаясь к русской топонимической системе оно может принимать и другой вид: -ерга, -ерка, -ирки, -орки, -орга, -ери, -риха (Ундриха), -рихи, -урка.

История

Впервые Лубонос упоминается в писцовых книгах за 1628—1629 гг. как «пустошь, что была деревня». Можно предположить, что поселение здесь возникло несколько ранее, не позднее начала XVII в., а к 1628 г. уже не существовало. Впоследствии поселение здесь было возобновлено, и к 1676 г. Лубонос уже снова числился деревней у села Занино-Починки.

В 1685 г. в Лубоносе был построен и освящён деревянный храм во имя Живоначальной Троицы, и деревня становится селом. Указание на это содержится в окладных книгах по Касимовскому уезду за 1685 г.:

«В нынешнем 193 (1685) году августа в 7 день, по отписке Касимова города старост поповских — Николаевскаго попа Филиппа, да Касимовского уезду села Тырновские Слободы Покровскаго попа Василья и по скаске Касимовского уезду села Лубоноса, что была деревня, Троицкого попа Ивана, обложена в Казенном приказе церковь Живоначальные Троицы.

У тое церкви двор попа Ивана да в приходе: 35 дворов крестьянских, церковные земли 5 четвертей в поле, в дву потомуж, сенных покосов и никаких угодий нет. Данных денег по окладу с тое церкви 29 алтын 2 денги. Пошлин гривна. А та новопостроенная церковь в вотчине великих государей духовника Меркурия Гаврилыча, а он поп Иван поставлен в то село преосвященным Павлом, митрополитом Рязанским и Муромским, в нынешнем во 193 году в генваре месяце. А та деревня Лубонос исстари была в приходе к селу Занину Починку. Церковь построена во 191 (1683) году, а освящена в нынешнем во 193 (1685) году в генваре месяце».

Эта первая Троицкая церковь в селе Лубонос, как видно из челобитной священника Герасима Григорьева, «в марте месяце 1754 г. ночною порою сгорела со всею утварью». В 1756 г. в селе на том же месте была построена новая деревянная Троицкая церковь, остатки которой сохранились до сих пор. В 1837 г. Троицкий храм в селе Лубонос был перестроен и значительно расширен, а в 1875 г. в нём был устроен новый иконостас.

В 1861 г. в селе Лубонос была открыта церковно-приходская школа.

По статистическим сведениям конца XIX в. село Лубонос

«расположено на горном каменистом месте у р. Лубонос, вымерзающей зимой, недалеко течет р. Мунор, никогда не пересыхающая. В селе есть своя школа, а из торговых заведений винная лавка. Община государственных крестьян. Дети учатся бесплатно 7 месяцев в году в церковно-приходской школе своего села, которая содержится общиной. Из общественных заведений есть дом, сторожка, пожарный сарай, хлебный магазин, школа и водяная мельница на р. Муноре. Община получает аренды с мельницы 60 руб. и за землю под кирпичным сараем 20 руб. В 1874 г. пало 300 штук рогатого скота и 200 овец. В 1887 г. побило градом 100 десятин ржи и 300 десятин яровых хлебов; в том же году истреблено пожаром 6 дворов, в 1882 г. — 33 двора, в 1885 г. — 14 дворов».

К 1891 г., по данным И. В. Добролюбова, в приходе Троицкой церкви села Лубонос, состоящем из одного села, числилось 154 двора, в коих проживало 612 душ мужского и 665 душ женского пола, в том числе грамотных — 124 мужчины и 69 женщин.

К 1905 г. село Лубонос входило в состав Занинской волости Касимовского уезда и имело 225 дворов при численности населения 1842 человека.

Интересно, что в марте 1907 г., в ходе 1-й русской революции 1905—1907 гг., крестьяне села Лубоноса принимали участие в антицерковном движении, охватившем ряд сел Касимовского уезда. Совместно с крестьянами сел Борки и Илебники они требовали от священников уменьшения платы за требы.

В 1916 году в селе Лубонос проживало 2050 человек.

Транспорт

Основные грузо- и пассажироперевозки осуществляются автомобильным транспортом.

Достопримечательности

  • Храм Живоначальной Троицы — Троицкая церковь. Построен в 1756 г. на средства прихожан. Находится в руинированном состоянии.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: