Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




29.06.2022


27.06.2022


26.06.2022


26.06.2022


25.06.2022


24.06.2022


21.06.2022





Яндекс.Метрика

Пасхалова, Алевтина Михайловна

19.02.2022


Алевтина Михайловна Пасхалова (в замужестве Аносова; 1875—1953) — русская и советская оперная и камерная певица (лирико-драматическое сопрано), также педагог и музыкальный деятель; Заслуженная артистка РСФСР (1934).

Обладала красивым, ровным во всех регистрах голосом чистого тембра с густым низким регистром. Репертуар певицы включал свыше 60 партий.

Биография

Родилась 27 мая (8 июня) 1875 года в селе Сокур Саратовской губернии (ныне — Татищевский район Саратовской области), в семье надворного советника — Михаила Никандровича Пасхалова, который в числе русских добровольцев освобождал сербов от османского ига и погиб. Внучка Анны Никаноровны Пасхаловой-Мордовцевой. После смерти отца мать вторично вышла замуж, а семилетнюю Алевтину отправила к бабушке в Саратов.

Первоначальное образование получила в Саратовском женском институте, где обучалась игре на фортепиано у Фёдора Михайловича Достоевского, ученика Антона Рубинштейна, племянника и полного тёзки великого русского писателя, а также пению у итальянца Рокко. Уже в ученических концертах исполняла фортепьянные произведения Шопена, Шумана и Листа, пела в хоре. В 1893 году поступила в московскую вокальную студию Е. Терьян-Коргановой, где вскоре её услышал С. Мамонтов и пригласил в Московскую частную русскую оперу на партию Церлины («Дон Жуан»). В 1893—1898 годах Алевтина Пасхалова обучалась пению в Московской консерватории у Елизаветы Лавровской. Живя в доме у Лавровской, она познакомилась с С. Танеевым, А. Гречаниновым, С. Рахманиновым и часто исполняла оперные арии и романсы в их сопровождении. Ещё будучи ученицей консерватории, в 1898 году она принимала участие в гастрольных спектаклях Московской частной русской оперы Мамонтова в Петербурге.

По окончании консерватории, в 1898—1899 годах, Пасхалова была солисткой Московской частной русской оперы. Позднее выступала в крупных городах России — Казани, Перми, Саратове, Житомире, Каменец-Подольске, Нижнем Новгороде, Москве (театр «Аквариум», антреприза М. Медведева), Петербурге (Новый летний театр «Олимпия», антрепризы Е. Кабанова и К. Яковлева). В 1905—1908 годах была солисткой петербургского Мариинского театра, затем снова пела в Саратове, Перми, Екатеринодаре, Харькове, Казани, Тифлисе, Кишиневе. В 1912 году певица совершенствовалась в вокальном искусстве в Милане у А. Броджи и А. Бетинелли. В 1911—1912 годах концертировала в Генуе, Вероне и Милане (здесь дебютировала в театре «Ла Скала»). В 1913—1914 годах выступала в России — в Екатеринодаре, Оренбурге, Ташкенте, Самарканде, Бухаре. В 1913 году записывалась на грампластинки, исполняя романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, Э. Грига, Ф. Шопена.

Была первой исполнительницей партий Дуни («В 1812 году»), Фрейи («Золото Рейна»), Ксении («Борис Годунов», в Москве), Чио-Чио-сан («Чио-Чио-сан», в Харькове). Её партнёрами были — И. Алчевский, Ж. Девойод, И. Ершов, Е. Збруева, В. Касторский, А. Лабинский, Л. Собинов, Н. Фриде, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев. Пела под управлением Э. Купера, Э. Направника, И. Палиева, И. Труффи.

С 1915 года А. М. Пасхалова жила в Саратове, с 1918 года преподавала в Саратовской консерватории, где стала профессором и воспитала плеяду советских певцов. В Саратове содействовала созданию оперного театра. Последнее выступление певицы состоялось в 1929 году в Саратове на юбилейном вечере, посвященном 30-летию её артистической деятельности. В годы Великой Отечественной войны, когда Московская консерватория была эвакуирована в Саратов, Пасхалова была также профессором её вокальной кафедры.

Умерла 1 апреля 1953 года в Саратове.

Её дочь, Нина, обучалась пению у матери и тоже стала певицей.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: