Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




07.07.2022


06.07.2022


05.07.2022


02.07.2022


01.07.2022


01.07.2022


30.06.2022





Яндекс.Метрика

Тории

18.02.2022


Тории (яп. 鳥居, иногда пишется 鳥栖 или 鶏栖) — П-образные ворота без створок в синтоистском святилище. Обычно они стоят на пути к святилищу (сандо) и отмечают начало священной территории.

По одной из теорий, тории произошли от индийских ритуальных ворот торана, по другой — появились в Японии, развившись из отмечавших священную землю столбов с симэнавой. Первые упоминания о ториях относятся к X веку.

Основа конструкции торий — два вертикальных столба, соединённых двумя горизонтальными перекладинами. Существуют два основных стиля: симмэй-тории имеют простые столбы и прямые перекладины, а мёдзин-тории — столбы на каменном основании и двойную изогнутую верхнюю перекладину.

Тории являются как символом синтоизма, так и Японии в целом. Из-за связи с синто они часто являются условным обозначением синтоистских святилищ.

Этимология

Иероглифы, которыми записывается слово «тории» (鳥居), значат «птица» (яп. 鳥 тори) и «быть, находиться» (яп. 居る иру).

По некоторым версиям, слово «тории» происходит от выражения «тори-иясу» или «тори-ита» («насест»), по другим — от выражения «то:ри-иру» («войти, пройдя через что-либо»).

Другие исследователи считают, что слово «тории» происходит от санскритского слова торана (туран) — «ворота» или «арка».

Происхождение и история

В настоящее время не существует общепризнанной теории происхождения торий.

По одной из теорий, они произошли от индийских ритуальных ворот торана, обычно возводимых с четырёх сторон света на пути к ступе или захоронению. Вместе с буддизмом данная архитектурная форма распространилась из Индии по Восточной Азии, а позже попала в Японию через Китай или Корею.

Примеры подобных ворот в соседних странах включают в себя хонсальмун (кор. 홍살문) в Корее и пайлоу в Китае. Хонсальмун — корейские деревянные ритуальные ворота, устанавливавшиеся на входе в совон, хянгё (кор. 향교) или на кладбище. Самые известные хонсальмун стоят перед царскими захоронениями династии Чосон в Сеуле. Как и тории, хонсальмун стоят отдельно и не являются частью ограды, а скорее отмечают начало священной земли. Подобно ториям, они состоят из двух столбов и двух перекладин, но у хонсальмун на верхней расположены многочисленные деревянные «стрелы». Дополнительным отличием от торий является то, что столбы проходят сквозь перекладины и заканчиваются выше.

Китайские пайлоу являются триумфальными воротами из камня или дерева, покрытыми сложным орнаментом и устанавливавшимися в честь героев или правителей. Так как в старинных японских текстах слово «пайлоу» записывалось так же, как и «тории», японские учёные прошлого выдвигали предположения об их китайском происхождении.

  • Аналоги торий в других странах
  • Индийские торана

  • Китайские пайлоу

  • Корейские хонсальмун

Тории могли появиться в Японии в результате эволюции простейших культовых площадок. В старину постоянных храмов не существовало — вначале при проведении религиозных праздников по углам священного участка ставили столбы, между которыми натягивалась верёвка. Позже на входе для жреца стали ставить два столба повыше, тоже соединённые верёвкой. В конце концов верёвку сменили деревянные перекладины, и тории приобрели вид современных симмэй-торий. Косвенным подтверждением этой теории служат и обычай вешать на тории верёвку симэнава, и существующий поныне стиль тюрэн (см. ниже), в котором два столба соединяет лишь симэнава.

Также в поддержку автохтонной гипотезы говорит то, что в Японии (как и в Корее) столбы могли символизировать божество, в современном японском хасира (яп. 柱, столб) является счётным суффиксом для богов.

В своём труде «Происхождение торий» (нем. Der Ursprung des Torii) 1942 года немецкие учёные О. Каров и Д. Зекель предположили, что тории — максимально упрощённый каркас японского дома. По их версии, перекладина торий произошла от конькового бруса заброшенного дома, ставшего памятником жившим в нём людям. Следовательно, тории изначально были связаны с культом мёртвых.

Кроме того, Каров и Зекель, как и японский исследователь Оригути Синобу, всё же[уточнить] усматривали связь торий с птицами. В древних японских источниках неоднократно упоминается связь птиц со смертью, например, летописи Кодзики и Нихон-сёки рассказывают, что принц Ямато Такэру обратился после смерти в белую птицу и указал место для захоронения. По этой причине место его захоронения называется «могила белой птицы» («сиратори мисасаги»). Эту связь подтверждают и другие упоминания в классической литературе. У могил многих важных лиц в старину вход отмечали два столба, хотя доподлинно неизвестно, были ли они соединены между собой или служили насестами для птиц. В данном контексте предполагается связь торий с корейскими соттэ (кор. 솟대) — деревянными столбами с фигурами птиц наверху. Соттэ ставили у входа в деревню, они должны были защищать от злых сил, а также служили подобием тотема. В древнекитайских источниках упоминается, что корейцы связывали птиц с похоронными ритуалами; это подтверждают археологические исследования. Связь птиц со смертью прослеживается во многих шаманских культурах Китая, Монголии и Кореи. При этом не существует археологических находок или изображений, связывающих с птицами японские тории.

Другая теория связывает происхождение торий с легендой об Аматэрасу. В одной из версий легенды рассказывается, что когда Аматэрасу скрылась в пещере Ама-но Ивато, боги поставили перед пещерой насест, на который сел петух, своим криком выманивший богиню наружу. В память об этом событии японцы стали устанавливать тории.

Первые достоверные упоминания торий найдены в «Описи храма Оотори-дзиндзя в Идзуми» (яп. 和泉国大鳥神社流記帳 Идзуми но куни Оотори-дзиндзя рикитё:, 922 год). Считается, что они были достаточно распространены к середине эпохи Хэйан. Древнейшие сохранившиеся каменные тории находятся в Хатиман-дзиндзя в Ямагате (XII век); деревянные — в Кубохатиман-дзиндзя в Яманаси (1535 год). Некоторые тории делали из дерева, но покрывали медным листом, старейшие тории такого рода расположены в храме Кимпусэн-дзи в Наре (1455—1457).

Конструкция

Тории состоят из двух вертикальных столбов, сверху соединённых балкой касаги (яп. 笠木 зонтичная), ниже неё сквозь столбы проходит горизонтальная перекладина нуки (яп. 貫 пронзающая). К касаги может прилегать вспомогательная балка симаки (яп. 島木). У некоторых видов торий между симаки и нуки расположена небольшая табличка гакудзука (яп. 額束), на которой пишется название святилища, а для закрепления нуки в столбы забиты клинья кусаби (яп. 楔).

С XVII века расстояние между нуки и верхними балками приблизительно равно толщине вертикальных столбов; диаметр столбов равен 1/10 расстояния между ними; линии, образованные срезом верхних балок, должны соединять их с основаниями столбов.

Первоначально тории возводились из дерева и камня, позже стали использовать медь, железо, глину. В настоящее время широко распространены железобетонные тории. Чаще всего тории не декорированы или имеют минималистичный декор; в результате буддистского влияния многие окрашены в ярко-красный цвет (реже белый), некоторые элементы могут быть чёрного цвета.

Стили

Несмотря на простоту конструкции, существует множество типов торий. Их можно разделить на две большие группы. Симмэй-тории имеют простые столбы и прямые перекладины. Мёдзин-тории, более распространённые, имеют изогнутую верхнюю перекладину, нижняя проходит сквозь столбы. Кроме того, данные термины могут обозначать и определённые стили торий.

Группа симмэй-тории

  • Тюрэн-тории

  • Симмэй-тории

  • Исэ-тории

  • Касуга-тории

  • Хатиман-тории

  • Тюрэн-тории (яп. 注連鳥居, также симэ-тории) состоят из двух столбов, соединённых верёвкой симэнава. Неясно, можно ли считать данную конструкцию ториями.
  • Симмэй-тории (яп. 神明鳥居) — самый простой стиль, часто встречается в святилищах, связанных с храмом Исэ (связан со стилем симмэй-дзукури). Все брёвна круглые, нижняя перекладина не выходит за пределы столбов. При этом в самом храме Исэ представлена особая разновидность — Исэ-тории. Они имеют касаги пятигранного сечения с утолщением на концах, создающим впечатление лёгкого изгиба; столбы наклонены внутрь. Симмэй-тории особенно часто использовались в эпоху государственного синто в XIX—XX веках. Тории, для столбов которых использовались брёвна с корой, называются куроки-тории.
  • Касуга-тории (яп. 春日鳥居) — подвид симмэй-торий, в котором нижняя перекладина проходит сквозь столбы и зафиксирована клиньями кусаби. Имеет касима и гакадзука. Эти тории можно увидеть в Касуга тайся.
  • Хатиман-тории (яп. 八幡鳥居) — идентичны касуга-ториям, кроме концов верхних перекладин, обрезанных под углом, и нуки квадратного сечения. Распространены в святилищах, посвящённых Хатиману (также см. хатиман-дзукури).

Группа мёдзин-тории

  • Мёдзин-тории

  • Дайва-тории или Инари-тории

  • Рёбу-тории

  • Санно-тории

  • Мива-тории

  • Мёдзин-тории (яп. 明神鳥居) — самый распространённый стиль, для которого характерны изогнутые вверх балки касаги и симаки, их концы косо обрезаны. Нуки квадратного сечения выходит за столбы примерно на 1/5 своей длины и крепится к ним клиньями с обеих сторон. Столбы немного наклонены внутрь и стоят на выпуклом или квадратном каменном основании. Между нуки и верхними балками вставлена распорка, на которой обычно написано название храма (гакадзука). Деревянные мёдзин-тории обычно имеют небольшой навес над верхней балкой. Появились в IX веке. Известные тории в этом стиле расположены в Хатиман-дзиндзя в Ямагате и Ясака-дзиндзя в Киото.
  • Инари-тории (яп. 稲荷鳥居) характерны для святилищ Инари (например, Фусими-Инари-дзиндзя), имеют закруглённое основание и круглый элемент дайва (яп. 台輪 большое кольцо) на конце столбов. Деревянные инари-тории обычно красят киноварью.
  • Рёбу-тории (яп. 両部鳥居, также ёцуаси-тории, гонгэн-тории или тигобасира-тории) — сложные тории, имеющие пару вспомогательных столбиков (хикаэбасира 控柱 или кобасира 小柱) с обеих сторон каждого столба, их соединяют с главным столбом горизонтальные балки хикаэнуки (яп. 控貫). Как и у инари-торий, наверху каждого столба расположен элемент дайва. В рёбу-ториях заметно влияние эзотерического буддизма, их возводили в храмах, где практиковался синто-буддийский синкретизм. Самые известные подобные тории расположены в Ицукусима-дзиндзя.
  • Санно-тории (яп. 山王鳥居, также Хиэ-тории, сого-тории, хафу-тории или гассё-тории) имеют наверху подобие щипца из трёх элементов, опирающихся на касаги. Эти элементы символизируют горное божество. Название "санно:" состоит из двух иероглифов ( (яп. 山 сан, гора) и (яп. 王 о:, царь)), которые можно увидеть, если посмотреть на тории сверху и сбоку. Такие тории стоят в Хиёси-тайся.
  • Мива-тории (яп. 三輪鳥居, также мицу-тории или санко-тории) — тройные тории. Центральная часть выглядит как мёдзин-тории, но с прямыми столбами. С каждой стороны от них расположены ворота поменьше (ваки-тории 脇鳥居). Примером служат тории Омива-дзиндзя в Наре.
  • Тории храма Ицукусима

  • Тории в Исэ-дзингу

  • Мива-тории

  • Санно-тории в Хиёси-тайся

  • Каменные тории в Ситэнно-дзи, Осака

  • Первые тории Идзумо-тайся

  • Тории в Сумиёси-тайся

Также существуют несколько уникальных торий группы мёдзин, названных в честь храма, где они расположены. Это Ситэнно-дзи-исидории (яп. 四天王寺石鳥居), Уса-тории (яп. 宇佐鳥居) и Хакодзаки-тории (яп. 筥崎鳥居).

На Тайване в период японского правления возводились ворота, объединяющие в себе черты торий и пайлоу. Примером могут служить ворота в храме Кэнко в Тайпее, посвящённом погибшим японцам.

Расположение

Тории на горе Онтаке

Тории имеются в каждом синтоистском святилище (дзиндзя) и являются их отличительным признаком. Из-за смешения синтоизма и буддизма начиная с XII века тории можно встретить и на территории буддистских храмов, если в их состав входит дзиндзя. В буддистском храме Ситэнно-дзи в Осаке стоят огромные каменные тории, возведённые в 1294 году после того, как сгорели предыдущие деревянные.

В некоторых святилищах может быть несколько торий, в таком случае первые и крупнейшие тории, отмечающие границу сакрального пространства, называются ити-но-тории («первые тории»), следующие указывают на возрастание святости территории по мере приближения к хондэну. Некоторым храмам принято приносить в дар тории, в таком случае их ставят одни за другими, образовывая аркаду; примером этого служит Фусими-Инари-тайся с аркадами из тысячи торий.

Кроме отдельно стоящих, существуют тории, являющиеся частью забора тамагаки, окружающего хондэн. Если от торий в обе стороны расходится забор, их называют тории-мон (ворота-тории).

Поднимающиеся из воды тории храма Ицукусима, через которые должны были проплыть паломники перед тем, как ступить на священную землю этого острова, широко известны и являются одним из «трёх знаменитых пейзажей Японии».

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: