Дела милосердия (иногда также акты милосердия) — вид христианских поступков. Дела милосердия исполняются в христианстве и в воздаяние грехов, и из любви к ближнему.
Телесные и духовные дела милосердия
Дела милосердия традиционно разделены на две категории, каждая из семи дел:
В энциклике Иоанна Павла II «Dives in Misericordia» от 30 ноября 1980 года заявляется, что Иисус Христос учил, что человек не только получает и испытывает милосердие Божие, но что он также призван «практиковать милосердие» по отношению к другим людям. С делами милосердия связано понятие о Божьем милосердии, описанное в «Дневнике» святой Фаустины Ковальской.
Семь телесных дел
Телесные дела милосердия — это те, которые направлены на удовлетворение телесных потребностей других людей. В притче Христа о страшном суде (Матфей, 25:3-40) перечислены шесть дел милосердия, выполнение которых ведёт к спасению, а невыполнение — к осуждению. Седьмое дело милосердия, захоронение мёртвых, было введено одним из Отцов Церкви, Лактанцием, с опорой на книгу Товита (Товит, 1:17-20). К телесным делам причисляют:
Семь духовных дел
Телесные дела милосердия направлены на облегчение материальных страданий, а духовные дела — на облегчение душевных страданий. К духовным делам милосердия традиционно причисляют:
В католицизме, хотя духовные дела вменяются в обязанность всем верующим, в отдельных случаях человек может не обладать качествами, необходимыми для выполнения четырёх из семи духовных дел милосердия, а именно: обучение незнающих, советы сомневающимся, увещевание грешников и утешение печальных. Для выполнения этих дел может потребоваться высокий уровень авторитета и знаний или особое чувство такта. Остальные три дела — прощение обид, добровольное прощение зла, молитвы за ближних — считаются безоговорочно обязательными для всех верующих.
В методизме
Методистская церковь учит, что дела милосердия — это и средства благодати, которые ведут к святости, и способ освящения. В учении методистов акты милосердия рассматриваются как благоразумный путь к благодати. Наряду с трудами благочестия они необходимы для перехода верующего к христианскому совершенству.
В искусстве
Художественные изображения дел милосердия известны по крайней мере со второй половины XI века. Первым из известных изображений является картина «Страшный суд», ныне хранящаяся в Ватикане, написанная между 1061 и 1071 годами, вероятно, для монастыря сестёр Святой Марии в Кампо-Марцио. Сто лет спустя шесть дел, указанных у Матфея, были представлены на воротах в северном фасаде Кафедрального собора Базеля.
Семь дел милосердия являются одним из распространённых сюжетов в религиозном искусстве. В некоторых произведениях семь дел аллегорически противопоставляются семи смертным грехам (алчность, гнев, зависть, уныние, похоть, чревоугодие, гордыня).
-
Семь дел милосердия
Франкен Младший, 1605
Немецкий исторический музей -
Семь дел милосердия
Питер Брейгель Младший, после 1616 -
Дела милосердия
Пьер Монталье, 1680 -
Фредерик Кейли Робинсон. «Доктор» из полиптиха «Дела милосердия», 1915—1920. Правая часть