Мелихов, Александр Мотелевич




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




25.01.2022


25.01.2022


24.01.2022


23.01.2022


23.01.2022


21.01.2022


21.01.2022





Яндекс.Метрика

Мелихов, Александр Мотелевич

21.12.2021


Александр Мотелевич Мелихов (настоящая фамилия Мейлахс; род. 29 июля 1947, Россошь, Воронежская область) — советский и российский писатель, публицист.

Родился в семье Мотеля Аврумовича Мейлахса и Любови Кузьминичны Кириченко. Окончил математико-механический факультет Ленинградского университета, работал в НИИ прикладной математики при ЛГУ; кандидат физико-математических наук.

Как прозаик печатается с 1979 года. Проза опубликована в журналах «Нева», «Звезда», «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Дружба народов», «22», «Nota Bene» (Израиль), «Зарубежные записки» (Германия) и др.

Автор книг «Провинциал», «Весы для добра», «Исповедь еврея», «Горбатые атланты, или Новый дон Кишот», «Роман с простатитом», «Нам целый мир чужбина», «Чума», «Красный Сион», «Любовь-убийца», «Мудрецы и поэты», «Интернационал дураков», «Биробиджан — земля обетованная», «Тень отца», «Республика Корея: в поисках сказки», «Дрейфующие кумиры», «Броня из облака», вышедших в издательствах «Советский писатель», «Новый Геликон», «Лимбус Пресс», «Вагриус», «Ретро», «Время», «Прозаик», «Текст»,«АСТ», «Журнал"Нева"». Романы "Нам целый мир чужбина", "И нет им воздаяния" и "Свидание с Квазимодо" входили в шорт-лист премии "Русский Букер".

Литературный критик, публицист, автор книги «Диалоги о мировой художественной культуре» и нескольких сот журнально-газетных публикаций, заместитель главного редактора журнала «Нева».

В последние годы А.Мелихов развивает концепцию «человека фантазирующего», рассматривая историю человечества как историю зарождения, борьбы и распада коллективных грёз. «Система взглядов удивительно стройна. Выглядит тезаурус, то есть набор важнейших понятий и схема основных взаимосвязей в мелиховском мире, следующим образом. Мир разделен на реальность и мечту (грёзу, сказку, химеру). Реальность без грёзы отвратительна. Грёза дает силы для жизни и уничтожает страх смерти. В реальности грёза обозначена словом, которое всегда прекраснее явления, поскольку оно является представителем мечты в мире действительности. Грёзы-сказки многообразны, но отличаются прежде всего количеством людей, ими охваченных. Одна из величайших, существующая для двоих, именуется любовью. Далее идут родовые, классовые, общенациональные грёзы и химеры („запас общих сказок, того единственного, что способно нас объединять“). Сбывшаяся грёза называется красотой. Искусство, которое служит красоте, есть, таким образом, мост между двумя мирами: „Поэзия есть умение видеть в здешнем нездешнее“». «„Ответ“ ужасу мира в мелиховской прозе — эстетика-стилистика, иначе — красота письма. На стыке безобрáзного (предельно, безнадёжно безобрáзного, то есть безóбразного) и прекрасного, на той стадии прекрасного, которая тяготеет к совершенству, возникает синтез близких Мелихову литературных манер („поток сознания“, „эстетика безобразного“, „суровый (жестокий, жёсткий) стиль“). Вот почему отнести его к „скорбникам“ — значит дать одностороннюю оценку: он в равной мере принадлежит и „чистому искусству“, как ни странно это выглядит. Авторский язык у Мелихова есть своего рода разрешение, катарсис. „Приключения языка“, который всегда является у Мелихова одним из „внесюжетных персонажей“, по степени увлекательности соперничают с приключениями героев, а в ужасном мире обнаруживают присутствие чуда бытия». «Нерв нравственных поисков героев — „идолоборчество“» «Удивительная систематичность… Мелихова находит выражение в том, что исследование фантомов, которыми живёт человек, не ограничивается у него сферой литературы: Мелихов вполне серьёзно, со свойственной ему основательностью занимается такими проблемами, как наркомания, как жизнь умственно отсталых людей и способы их адаптации к реальности и т. п. И когда такой материал попадает из жизни в роман, обретает художественное воплощение, от этого литература выигрывает сторицей». «Учение Александра Мелихова основано на нескольких положениях. Первое. Человека отличает от животного не умение пользоваться орудиями труда, а умение относиться к плодам своей фантазии (=фантомам, грёзам, идеалам) как к реальным предметам и даже гораздо более серьёзно: „Только человек способен жертвовать во имя того, чего нет, что существует лишь в его воображении“. Второе. Все низкое в человеке — это маски чего-то высокого. Материальные, „шкурные“, да любые практические интересы и действия важны для человека только потому, что в рамках какой-то грёзы становятся для него символами прекрасного, возвышенного, значительного».

Семья

  • сын Павел Мейлахс (1967 - 7.9.2021) - писатель.
  • сын Петр Мейлахс (р. 1972) - кандидат социологических наук, публицист.

Библиография

  • 1986 — Провинциал: Рассказы. — Л.: Советский писатель.
  • 1989 — Весы для добра: Повести. — Л.: Советский писатель.
  • 1994 — Исповедь еврея: Роман. Повесть / Предисл. А. Житинского. — СПб.: Новый Геликон. (Переиздано в 2004 г. изд-вом «Лимбус Пресс»).
  • 1995 — Горбатые Атланты, или Новый Дон Кишот: Роман. — СПб: Новый Геликон.
  • 1997 — Роман с простатитом. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2003 — Чума. — М.: Вагриус.
  • 2003 — Нам целый мир чужбина. — СПб.: Ретро.
  • 2003 — Диалоги о мировой художественной культуре. — М: МИОО.
  • 2005 — Красный Сион: Роман / Александр Мейлахс. — СПб.-М.: Лимбус Пресс.
  • 2005 — Зеркало. — СПб.: Журнал «Нева».(В соавторстве с Е. Вяхякуопус).
  • 2008 — Любовь-убийца. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2008 — Мудрецы и поэты. — М.: Время.
  • 2009 — Биробиджан — Земля обетованная. — М.: Текст.
  • 2010 — Интернационал дураков. — М.: Прозаик.
  • 2011 — Тень отца. — М.: АСТ.
  • 2011 — Республика Корея: в поисках сказки. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2011 — Дрейфующие кумиры. — СПб.: Журнал «Нева».
  • 2012 — Броня из облака. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2013 — Колючий треугольник. — СПб.: Пушкинский фонд.
  • 2013 — Бессмертная Валька. — СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга.
  • 2014 — Каменное братство. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2014 — Как сохранить радость жизни в трудное время. — СПб.: Журнал «Звезда». (В соавторстве с Е. Вяхякуопус).
  • 2015 — И нет им воздаяния. — М.: Эксмо.
  • 2016 — Воскрешение Лилит. — М.: Эксмо.
  • 2016 — Испытание верности. — М.: Эксмо.
  • 2016 — Краденое солнце. — М.: Эксмo.
  • 2016 — Свидание с Квазимодо. — М.: Эксмo.
  • 2016 — Былое и книги. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2017 — Застывшее эхо. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2017 — Заземление. — М.: Эксмo.
  • 2018 — В долине блаженных. — М.: Эксмо (Новая, дополненная версия романа «Интернационал дураков»).
  • 2018 — Под щитом красоты. — М.: Эксмo.
  • 2020 — Тризна. — М.: Эксмo.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: