Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон





















Яндекс.Метрика

Кызылбаши в Афганистане


Кызылбаши в Афганистане (азерб. Əfqanıstan qızılbaşları, перс. افغانستان قزلباش‎) — часть азербайджанского этноса и этническая группа населения Афганистана, являющаяся этническим меньшинством страны, также известны как афшары. Согласно «Советская этнография», БРЭ и Joshua Project , основной язык кызылбашей Афганистана — дари. Кызылбаши в окрестностях Кабула (северной части) и в Чандаульском квартале столицы, а также в городе Герат, разговаривают на диалекте азербайджанского языка. Согласно афганским данным, кызылбаши живут в Кабуле, Газни, Кандахаре и в нескольких других городах. Будучи среди самых образованных групп, они часто становились представителями профессионального и государственного общества.

Структура

Кызылбашами называли представителей семи тюркских племен (устаджлу, шамлу, никалу или текели, бахарлу, зулькадар, каджар, афшар) по их красному головному убору. Они правили в течение двух веков Ираном.

Афганские кызылбаши разделяются на несколько групп: афшары, джеванширы и мурад хани, а также баяты, шахсевены, шамлу, ансарлу и шах агаси. Джаванширы происходят из Шуши и составляют основную часть кызылбашей. Они делятся на такие части как Курт, Шах Сумунд, Сиях Мансур и т. д. С именем мурад хани связан квартал в историческом центре Кабула. Также в Афганистане существует ряд населенных пунктов, связанных с афшарами, например, квартал Афшари Бала в Кабуле, села Нанакчы и Тепе между Кабулом и Гератом. Сёла Абшар и Абшара возле Герата также являются воспоминанием об афшарах. Кызылбаши также занимают фортифицированный квартал Чандол в Кабуле. Согласно данным конца XIX века кызылбаши проживали в Кабуле, Герате, Кандахаре и Афганском Туркестане.

По данным 1885 все еще сохраняли свой язык и говорили на персидском и тюрки.

Cогласно «Советская этнография»:

Это городские жители Кандагара: торговцы, ремесленники, интеллигенты. Шииты. Говорят на дари. Отчетливо помнят, что их предки пришли в XVIII в. из Ирана с Надир-шахом Афшаром. Но в отличие от афшаров Кабула, по-тюркски не говорят и утверждают, что и предки их никогда не говорили. Термин «кизилбаши» сами никогда не употребляют.

Исповедуют ислам шиитского направления.

История

Фирман Ахмад шаха Дуррани о приглашении кызылбашей из Хорасана

После Индийского похода 1738—1739 Надир-шах оставил позади 300 кызылбашей, которые с другими отрядами должны были доставить золото и последовать за Надиром. Однако, на второй день марша к Кандахару кызылбаши услышали о смерти шаха. Через несколько дней прибыл Ахмад Абдали, лейтенант Надира, в будущем известный как Ахмад-шах Дуррани, сопровождаемый 500—600 соплеменниками, и забрал золото, а кызылбашей взял к себе на службу. Хорошее отношение Ахмад-шаха побудило прийти на службу кызылбашей из окрестностей Тебриза, Мешхеда, Кирмана, Шираза. О прибытии кызылбашей с Надир-шахом свидетельствует фольклор кабульских афшаров. Главы кызылбашей, наряду с главами дуррани, белуджей и хазарейцев, упомянуты присутствующими при коронации Ахмад-шаха Дуррани в октябре 1747.

Митрополит Хрисанф сообщал, что гвардия афганского правителя Тимур-шаха Дуррани, состояла из 20 тысяч человек, из которых 12 тысяч были кызылбашами под командой сардара Мухаммед-хана Беята. Согласно Эльфинстону, они составляли треть Гулям Ханы (гвардии) дурранийских шахов, при этом являлись лучшей частью. Это подтверждал и Ганковский, указывавший, что ядром регулярной армии был гвардейский кавалерийский корпус (Гулам Хана или Гулям-Шахи), треть которой составляли кызылбаши. Английский путешественник Александр Бёрнс сообщал, что при правителях Кабула (Афганистана) кызылбаши составляли охрану шаха и были движущей силой государства.

Элитная кавалерия пишхидметов (личные слуги короля), экипированная лучше всех в дурранийской армии, также обычно состояла из кызылбашей.

Как указывал Ю. В. Ганковский, кызылбаши нередко достигали в Дурраннийской империи высоких постов, а среди придворных были, к примеру, родственники Надир-шаха и наваба Оуда. Последний был потомком тюркской династии Кара-Коюнлу. Младшие братья и сыновья кызылбашей, служивших при дворе шаха, наряду с дуррани, составляли двор наместника Герата.

Прежде чем стать шахом, Тимур Дуррани был назначен в 1757 году низамом Лахора, при этом в его войске, кроме местных мусульман, были кызылбаши.

Кызылбаши участвовали также в Третьей Панипатской битве (1761) в войске Ахмад-шаха Дуррани. Неизвестный кызылбашский хан (в источнике указан как Khan Kaizelbashi) упоминался в числе основных командующих афганской армии.

Во время борьбы за власть в Афганистане шииты-кызылбаши были опорой шаха Махмуда (1801—1803; 1809—1819).

Последние дурранийские шахи Заман (1793—1801) и Шуджа (1803—1809) обращались с кызылбашами резко, вследствие чего те примкнули к Хаджу Джумалу и Паинда Хану, отцу первого эмира Афганистана Дост Мухаммед Хана. Мать последнего была из кызылбашей-джаванширов, что придавало ему большой вес. С кызылбашами и визитерами из Туркестана Дост Мухаммед говорил на тюрки.

Во времена Афганского Эмирата кызылбашские лидеры были самыми богатыми, самыми интеллигентными, самыми влиятельными людьми в Кабуле. Кызылбаши были господствующими в государстве. У эмиров Кабула служили телохранителями и были известны как Гулам Хани и Гулам-и-Шах. Будучи отличными конниками, кызылбаши составляли основу кавалерии и артиллерии эмира, их можно было найти также в индийской нерегулярной коннице. Также в Афганистане кызылбаши занимались купечеством, мелкой торговлей, работали врачами, секретарями и слугами.

Еще в 1857 году кызылбаши сохраняли былую власть, имели огромное влияние и составляли не слабую фракцию в кабульском правительстве. Согласно майору Хастингсу, хоть и они во второй половине XIX века все еще представляли определенную силу, их власть не могла сравниться с былой.

В дальнейшем шииты-кызылбаши претерпели террор железного эмира Абдур-Рахмана (1880—1901) и талибов. Во время муджахедского террора многие семьи были изгнаны из Мурад Хане, однако до сих пор потомков можно найти там потомков кызылбашей.

Численность

Точных данных о количестве кызылбашей сейчас и в прошлом нету.

В начале XIX века основная часть населения Кабула состояла из таджиков, кызылбашей и отчасти хазарейцев.

По данным 1838 года в Кабуле проживало 4000 кызылбашских семей и в случаи войны кызылбаши могли поставить от 4 до 5 тысяч ополченцев.

«Журнал политической миссии в Афганистан в 1857» дает информацию о 200 тысяч кызылбашах.

Согласно данным 1873 в Кабуле проживало около 10 тысяч кызылбашей. Джеванширы состояли из 2500 семей и проживали в Кабуле в отдельном квартале Чандол, окруженном высокими стенами. Около 300 семей афшаров проживало в сильной крепости в трех милях от Кабула. Мурад Хани насчитывало 1500 семей. Кроме них 700 проживали в крепости Баят.

В 1885 в Афганистане кызылбашей насчитывалось 150 тысяч.

В 1960-х годах согласно разным источникам в Афганистане проживало 30—350 тысяч афшаров.

По данным на 1996 год кызылбаши составляли 1,0 % 24-миллионного населения Афганистана..

Согласно Аднану Мендересу Кая в Афганистане проживают от 30 до 400 тысяч афшаров.

Также приводятся данные о 60-200 тысяч кызылбашей, проживающих в Афганистане в данное время. Афганские источники сообщают о 50 тысячах кызылбашей. Согласно Joshua Project их количество достигает 265 тысяч.

Интересные факты

  • Кызылбаши упоминаются в гимне Афганистана.
  • При Дуррани кызылбаши были настолько могущественны, что Ахмад шах, для избежания гражданской войны, послал их завоевывать Балх, что они сделали с легкостью.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: