Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




02.07.2022


01.07.2022


01.07.2022


30.06.2022


29.06.2022


27.06.2022


26.06.2022





Яндекс.Метрика

Дуга (радиолокационная станция)

07.12.2021


«Дуга» (5Н32) — советская загоризонтная радиолокационная станция для системы раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет. Известны как минимум три станции такого типа (на данный момент сохранилась лишь одна):

  • Экспериментальная установка «Дуга-Н» возле Николаева (47°02′28″ с. ш. 32°11′57″ в. д.): главный конструктор — Ф. А. Кузьминский. Была закрыта и демонтирована в начале 2000-х годов.
  • «Дуга № 1» в районе Чернобыля (объект Чернобыль-2, 51°18′19″ с. ш. 30°03′57″ в. д.). Госиспытания после модернизации в 1985—1986 годах не прошла. Остановлена 26 апреля 1986 года в связи с аварией на ЧАЭС, частично сохранилась до наших дней.
  • В пос. Большая Картель, рядом с Комсомольском-на-Амуре (50°23′07″ с. ш. 137°19′41″ в. д.) — предназначалась только для приёма сигнала. Передающий центр находился рядом с ЗАТО Лиан-2 (50°53′34″ с. ш. 136°50′12″ в. д.). Снята с боевого дежурства 14 ноября 1989 года в связи с изменением международной обстановки, позднее закрыта и демонтирована.

Разработка

До середины 1980-х годов это был совершенно секретный объект, позволявший отслеживать высоколетящие цели на дистанции от 900 до 3000 километров в приполярной зоне. С помощью мощнейших и ультрасовременных на то время радаров военные смогли, в прямом смысле слова, заглянуть за горизонт. Благодаря таким способностям этот комплекс получил название «Дуга-1».

За характерный звук в эфире, издаваемый при работе (стук, похожий на шум винтов вертолёта), получила название Russian Woodpecker (с англ. — «Русский дятел»).

  • Конструкторы и разработчики: Ф. А. Кузьминский, Е. С. Штырен, В. А. Шамшин, Э. И. Шустов, В. П. Васюков.
  • Проектный институт: НИИДАР (Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи).

Конструкция объекта Чернобыль-2

Трудно говорить о точных геометрических размерах ЗГРЛС. Данные общедоступных источников противоречивы и, вероятно, неточны.

Антенны построены по принципу фазированной антенной решётки. Поскольку одна антенна не могла перекрывать такую широкую полосу частот, весь диапазон разбит на два поддиапазона, и антенных решёток поставлено тоже две:

  • Низкочастотная антенна: высота мачт от 135 до 150 метров, длина — от 300 до 500 метров. На картах Google длина составляет 460 метров.
  • Высокочастотная антенна: порядка 250 метров в длину и до 100 метров в высоту. На картах длина — 230 метров.

При таких размерах объект виден почти с любого места Чернобыльской зоны отчуждения. Рядом находилась станция возвратно-наклонного зондирования ионосферы «Круг», которая предназначалась как вспомогательная к ЗГРЛС, а также для выработки текущей информации о прохождении радиоволн, состояния среды их прохождения, выбора оптимального частотного диапазона.

Передающие антенны также построены по принципу фазированной антенной решётки и были меньше и ниже, их высота составляла 85 метров. Радар работал в диапазоне частот 5—28 МГц.

ЗГРЛС в городе Чернобыль-2 предназначалась только для приёма сигнала; передающий центр находился рядом с селом Рассудово возле города Любеч (Черниговская область), что в 60 км от Чернобыль-2 (51°38′15″ с. ш. 30°42′10″ в. д.).

Строительство и эксплуатация

  • Дата и место строительства первой ЗГРЛС: 1975 год, г. Комсомольск-на-Амуре.
  • Первое опытное включение ЗГРЛС Чернобыль-2: 1980 год.

Возле радара, сооружённого неподалёку от города Чернобыль, был создан гарнизон, где жили военные и их семьи. В гарнизоне была расквартирована воинская часть дальней космической связи, которой командовал полковник Владимир Мусиец.

ЗГРЛС была принята на боевое дежурство ПВО СССР в 1985 году, а в 1986 году система была полностью модернизирована и начала проходить государственную приёмку. До модернизации использование ЗГРЛС было затруднительным, поскольку часть диапазона рабочих частот совпадала с частотой работы авиационных систем. После модернизации эта проблема совпадения рабочих частот ЗГРЛС с частотами гражданской авиации была решена. Однако после аварии на ЧАЭС в 1986 году объект Чернобыль-2 перестал нести боевое дежурство. Воинская часть, по данным Е. Шевченко, была расформирована в 1988 году.

Полное закрытие инфраструктуры города Чернобыль-2 было проведено не сразу: до 1987 года она была законсервирована. Но со временем стало понятно, что эксплуатировать её в условиях зоны отчуждения невозможно. Основные узлы системы ЗГРЛС были демонтированы и вывезены в Комсомольск-на-Амуре.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: