Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон





















Яндекс.Метрика

Ислам в Киргизии


Ислам в Киргизии — одна из самых распространённых религий среди верующего населения Республики Киргизия. Преобладающее направление — суннизм ханафитского мазхаба. В Киргизии этнодемографические процессы второй половины XX века привели к росту роли и значения ислама в жизни населения республики. Если в 1960 году ислам исповедовало менее половины населения республики, то в связи с относительно высоким естественным приростом в среде азиатских народностей и эмиграцией жителей Киргизии европейского происхождения в настоящее время доля мусульман приближается к 90 %.

Ислам традиционно исповедывают местные киргизы, узбеки, дунгане, уйгуры, таджики, казахи, татары и прочие.

История

Проникновение ислама на территорию современной Киргизии происходило в течение нескольких столетий. 751 году Аббасиды с целью распрастранение ислама дошли до долины Талас, в июле 751 года на реке Талас (предположительно в приграничных районах современных Казахстана и Кыргызстана) у города Атлаха между войсками Аббасидской империи и Карлукского каганата с одной стороны, и армией танского Китая за контроль над Средней Азией. Результатом битвы стала победа Аббасидов с карлуками, что положило начало распространению ислама в Мавераннахре и Центральной Азии, Первоначально ислам утвердился среди правителей и аристократической знати региона, ориентировочно в конце Х века. По мере расширения монгольского ханства распространение ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрков было шаманизм, тотемизм. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. В XIX веке значительную роль в образовании киргизов играли так называемые «странствующие муллы», у которых по официальным данным в 1883 году в Семиреченской области обучались 3299 мальчиков и 579 девочек (в основном киргизов).

В советский период позиции ислама сильно ослабли и в 1991 году в республике было менее 40 мечетей. В настоящее время основная масса киргизского населения (свыше 80 %) считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов. Например обряд обрезания (суннет) совершают все киргизы, по мусульманским обрядам хоронятся почти все киргизы. В середине 1990-х годов в Киргизии действовало около 1 000 мечетей, в 2011 — около 2000, включая молельные дома. В Госкомиссии по делам религий Киргизии официально зарегистрировано более 1700 мечетей, 9 исламских вузов, образование в которых финансируют в основном иностранные мусульманские государства (Турция, Саудовская Аравия и т. д.). В стране действует порядка 60 медресе и почти столько же исламских центров, общественных фондов и разного рода объединений. В результате высокого естественного прироста количество верующих мусульман сейчас возросло повсеместно в республике. Особенно это касается регионов где мусульман до недавнего времени было совсем немного (Бишкек, Чуйская область). В деревнях, а также на улицах провинциальных городов все чаще можно видеть женщин в традиционной мусульманской одежде. Также ряд жителей Киргизии обучается в мусульманских учреждениях за рубежом: в 2009—2010 годах в Турции учились 209 человек, в Египте — 300, в Пакистане — 90. Также подготовка теологов по государственным стандартам ведется в Ошском государственном университете (с 1993 года), в Кыргызском государственном университете (с 2008 года), в Кыргызском техническом университете (с 2011 года).

Количество мечетей

Конфликты

Исламское духовенство Киргизии реагирует на политические волнения в стране. Революция в Киргизии (2010) года привёл к отставке сначала руководителя Духовного управления мусульман республики Мураталы Жуманова, а затем его преемника Абдышукура Нарматова. Сменивший А. Нарматова С. Кулиев был свергнут силовым путём: 6 июня 2010 года в здание Духовного управления мусульман Киргизии вошли 15 человек, которые потребовали перед собранием казыев от муфтия уйти в отставку. Затем С. Кулиева увезли и не отпускали пока он не написал заявление об отставке с поста исполняющего обязанности муфтия. В результате, впервые на альтернативной основе был избран муфтием Чубак Жалилов.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: