Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон





















Яндекс.Метрика

Переверзин, Владимир Иванович


Владимир Иванович Переверзин (род. 6 апреля 1966 года, Москва) — экономист, бывший менеджер компании «ЮКОС», один из руководителей кипрских дочерних предприятий этой фирмы, в марте 2007 года в рамках «дела ЮКОСа» был осуждён по части 4 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) (присвоение или растрата, совершённые организованной группой либо в особо крупном размере), части 4 статьи 174 УК РФ (легализация денежных средств, приобретённых преступным путём) и более семи лет провёл в заключении, отбывая наказание.

Переверзин — один из 39 человек, внесённых российскими оппозиционерами в список лиц, которые, по их мнению, являлись политическими заключёнными.

Начало биографии

Владимир Переверзин родился в Москве 6 апреля 1966 году. Детство и юность прошли в Чертаново. В школьные годы занимался спортом в центре образования Самбо-70.

Закончив институт, получил профессию экономиста. Затем, непродолжительное время работал в Мособлисполкоме, после чего перешёл на работу в Управление внешнеэкономической деятельностью Госкомспорта СССР.

В 1991 году по объявлению в газете о наборе специалистов по внешнеэкономической деятельности, поступил на работу в «Коммерческий инновационный банк научно-технического прогресса». Позже банк переименовали в «Менатеп».

Первая банковская должность — эксперт отдела международных расчетов, то есть, рядовой операционист. Далее, по мере роста банка, были пройдены и другие позиции: старший операционист, заместитель начальника отдела международных расчетов, начальник отдела.

В 1994-95 годы прошёл годичную стажировку в Лидском университете (University of Leeds) (Великобритания). Затем, вернувшись в Россию, возглавил главное валютное управление банка «Менатеп». После открытия филиала банка на Кипре, возглавил филиал. Так как в период финансового кризиса 1998 года банк прекратил своё существование, кипрский филиал также был закрыт.

В ноябре 1999 года, В. Переверзин, в качестве заместителя директора дирекции внешнего долга поступил на работу в ОАО «НК ЮКОС». В апреле 2000 года ему поручается создание на Кипре дочерних структур компании. По завершении их организации — «Рутенхолд Холдингс Лимитед» (Routhenhold Holdings Limited) и «Пронет Холдингс Лимитед» (Pronet Holdings Limited), Владимир Переверзин назначается одним из их директоров. В ноябре 2002 году, он покидает структуры ЮКОСа и через некоторое время становится заместителем председателя правления одного из московских банков. В холдинг ЮКОСа — московское представительство «Рутенхолд Холдингс Лимитед», он вернулся только в ноябре 2004 года, где проработал месяц до ареста в декабре 2004 года.

Арест и суд

В ноябре 2004 года по повестке Генеральной прокуратуры В. Переверзин был вызван на допрос касавшийся деталей его работы в ОАО «НК ЮКОС». Руководствуясь советом сопровождавшего его адвоката ЮКОСа и 51-й статьёй Конституции РФ («никто не обязан свидетельствовать против самого себя»), он отказался от дачи показаний. Позже, анализируя свои действия, В. Переверзин пришёл к выводу, что именно это стало его роковой ошибкой.

16 декабря 2004 года последовал звонок следователя Асадулина, пригласившего Владимира Переверзина для срочной и краткой, минут на 20, беседы. На этой встрече Владимир Иванович был сразу арестован.

В мае 2005 года В. Переверзину и В. Малаховскому предъявили обвинение в присвоении и легализации выручки нефтедобывающих дочерних компаний ЮКОСа на общую сумму в шесть миллиардов долларов. 22 марта 2006 года Генпрокуратура закончила расследование и передала их дело в суд. По её данным, организованная группа, в состав которой входил В. Переверзин, похитила в особо крупном размере нефть, добытую в период с 2000 по 2002 годы дочерними предприятиями ЮКОСа. Сумма похищенного составила 13 млрд долларов, из которых 8,5 млрд было легализовано. Кроме того, эта группа совершала финансовые операции и другие сделки с денежными средствами и иным имуществом, возникшем в результате совершения преступления. Также группа использовала их для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как позже в суде официально заявлял В. Переверзин, во время следствия на него оказывали давление дознаватели. Взамен на условный срок, ему предлагали оговорить М. Ходорковского и П. Лебедева, признав, что в своей деятельности он находился под их контролем и руководствовался их указаниями.

1 марта 2007 года Басманный районный суд города Москвы, проводивший заседания в закрытом режиме под председательством судьи Ярлыковой Е. Н., с участием государственных обвинителей — прокуроров Шляевой И. Ю. и Дубинского С. В., приговорил членов «организованной преступной группы» Владимира Переверзина и Владимира Малаховского к 11 и 12 годам колонии строгого режима, несмотря на то, что для последнего прокурор запрашивал только 11 лет.

Отметим, что ни В. Переверзин, ни В. Малаховский свою вину не признали. Более того, по их словам, они — члены «организованной преступной группы», познакомились только в суде. Кроме того, по словам В. Переверзина, он никак не мог участвовать в похищении ни нефти, ни денежных средств, так как физически распоряжался только счётом на кипрские хозяйственные нужды и никаких других платёжных документов не оформлял.

Интересно, что описание хищения нефти в приговоре В. Переверзина, дословно совпадает с текстом учебника по экономике предприятий нефтяной и газовой промышленности, описывающем типичную организацию работы всех крупнейших нефтяных компаний России и порядок формирования их внутренних трансфертных цен.

По мнению Алексея Дудника, адвоката В. Переверзина, приговор Басманного суда существенно противоречил трем предыдущим судебным решениям по делу ЮКОСа. Первое, это решение Верховного суда РФ по делу экс-управляющего дочерним предприятием НК ЮКОС «Самаранефтегазом» Павла Анисимова, осужденного на 2,5 года условно за неуплату компанией налогов, второе — решение в отношении управляющего ОАО «Юганскнефтегаз» Тагирзяна Гильманова, получившего три года условно за пособничество в уклонении от уплаты налогов организацией, третье — решение по иску Федеральной налоговой службы к аудитору ЮКОСа — ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит». Все эти решения объединяет общий вывод: ЮКОС является собственником нефти, добываемой его дочерними предприятиями. Сделки с ней, с участием аффилированных фирм, проводили не с целью хищения, а для уклонения от налогообложения, которое, согласно УК РФ, наказывается максимально шестью годами лишения свободы. По этой причине в Страсбургский суд была направлена жалоба на нарушение Россией ст. 6 Европейской конвенции по правам человека «Право на справедливое судебное разбирательство», которую суд признал неприемлемой.

Жизнь в заключении и освобождение

Находясь в заключении В. Переверзин побывал в четырёх тюрьмах и трёх колониях.

31 августа 2010 года Владимир Переверзин был доставлен в Хамовнический районный суд Москвы, на процесс по второму уголовному делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в качестве свидетеля защиты. В это время адвокатом В. Переверзина были поданы документы на условно-досрочное освобождение (УДО). По словам Владимира Ивановича, в обмен на УДО ему вновь предложили оговорить Ходорковского и Лебедева, а чтобы сделать его более сговорчивым, со стороны администрации исправительного учреждения его подвергали различным наказаниям, что препятствовало выходу на свободу.

Однако расчет на оговор, если он имел место, не оправдался. Владимир Переверзин, как свидетель пояснил, что компании «Рутенхолд Холдингс Лимитед» и «Пронет Холдингс Лимитед» занимались законной и публичной деятельностью, суть которой сводилась к покупке и перепродаже нефти и нефтепродуктов. При этом, он особо подчеркнул постоянный контроль их деятельности аудиторами и налоговыми органами. Никогда никаких претензий по отчетности к компаниям не возникало. Также он сообщил, что с подсудимыми лично знаком не был и никаких незаконных указаний от них не получал.

Владимир Переверзин отбыл полный срок своего заключения. Освободился 15 февраля 2012 года, в связи со снижением санкции по инкриминируемым статьям. С момента ареста прошло семь лет и два месяца.

Жизнь после освобождения

Через год после освобождения Владимир Переверзин издал книгу — «Заложник: История менеджера ЮКОСа». В ней детально рассказано о судебном процессе над ним и годах проведённых в заключении. Показано, что в нынешние времена фактического средневековья, можно осудить абсолютно любого. Презентация книги проходила 27 августа 2013 г. в Сахаровском центре и 11 сентября в московском магазине Библио-Глобус. 2 октября прошла презентация в Бруклинской публичной библиотеке города Нью-Йорка. Эта встреча с В. Переверзиным и презентация его книги проводилась в канун второй годовщины смерти Василия Алексаняна, одного из участников Дела ЮКОСа. 16 октября состоялась презентация в Окружной библиотеке Джорджтауна (Georgetown Neighborhood Library) города Вашингтон.

В настоящее время В. Переверзин ведёт блоги на сайтах Snob.ru и Khodorkovsky.ru.

Некоторые высказывания В. Переверзина

  • Если б я сидел за убийство, я сидел бы в гораздо лучших условиях и спокойно освободился бы по УДО. Но поскольку в вертикали власти, начиная от судей и главы следственной группы, которые получили свои квартиры и ордена и вплоть до самого низа, до самых подошв, все хотели выслужиться — не было никаких поблажек или снисхождений. Было всё жёстко.
  • Жизнь каждой колонии определяется не законом, а степенью самодурства начальника колонии и его окружения. Хозяин колонии может делать всё что угодно.
  • Чем судья, которая осуждает огромное количество невиновных людей, лучше человека, который при каких-то обстоятельствах убил другого человека?
  • Служить надо закону, а не начальству, как принято в России. Если бы каждый делал то, что должен делать, то жизнь стала бы значительно лучше.
  • За время своего пребывания за решеткой я видел гораздо больше человеческого отношения от заключенных, пусть даже сидящих за свои преступления, чем от работников правоохранительных органов. ПравоХоронительных — так будет правильнее их называть… Все неприятности, случавшиеся со мной, все пакости и провокации всегда исходили от мусоров, которых, к сожалению, иным словом я назвать не могу.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: