Роды интервальных систем




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




13.06.2021


13.06.2021


12.06.2021


10.06.2021


05.06.2021


05.06.2021


01.06.2021





Яндекс.Метрика

Роды интервальных систем

11.04.2021


Роды интервальные, полностью Роды интервальных систем в теории музыки — понятие, обобщающее различные типовые интервальные структуры, обычно представляемые в виде звукорядов. Понятие интервального рода введено Ю. Н. Холоповым в его учении о гармонии, по образцу античного учения о родах мелоса (см. Гармоника).

Общая характеристика

Подобно понятию лада, род связан со звукорядом, но в отличие от лада, род говорит не о динамических функциях тонов и созвучий, а только о (статических, константных) интервальных отношениях членов звукового ряда. В отличие от строя, род — понятие не математического, а музыкально-логического порядка. В музыкальной акустике интервал рассматривается как физическое явление и описывается в виде определённого числового отношения (например, лимма = 256/243), в учении о родах интервалов — «метафизическая» категория; например, музыковеды говорят о «тоне» и «полутоне» независимо от того, какими числовыми отношениями эти интервалы выражены в конкретном строе.

Род, соприкасаясь и с ладом, и со строем, занимает как бы промежуточное положение между тем и другим. Интервальный род представляет собой одновременно материал для лада / ладов и конкретную звуковысотную форму (обычно представляемую в виде звукоряда) музыкального строя. Например, диатоника составляла материальную основу григорианских распевов в церковных ладах, сама при этом будучи формой, организованной на основе пифагорова строя.

Понятие рода впервые было разработано древнегреческими учёными музыкантами и философами, но в ходе многовековой истории музыки значения терминов, введённых греками, изменились (в некоторых случаях необратимо). Сообразуясь с требованиями исторической практики (древней и современной, западной и восточной), Холопов установил 6 наиболее значимых родов интервальных систем:

  • Пентатоника
  • Диатоника
  • Миксодиатоника
  • Гемиолика
  • Хроматика
  • Микрохроматика (см. также Энармоника)

В число интервальных родов Холопов условно включил седьмой род — экмелику, интервалы которой неопределённы ввиду того, что в самих экмелических звуках отсутствует высотная определённость. Внутри каждого рода принято выделять виды интервальных систем (например, модуляционная, альтерационная, автономная хроматика).

По мере расширения хронологических и географических рамок изучения музыки возникает необходимость выделять и другие интервальные системы (например, в традиционной профессиональной музыке Востока, в экспериментальных сочинениях современных композиторов).