Кулябин, Александр Филимонович




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




06.05.2021


05.05.2021


01.05.2021


30.04.2021


29.04.2021


28.04.2021


28.04.2021





Яндекс.Метрика

Кулябин, Александр Филимонович

17.03.2021


Александр Филимонович Кулябин (10 ноября 1918 — 29 декабря 1967) — советский учёный в области аэродинамики и струйной аэрогазодинамики изделий ракетно-космической техники (РКТ). Один из основоположников струйной аэрогазодинамики изделий РКТ. Развил изучение влияния струй двигателей на аэродинамические характеристики изделий, интенсифицировал работу в этом направлении. Внёс значительный вклад в создание экспериментальной аэродинамической базы НИИ-88 и проведение исследований по аэрогазодинамике. Лауреат Ленинской премии (1966).

Биография

Родился 10 ноября в селе Н. Талица Глазовского уезда Вятской губернии (ныне — село Талица, административный центр Талицкого сельского поселения в составе Фалёнского района Кировской области) в крестьянской семье. Окончил с отличием В.-Туринскую полную среднюю школу и поступил без экзаменов на физико-математический факультет Пермского государственного университета (Молотовский государственный университет им. Горького). В 1941 г. завершил обучение по специальности «механика» («инженер-механик»). Был призван в ряды Советской армии, где находился по август 1946 г. В это время — с 1941-го по 1946-й — обучался на инженерном факультете Военно-Воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского (ВВИА). На разных курсах академии пересекался по учёбе с Ю. А. Мозжориным, под руководством которого предстояло работать в 1960-е годы в НИИ-88. В 1946 г. окончил теоретический курс академии, получив воинское звание «инженер-лейтенант». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 г. «За образцовое выполнение заданий командования на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» техник-лейтенант Кулябин был награждён медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».

В 1946 г. принят на работу в НИИ-88 (Калининград Московской области) на должность инженера, младшего научного сотрудника; через полгода назначен начальником спец. группы СКБ (специальное конструкторское бюро) под руководством С. П. Королёва; в 1950-м — начальником сектора, выполняющего проектно-расчётные и научно-исследовательские работы по аэрогазодинамике, проектного 3-го отдела ОКБ-1. В 1952 г. закончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Баумана, защитив проект на «отлично». В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию. Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «совершенно секретно») от 20 апреля 1956 г. «За заслуги в деле создания дальних баллистических ракет» был награждён орденом «Знак Почета».

В 1961 г. переведён из ОКБ-1 в НИИ-88 (в 1956 г. стали самостоятельными предприятиями), назначен старшим научным сотрудником, начальником сектора в комплексе аэродинамики, возглавляемом Ю. А. Демьяновым. Решением Президиума Комитета по Ленинским премиям в области науки и техники при Совете Министров СССР от 19 апреля 1966 г. (пункт № 4) «За систематические экспериментальные и теоретические исследования по аэрогазодинамике баллистических ракет, космических аппаратов, баллистического спуска и их элементов» был удостоен Ленинской премии за 1966 г. в составе коллектива. В 1967 г. подготовил к защите диссертацию на соискание учёной степени доктора наук, но не успел защитить её.

29 декабря 1967 г. трагически ушёл из жизни. Похоронен в Королёве на Болшевском кладбище.

Научная деятельность

А. Ф. Кулябин участвовал в создании ракеты Р-3. Был среди основных исполнителей в ОКБ-1 темы Н3 — «Исследование перспектив создания РДД различных типов с дальностью полета 5000-10 000 км с массой боевой части 1-10 т» и ее продолжения — темы Т-1, целью которой была «разработка эскизного проекта двухступенчатой баллистической ракеты дальнего действия массой до 170 т с отделяющейся головной частью массой 3000 кг на дальность 8000 км».

Один из основных разработчиков ракеты Р-7 (8К71). Внёс особо существенный вклад в окончательный выбор её аэродинамической схемы. На ракете Р-7 и ее последующих модификациях внедрено изобретение А. Ф. Кулябина, созданное им в соавторстве с А. Ф. Тюриковой, В. П. Куликовой, — воздушный руль треугольной формы.

Принимал участие в проектной разработке ракеты Р-9 и её вариантов — Р-9А, Р-9В. Внёс большой личный вклад в проектирование носителя Н-1: занимался изучением давления в области дна всех ступеней, пульсационных процессов, обусловленным особенностью компоновки донной части ракеты с большим количеством двигателей; выполнил большой объём исследований с целью оптимизации кормовой части носителя с точки зрения уменьшения суммарного донного сопротивления. Руководил проведением аэродинамических испытаний комплекса Н1-Л3.

Участвовал в отработке всех изделий, которые создавались в отрасли в период 1950—1960-х гг.

Проводил систематические аэродинамические исследования по головным частям ракет, корпусам и корпусам с оперениями, крыльям различных форм, воздушным и газовым рулям, струям двигателей, донному давлению ступеней, отражателям и процессу разделения ступеней.

Занимался испытаниями моделей, имитирующих двигатели с холодными струями, с целью уточнения аэродинамических характеристик, донного давления, определения силового воздействия при старте, определения сил и моментов при разделении ступеней, что позволило произвести более точные аэрогазодинамические расчёты ракет, улучшить их лётные характеристики (применительно к Р-7, Р-7А, Р-9 и последующим ракетам). В результате, например, появилась возможность увеличить дальность полета ракет Р-7 и Р-7А.

Участвовал в создании стендов и барокамер для испытания моделей с холодными и горячими струями двигательных установок; проведении натурных испытаний воздушных рулей: статических, динамических и на флаттер; отработке ферменных соединений ступеней, весовой модели с внутримодельным двигателем для струйных исследований.

Проведённые систематические экспериментальные исследования по аэрогазодинамике изделий РКТ были обобщены А. Ф. Кулябиным в работе, отмеченной Ленинской премией (1966 г.), — «Справочные материалы по аэрогазодинамике баллистических ракет и космических аппаратов» (1963 г.), выпущенной в соавторстве.

В издании представлен весь опыт аэрогазодинамической отработки изделий, созданных к тому моменту в ракетно-космической отрасли, приведены аэродинамические характеристики головных частей, корпусов ракет, в том числе корпусов с оперениями, крыльев, воздушных рулей, разделяющихся ступеней, донного давления, а также характеристики космических аппаратов. На основе указанных справочных материалов были созданы «Руководства для конструкторов по аэрогазодинамике ракет и космических аппаратов». Выпущенные в конце 1960-х гг., они содержат методы расчёта аэродинамики головных частей, корпусов, крыльев и рулей ракет.

А. Ф. Кулябин — участник научных конференций, проводимых НИИ-88, Ленинградским механическим институтом (ЛМИ) и др. Автор и соавтор многих научных работ и изобретений в области ракетно-космической техники.

Некоторые изобретения

  • «Воздушный руль треугольной формы» (автор. свид. № 23741) в соавт. с А. Ф. Тюриковой, В. П. Куликовой;
  • «Тезо-балансировочные весы получения балансировочных аэродинамических характеристик моделей летательных аппаратов» в соавторстве с Г. И. Борисовым;
  • охлаждаемые крестовины и гребёнки;
  • весы для определения точных характеристик в балансировочном режиме;
  • весы для исследования разделения ступеней;
  • весы для измерения коэффициента сопротивления и эффекта тяги и др.

Труды

  • «Справочные материалы по аэрогазодинамике баллистических ракет и космических аппаратов» в соавт. 1963 г.
  • Работы, опубликованные в сборниках трудов ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н. Е. Жуковского, ЛМИ.

Награды и премии

  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
  • Орден «Знак Почёта» (1956)
  • Ленинская премия (1966)