Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон





















Яндекс.Метрика

Понятие «месторождение»


Понятие «месторождение», как и «залежь», считается одним из основных понятий геологии нефти и газа и в то же время это одно из наиболее противоречивых, неопределенных понятий. Анализ наиболее распространенных определений месторождения был дан ранее.
Существует и синоним этого термина — «местоскопление». Однако, несмотря на то, что термин «местоскопление» более точный (учитывая мобильность углеводородов), он менее благозвучен, непривычен и поэтому используется в литературе, по существу, одной лишь школой (МИНГ им. Губкина). Во всех отечественных и зарубежных справочниках употребляется термин «месторождение». К сожалению, во многих даже фундаментальных работах нот определений как «месторождения», так и многих других понятий геологии нефти. Так, например, даже в «монументальной монографии» (по словам Хилса Д. Хедберга) крупного американского ученого Дж. Канта «Геохимия и геология нефти и газа» нет многих (большинства) определений важнейших понятий геологии нефти и газа.
Существующие определения не обеспечивают и объективного (однозначного) выделения месторождений на практике, в результате чего последние часто несопоставимы. В свою очередь, это ведет к несопоставимости данных, характеризующих скопления нефти и газа, затушевывает закономерности их размещения.
Экспликация (формально-логическое уточнение) понятия «месторождение» трудно осуществима, поскольку при выделении месторождений залежи суммируются по вертикали (вне всякой связи и зависимости между собой). Поэтому при любой трактовке понятие «месторождение» или «местоскопление» означает не более чем местоположение (местонахождение) залежей и ловушек и имеет не столько нефтегеологическое, сколько экономико-географическое содержание. По существу, выделение месторождений по сходству геологического строения представляет собой объединение залежей нефти и газа, связанных близостью положения, что удобно для организации их разведки и разработки. В этом смысле и следует понимать значение месторождений, и именно так их понимают многие исследователи, хотя признак «связи, близости положения залежей» оказывается весьма неопределенным. He отрицая целесообразности выделения местонахождений, автор хотел подчеркнуть, что это — целевое «образование» («конструкция», «концепция»), не являющееся надежной основой для решения теоретических вопросов, в частности при анализе закономерностей размещения скоплений нефти и газа и их концентрации в литмосфере. Для этого нужны иные, новые понятия и предметы исследования, которые бы обеспечивали алгоритмы выделения соответствующих нефтегазопоисковых объектов на практике, являющиеся, с одной стороны, необходимой предпосылкой познания и использования закономерностей их размещения. С другой стороны, это условие может быть выполнено только при четком выявлении закона композиции ловушек и залежей, т. е. при иной — системной организации исследований, с использованием системной методологии.
Учитывая, что для систематизации материала по геологии нефти и газа, составления справочников, изложения студентам и решения целого ряда других задач понятие «месторождение» необходимо, можно предложить следующее весьма нестрогое определение.
Месторождение нефти и газа — это скопление углеводородов в одной или нескольких залежах, связанных рядом признаков, в том числе территориальной близостью (один структурный элемент), геологическим строением и т. д. В случае наличия нескольких залежей в резервуарах разных стратиграфических уровней для их объединения в одно месторождение может быть использован принцип общности внешнего контура при проецировании на горизонтальную плоскость, т. е. пересечения, включения, совпадения контуров залежей.
Этот широко используемый на практике принцип далек от совершенства и нередко дает курьезные результаты. После открытия целого ряда месторождений, приуроченных к отдельным локальным поднятиям, в процессе разведки оказывается, что они имеют какую-то одну общую залежь, а следовательно, принадлежат одному месторождению (месторождение в месторождении). В одних случаях эта общая залежь не связана с локальными поднятиями и не контролируется ими, как, например, залежь нефти в валанжинских пластах БC10,11, Мамонтовского месторождения. В других — контролируется крупной структурой второго или даже первого порядка (сводом, мегавалом), объединяющей локальные поднятия.
В Западной Сибири немало таких примеров. Это залежь нефти в группе пластов «А» Самотлорского и Соснинско-Советского месторождений, рукавообразная залежь в нижнеюрских пластах ЮК10,11 Красноленинского района, газовые залежи в альб-сеноманских отложениях Уренгойского, Ямбургского, Медвежьего и других месторождений Севера.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: