Дарахвелидзе, Георгий Юрьевич




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




03.12.2021


03.12.2021


03.12.2021


03.12.2021


29.11.2021


27.11.2021


26.11.2021





Яндекс.Метрика

Дарахвелидзе, Георгий Юрьевич

07.11.2021


Георгий Юрьевич Дарахвелидзе (род.7 февраля 1985, Волгодонск, Ростовской области, Россия) — российский киновед, кинокритик. Автор пятнадцати монографий по киноискусству, включая 7-томное произведение «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера».

Творческая биография

Георгий Дарахвелидзе родился в г. Волгодонске. В возрасте 15 лет окончил среднюю школу с «Золотой медалью», в том же году поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) на сценарно-киноведческое отделение, курс Лидии Алексеевны Зайцевой.

Семья: отец — Юрий Дарахвелидзе, кандидат технических наук, зав. научной лабораторией ЦНИИТМАШ. Мать — Ирина Миньковская, издатель, журналист. Имеет старшего брата.

С 2000 года начал публиковаться в журналах о кино: «Total DVD», где опубликовал свыше ста рецензий, Киноведческие записки, Искусство кино, в газете «Экран и сцена».

С 2002 по 2004 год — обозреватель на сайте film.ru.

В 2005 году окончил ВГИК с «красным дипломом» и поступил в аспирантуру.

В 2005 году Кирилл Разлогов, профессор, доктор искусствоведения, знакомит Георгия Дарахвелидзе с Тамарой Трубниковой (Издательство «Глобус-пресс», Винница), которая становится постоянным издателем автора.

В 2006 году выходит первая книга Георгия Дарахвелидзе «Жан-Пьер Мельвиль. Короткие встречи в красном круге». По мнению Кирилла Разлогова, достоинством книги является стилистика изложения, максимально приближённая к творческой манере Мельвиля. В результате читатель проникается той особой интонацией, которая составляет неотъемлемую часть работ режиссёра.

В 2005 году Георгий Дарахвелидзе начал работать в Программной Дирекции телеканала Россия-1 специалистом по зарубежному кино, а в 2006 году оставил работу на телевидении, и, уже обучаясь в аспирантуре, приступил к написанию многотомного киноисследования по теме диссертации «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера» о жизни и творчестве классиков английского кино Майкле Пауэлле (Michael Powell) и Эмерике Прессбургере (Эмерихе Прессбургере, Emeric Pressburger). В предисловии к первому тому Кирилл Разлогов, профессор, доктор искусствоведения, написал об авторе так:

На обширном поле современной литературы о кино фундаментальные исследования становятся чуть ли не археологической редкостью…Тем интереснее обнаружить книгу, в которой молодой исследователь берет на себя труд собрать, обобщить и проанализировать весь доступный материал по творчеству художников.

Работа над монографией «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера» продолжалась двенадцать лет, с 2007 по 2019 годы. За это время писатель несколько раз побывал в библиотеке Британского института кино; по приглашению сына Майкла Пауэлла — Коламбы Пауэлла (Columba Powell), исполнившем в «Наблюдающем» роль главного героя в детстве, посетил дом, где жил и провёл последние годы жизни Майкл Пауэлл, и получил доступ к личной библиотеке Майкла Пауэлла.

Татьяна Алешичева в своей статье «Пауэлл, Прессбургер и все-все-все» пишет, что

…книга Дарахвелидзе может рассказать об истории британского кино больше и интереснее иного учебника. Свой предмет он знает досконально: чуть только в рассказе об «Арчерах» появляется значимое событие или фигура, о них тут же прилагается подробный рассказ.

В 2010 Коммерсантъ после выхода первого тома написал:

Автор самого, пожалуй, яркого киноисследования последних лет возмутительно молод и трудоспособен. Будучи к 21 году автором монографии о Жан-Пьере Мельвиле, в 23 Георгий Дарахвелидзе выпустил 700-страничный том, являющийся лишь первой частью исследования жизни и творчества британских режиссёров Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера.

В 2018-м году вышел в свет 5-й том монографии «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера».

Олег Погодин, кинорежиссёр, в предисловии к 5-му тому написал:

Весь мир бескрайнего текста Дарахвелидзе — это киноведческая пустыня Гоби, которую автору мало пересечь, ему нужно попутно оросить её и возделать…, молодой человек взялся за ревизию истории кино и создал беспрецедентную по свежести искусствоведческого взгляда панораму…

В 2018 году вышла ещё одна книга Георгия Дарахвелидзе «Студия Ealing» — о британской киностудии, фильмы которой вошли в золотой фонд киноискусства.

В 2019 году вышел в свет 6-й, автобиографический том монографии «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера». Работа над ним длилась с 2017 по 2019 годы.

7-й, заключительный (автобиографический) том «Ландшафтов сновидений» вышел в конце 2019-го года.

За ним последовала книга «Дэвид Мамет и кино» (2020), посвящённая творчеству выдающегося американского театрального драматурга, сценариста и кинорежиссёра Дэвида Мамета (Мэмета). Обе эти книги были напечатаны ещё в начале 2020 года, но задержались с выходом из-за пандемии COVID-19. За это время Георгий Дарахвелидзе написал ещё одну книгу — «Философия Пауэлла и Прессбургера», которая представляет собой спин-офф (ответвление) «Ландшафтов сновидений» и рассказывает о влиянии некоторых ключевых философских текстов на творчество Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера. Эта книга была выпущена московским издательством «Эксмо-Digital» в электронном виде в августе 2020 года.

Также в октябре 2020 года у Дарахвелидзе вышел «Киноальманах „3-в-1“»: книга из трёх новелл, посвящённых проблемам отношений Запада и Востока в американском кино разных лет. В книгу вошли новеллы «Гонконг в Голливуде» (о гонконгских режиссёрах, актёрах и других творческих кадрах, работавших в Голливуде с 1990-х годов до наших дней — таких как Джон Ву, Чоу Юньфат и др.), «Хорроры Вэла Лютона» (о культовом американском продюсере русского происхождения Вэле Льютоне) и «Джордж К. Скотт — американский актёр» (о знаменитом американском актёре театра и кино Джордже К. Скотте).

Статья Дарахвелидзе о выдающемся голландском кинорежиссёре Алексе ван Вармердаме, написанная в возрасте 19 лет для сайта film.ru в дни проведения Московского международного кинофестиваля (ММКФ) 2004 года, вошла в сборник критических статей «Алекс ван Вармердам: Чёрный смех» (2020). Книга вышла в издательстве «Опустошитель» в рамках серии «Камушек в ботинке», название которой отсылает к известному суждению Ларса фон Трира о том, что «фильм должен быть подобен камешку в ботинке», хотя Дарахвелидзе известен как противник этой идеи.

Удовлетворенный сотрудничеством с «Эксмо-Digital», Дарахвелидзе отправил в конце октября 2020 года еще одну рукопись в это издательство. Книга под названием «Ранние кинотексты (2000-2006)», представляющая собой практически полную подборку студенческих работ времен обучения автора во ВГИКе и избранных газетно-журнальных публикаций обозначенного периода, была сразу же принята к рассмотрению и опубликована в течение месяца. Автор принимал участие в разработке дизайна обложки.

В мае 2021 года Дарахвелидзе выпустил в издательстве «Эксмо-Digital» новую книгу «Неоконченные киносценарии», которую готовил с 2013 года. В ней Дарахвелидзе делится с читателями своими идеями для киносценариев. Замыслы проектов с участием звезд мирового экрана выстроены в виде кругосветного путешествия с остановками в различных мировых культурах. Цветные и черно-белые, немые, звуковые и «частично звуковые», игровые и анимационные, с монтажом под музыку или традиционным нарративным монтажом, 17 «с половиной» сценариев пересекаются между собой и местами основаны на автобиографических мотивах, выражают эстетическую и философскую позицию автора.

Долгожданное продолжение «Ландшафтов сновидений» – «Похоже, придется идти пешком. Дальнейшие мемуары» – уже не было книгой о Майкле Пауэлле и Эмерике Прессбургере. Это мемуарная проза, в которой события культурной и общественной жизни России с 2011-го по 2016-й год преломляются в субъективном представлении автора, который по ходу работы над своим 7-томником уже готовил книгу о создании «Ландшафтов сновидений», записывая свои еженедельные, а потом и вовсе ежедневные мысли, шутки и наблюдения, связанные с кино, и не только. Книга (неофициальный «восьмой том»), опубликованная в издательстве «Эксмо-Digital» в начале августа 2021 года, была задумана не столько как сиквел, сколько как ответвление («спин-офф») более раннего многотомного произведения, которое ей предшествовало, а название «Похоже, придется идти пешком» было взято автором из его любимого фильма «Успеть к полуночи» с Робертом Де Ниро.

В октябре 2021 года вышел англоязычный дебют автора - «Art Linson: Amazing and American» («Арт Линсон - удивительный и американский») о знаменитом голливудском кинопродюсере Арте Линсоне, стоящим за такими культовыми фильмами как «Неприкасаемые», «Схватка» и «Бойцовский клуб».

Книги Георгия Дарахвелидзе находятся в Санкт-Петербургской Государственной театральной библиотеке (Театральная библиотека Санкт-Петербурга), в Библиотеке ВГИК, в Библиотеке киноискусства им. С. М. Эйзенштейна и в Российской Государственной библиотеке.

Награды

Приз XXII Международного кинофестиваля ВГИК — статуэтка «Человек с киноаппаратом» за лучшую публикацию в профессиональном издании (2002).

Премия имени С. В. Комарова за книгу «Жан-Пьер Мельвиль. Короткие встречи в красном круге» (2005).

Диплом Гильдии Киноведов и Кинокритиков России Премии «Слон» за книгу «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера» 1 том (2008).

Произведения

Статьи

  • Дарахвелидзе Георгий. Слушаем кукушку, да не слышим (неопр.). film.ru. (2002). Дата обращения: 2 августа 2017.
  • Дарахвелидзе Георгий. Восемь femmes. И все — fatale (неопр.). film.ru. (2002).
  • Дарахвелидзе Георгий. Московский фестиваль в кадре и за кадром (неопр.). film.ru. (2002).
  • Дарахвелидзе Георгий. Униженные и отмороженные (неопр.). film.ru. (2002).
  • Дарахвелидзе Георгий. Портрет клоуна в старости (неопр.). Киноведческие записки (2003).
  • Дарахвелидзе Георгий. Кино-глаз. Смерть в глазах смотрящего (неопр.). Киноведческие записки (2003).
  • Дарахвелидзе Георгий. Тот, кто заявил: «Я — кино». Портрет Майкла Пауэлла (неопр.). Искусство кино (2008).
  • Дарахвелидзе Георгий. Ландшафты сновидений. Реальная и воображаемая природа (неопр.). Искусство кино (2008).

Книги

  • Дарахвелидзе Георгий. Жан-Пьер Мельвиль. Короткие встречи в красном круге. — Изд. Глобус-пресс. Винница. 2006. — 160 стр. ISBN 966-8300-00-9
  • Дарахвелидзе Георгий. Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера. Том 1 — 7. — Изд. Глобус-пресс. Винница. 2008—2019. (720 стр. — 568 стр. — 372 стр. — 404 стр. — 360 стр. — 521 стр. — 394 стр.) ISBN 966-8300-34-3, ISBN 567-966-8314-52-7, ISBN 567-966-8314-52-7, ISBN 567-966-8314-57-2
  • Дарахвелидзе Георгий. Студия Ealing. — Изд. Глобус-пресс. Винница. 2018. — 210 стр. ISBN 547-966-8300-43-2
  • Дарахвелидзе Георгий. Дэвид Мамет и кино. — Изд. Глобус-пресс. Винница. 2020. — 196 стр. ISBN 547-966-8300-43-2
  • Дарахвелидзе Георгий. Философия Пауэлла и Прессбургера. — Изд. Эксмо-Digital. 2020. — 110 стр.
  • Дарахвелидзе Георгий. «Киноальманах „3-в-1“». — Изд. ВАШ ФОРМАТ. 2020. — 204 стр. ISBN 978-5-00-147210-0
  • Дарахвелидзе Георгий. Ранние кинотексты (2000-2006). — Изд. Эксмо-Digital. 2020. — 860 стр.
  • Дарахвелидзе Георгий. Неоконченные киносценарии. — Изд. Эксмо-Digital. 2021. — 330 стр.
  • Дарахвелидзе Георгий. Похоже, придется идти пешком. Дальнейшие мемуары. Изд. Эксмо-Digital. 2021.— 520 стр.
  • Darakhvelidze George. Art Linson: Amazing and American — Изд. VASH FORMAT. 2021. — 45 p.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: