Автомобильная промышленность Белоруссии




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




03.12.2021


03.12.2021


03.12.2021


03.12.2021


29.11.2021


27.11.2021


26.11.2021





Яндекс.Метрика

Автомобильная промышленность Белоруссии

28.10.2021


Автомобильная промышленность — крупная отрасль машиностроения в Белоруссии.

Автомобильная промышленность в Белоруссии зародилась в 1944 году с основанием автосборочного завода в Минске, собиравший из поступавших по ленд-лизу машинокомплектов грузовые автомобили Ford, GMC, Chevrolet и другие. Вскоре на его базе был основан Минский автомобильный завод (МАЗ). Благодаря оборудованию, полученному по репарациям из Германии и по линии UNRRA, был построен завод с полным циклом производства, на который было передано производство автомобилей с Ярославского автомобильного завода. Вскоре завод начал самостоятельно разрабатывать грузовые автомобили, в том числе специализированные.

БССР в составе СССР специализировалась на выпуске грузовых автомобилей, в том числе большой грузоподъёмности. Производство большегрузных самосвалов было передано на Белорусский автомобильный завод в Жодино, а выпуск тяжёлой техники двойного назначения — на Минский завод колёсных тягачей. В 1990 году на предприятиях БССР было выпущено 42 тысячи грузовых автомобилей.

С обретением независимости (1991) появилось и производство легковых автомобилей. В 2016 году в Белоруссии было собрано 10 360 легковых автомобилей.

История

БССР

До войны в БССР не существовало собственной автомобильной промышленности. В Советской Белоруссии существовало с 1930-х годов лишь несколько авторемонтных заводов и мастерских, например в Могилёве, Гомеле, Минске. В первые послевоенное годы Советским правительством было принято решение создать в БССР автомобильный и тракторный заводы. Таковыми стали Минский автозавод (МАЗ), производство грузовиков для которого было перенесено из Ярославля (ЯАЗ) и Минский тракторный завод (МТЗ), который изначально выпускал гусеничные трактора, а после колёсные универсальные.

В конце 1950-х годов, согласно плану спецификации[прояснить] автозаводов СССР, Минавтопромом было принято решение о переносе производства ряда моделей автомобилей МАЗ на другие автозаводы, в частности в Жодино (БелАЗ, карьерная техника) и Могилёв (МоАЗ, одноосные тягачи и аэродромные тягачи). Также, производство армейских тяжелых тягачей МАЗ-537 было перенесено в РСФСР, на завод колесных тягачей в Кургане. К 1960-ым годам автомобильная промышленность БССР выпускала дорожные грузовики, одноосные тягачи, карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 40 тонн, а также многоосные шасси автомобильного типа для армии.

В 1970-1980-е годы продолжилось развитие автопрома БССР. В 1990 году только один Минский автозавод ежегодно выпускал до 40 тысяч грузовиков в год. Также был построен ряд заводов-смежников для автомобильной и тракторной промышленности в таких городах как Борисов, Осиповичи, Сморгонь, Руденск и др.

1990-е годы

Распад СССР трудно сказался, как на промышленности Белоруссии, так и на автомобилестроении Республики. Тем не менее, автомобилестроители стали искать новые связи, в том числе и за пределами СНГ. В 1990 году по лицензии словенского производителя на площадях МАЗа началось производство кузовов различного назначения, получивших позднее собственную марку "Купава". В 1991 году, как самостоятельное предприятие, был образован Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). В 1993 году по лицензии немецкой фирмы Neoplan началось производство автобусов МАЗ, что дало Белоруссии собственное автобусостроение. Предприятие "Белкоммунмаш", занимавшееся в основном ремонтом электротранспорта, начало также производство собственных троллейбусов, а позже и трамвайных вагонов. В пригороде Минска, посёлке Обчак, в 1996 году открылся автосборочный завод Ford (ныне ЗАО «Юнисон»), на котором собирали Ford Escort и Ford Transit. В 1997 году было создано совместное белорусского-немецкое предприятие МАЗ-MAN, по выпуску грузовиков.

2000-е годы

В 2006 году ЗАО "Юнисон" начал сборку легковых автомобилей Iran Khordo Samand.

МАЗ, БелАЗ и МоАЗ создали ряд новых автомобилей. В 2005 году на Гомельском авторемонтном заводе начинается отверточная сборка автобусов «Богдан» Isuzu, но под собственной маркой «Радимич».

2010-е годы

В 2013 году на свободных площадях Борисовского завода «Автогидроусилитель» стартовало отверточное производство китайских автомобилей Geely. В том же году БелАЗ представил свою новинку карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн, который был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

В 2017 году в Борисовском районе недалеко от Жодино было открыто новое сборочное производство БелДжи. В 2019 году филиал МАЗ Брестмаш начал сборку автобусов и фургонов китайской марки JAC под брендом «МАЗ».

Производство

Предприятия

Минский автомобильный завод

Завод был основан в 1944 году как автосборочное предприятие, на котором собирались из машинокомплектов автомобили Ford, Chevrolet, GMC, Studebaker, поставлявшиеся по ленд-лизу в СССР.

В 1946 году началось строительство завода с полным циклом производства. В 1992 году МАЗ начал производство по лицензии автобусов Neoplan N4014. Впоследствии заводом разработаны новые модели с широким использованием отечественных комплектующих — МАЗ-103 и другие.

Белорусский автомобильный завод

В состав холдинга входят:

  • ОАО «БелАЗ» — управляющая компания холдинга «БелАЗ-холдинг» (Жодино Минской области; более 12 тысяч работников);
  • ОАО «Могилёвский автомобильный завод имени С. М. Кирова»;
  • СЗАО «Могилёвский вагоностроительный завод»;
  • ОАО «Кузлитмаш» (Пинск Брестской области; около 700 работников);
  • ОАО «Слуцкий завод подъёмно-транспортного оборудования» (около 250 работников);
  • ОАО «Стародорожский механический завод».

Минский завод колёсных тягачей

Могилёвский автомобильный завод

Могилёвский автомобильный завод им. Кирова начал работу в 1935 году как авторемонтный завод. В 1939—1941 годах велось строительство авиамоторного завода, затем предприятие переоборудовано в локомобильный завод, а на выпуске строительно-дорожной техники специализируется с 1958 года. Выпускал автотягачи, самоходные скреперы, подземные самосвалы.

В настоящее время завод является частью холдинга БелАЗ как отдел подземной и строительно-дорожной техники.

Амкодор

ОАО «Амкодор» создано в 1991 году на базе минского завода «Ударник» и специализируется на выпуске дорожно-строительной и специальной техники.

Белкоммунмаш

В 1973 году в Минске был создан ремонтный трамвайно-троллейбусный завод. С обретением независимости остро встала проблема обеспечения городов Белоруссии новым электрическим пассажирским транспортом (троллейбусные системы существовали в семи городах, трамвайные — в четырёх). В 1993 году Минский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод начал готовиться к выпуску электротранспорта; производство троллейбусов АКСМ-100 началось в 1994 году, трамваев АКСМ-1М — в 2000 году, электробусов АКСМ-Е433 — в 2016 году. Впоследствии модельный ряд значительно увеличился. В настоящее время на базе предприятия создан холдинг «Белкоммунмаш».

Опытный завод Нёман

В 1992 году в рамках программы конверсии началось производство лицензионной копии автобусов ЛиАЗ-5256 на ПРУП «Опытный завод „Неман“» (город Лида Гродненской области). Впоследствии были разработаны и запущены в серийное производство автобусы Неман-52012 и другие модели. В 2014 году завод стал филиалом МЗКТ, новое юридическое название — филиал «Автосборочный завод „Неман“» ОАО «Минский завод колесных тягачей».

Гомельский авторемонтный завод

В середине 2000-х годов Гомельский авторемонтный завод (ГАРЗ) занялся сборкой автобусов малого класса и грузовых автомобилей на шасси Isuzu; автобусы продавались под торговой маркой «Радзіміч» (по названию славянского летописного племенного объединения IX—XII веков радимичей, населявших в том числе восток Гомельской области). Впоследствии начался выпуск пригородных автобусов.

Первоначально завод закупал большую часть комплектующих у украинского ОАО «Черкасский автобус» («Богдан») и завода Isuzu, но затем приступил к постепенному замещению иностранных комплектующих. В частности, на грузовые автомобили, собираемые из комплектов Isuzu, устанавливались двигатели Минского моторного завода; для автобусов в Белоруссии изготовлялись кузовы, пневматические системы, электрика, внутренняя отделка. В 2006—2012 гг. завод выпустил около 1600 автобусов «Радзіміч», в 2013 году освоил выпуск автобуса А432 на метане.

В 2014 году завод признан банкротом.

Юнисон

В середине 1990-х годов было основано совместное предприятие с компанией Ford — «Форд-Юнион» (сейчас — СП ЗАО «Юнисон»). В деревне Обчак Минского района был построен корпус для сборки автомобилей. После прекращения сотрудничества с Ford в 2000 году, предприятие занималось сборкой автомобилей Lublin и иранских Samand.
В 2014 году компания подписала соглашения с General Motors и PSA Peugeot Citroën, после чего началась сборка нескольких моделей Peugeot, Citroën, Cadillac XT5, Cadillac Escalade, Chevrolet Tahoe.

БелДжи

В 2011 году было подписано соглашение о создании СЗАО «Белджи» с китайской компанией Geely (51 % акций совместного предприятия принадлежит ОАО «БелАЗ»), в рамках которого началось строительство автосборочного завода возле автодороги P53, между городами Жодино и Борисов Минской области; проектная мощность завода — 60 тыс. автомобилей в год. Завод был официально открыт в ноябре 2017 года; предполагается, что в 2018 году локализация производства должна составить 52 %.

Прочие

  • ОАО «Брестмаш» — филиал Минского автомобильного завода. С конца 2019 года на предприятии началась сборка микроавтобусов МАЗ-281040 и фургонов МАЗ-365022 собираемых из комплектов китайского производителя JAC.
  • Могилёвтрансмаш — МАЗ-182 (производство так и не состоялось);
  • 140 ремонтный завод (Борисов) небольшими партиями выпускает вездеходы.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: