Моранди, Франц Осипович




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




08.12.2021


07.12.2021


07.12.2021


07.12.2021


03.12.2021


03.12.2021


03.12.2021





Яндекс.Метрика

Моранди, Франц Осипович

24.10.2021


Франц Осипович (Франциск) Моранди (4 февраля 1811, Милан, Италия — 23 октября 1894, Фиума, Италия) — одесский архитектор, академик Императорской Академии художеств, педагог, общественный деятель.

Биография

После окончания гимназии в городе Кремона, в 1828 году поступил в Императорский королевский лицей Св. Александра в Милане «для усовершенствования в практической архитектуре, геометрии и математике», где обучался у Леопольда Лавелли и откуда выпустился в 1833 году. В 1838—1839 годы обучался в Академии искусств Брера (сейчас район Милана), где получил звания действительного художника архитектуры и живописи. В 1838 году по поручению профессора Гисланди украшал один из залов в миланском палаццо. В 1839 году во время эпидемии холеры потерял родителей, после чего покинул Италию и переехал в Одессу, где какое-то время работал декоратором в городском театре. Затем переехал в Петербург, где работал вместе с Огюстом Монферраном и Людвигом Фонтана (позже, в 1852 году, он женился на дочери Фонтана). В середине 1841 года вернулся в Одессу. Начал работать с частными заказчиками. В 1843 году послал в Петербургскую академию художеств 4 проекта: реконструкции одесского театра (1841), два варианта синагоги (1842, 1843), стены и башни карантина, подпорной стены Приморского бульвара с оборудованием подземных складов. Получил от академии звание «назначенного» в академики. В 1845 году получил звание неклассного художника, а в 1857 году — звание академика архитектуры (за проект столичного почтамта).

Сперва Моранди использовал в своем творчестве стилевые формы позднего ампира и бидермейера, в дальнейшем — неоренессанса, неоромантики и неоготики, неороссийского и неомусульманского стилевых направлений.

С 1845 по 1890 находился на службе. Сперва исполнял обязанности архитектора разных частей города. С 1861 года занимал должность архитектора реорганизованного Строительного комитета и женского благотворительного общества, с 1865-го — архитектора при исполнительном комитете думы, затем при городской управе.

Среди его творческих достижений целый ряд осуществленных в Одессе проектов — проект здания главной синагоги в 1843 году (строилась в 1850—1859 годах по его же второму проекту 1846 года), проект Вознесенской церкви в районе 9-й станции Большого Фонтана, дом под № 10 на Приморском бульваре (между гостиницей «Лондонская» и Дворцом культуры моряков), смежные дома-дворцы на Екатерининской площади, под № 4 и № 6 (строились в 1850—1859 годах), дом № 19 и № 66 по Пушкинской улице. Им же была перепланирована городская больница, перестроены здания Думы, кафедральный собор и ряд других культовых учреждений. Собственный дом Моранди, построенный им же, располагался на Новорыбной улице, под № 28.

Франц Моранди разработал генеральный план застройки города, который был утвержден императором в 1849 году. В нём были намечены новые казармы, Конный рынок, Новое христианское и Слободское кладбища, застройка набережной под Приморским бульваром, устройство Сенного ряда рядом с Привозом, благоустройство Театральной площади и Внешнего бульвара. В 1867 году по инициативе Моранди началась реконструкция Александровского проспекта — проспект расширили и добавили боковые аллеи. В начале 1870-х Моранди установил чугунные ограждения у зеленых насаждений на проспекте.

В 1850-е годы спроектировал дворец императрицы и несколько других строений в Ореанде рядом с Ялтой.

Активно занимался общественной деятельностью. Член Общества сельского хозяйства Южной России. Член Одесского отделения Российского технического общества. Член Императорского Одесского Общества истории и древностей (в течение многих лет состоял и его казначеем). Был одним из инициаторов создания Одесского общества изящных искусств (с двумя школами — рисовальной и музыкально-певческой), основанного в Одессе в 1865 году. Президентом Общества был избран светлейший князь Семён Михайлович Воронцов, покровителем Общества — Генерал-Губернатор граф Коцебу, Вице-Президентом — архитектор-академик Франц Осипович Моранди. 30 мая 1865 года Обществом была открыта Одесская рисовальная школа. Так как Общество создавалось в основном на энтузиазме и никто не мог предположить, сколько средств удастся собрать, в первый год преподаватели работали бесплатно. Среди преподавателей, работавших на общественных началах был и Франц Осипович. Продолжительное время школа существовала исключительно на добровольные пожертвования и не имела постоянного адреса. В таких условиях крайне тяжело было решать вопросы материального и учебно-методического характера. На долгие 30 лет эти проблемы стали заботой вице-президента Общества Франца Осиповича Моранди, находившего время и силы для обустройства рисовальной школы: он заботился об обеспечении педагогическими кадрами, книгами, наглядными пособиями. Известно, что первые гипсовые слепки, рисунки, гравюры и манекены были им выписаны из Миланской Академии художеств, с которой он имел тесные контакты. Одесская таможня даже освободила от пошлины ввоз гипсовых слепков из-за границы. В 1869 году именно по приглашению Моранди в Одессу приехал Луиджи Доминикович Иорини, выпускник Миланской Академии художеств. Он остался в Одессе, жил и преподавал рисунок и скульптуру до самой смерти в 1911 году. Луиджи Иорини стал одним из самых известных преподавателей школы и выпустил многих одесских художников и скульпторов, ставших впоследствии знаменитыми.

Пользовался большим уважением также за границей. Получил звание профессора Болонской академии, был членом-корреспондентом Рафаэлевской королевской академии художеств. Миланская академия искусств пригласила Моранди в 1886 году участвовать в жюри для оценки конкурсных проектов Миланского собора.

В 1890 году вышел на пенсию. Последние месяцы жизни провел в римском предместье Фиума, где скончался 23 октября 1894 года. По настоянию родственников архитектора и одесской общественности был погребен в Одессе.

Известные работы

Одесса

«дом Карузо»

Екатерининская площадь, д. 4 и 6

«дом Карузо» (1848, Ланжероновская, 28)

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: