Самарский троллейбус




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




27.11.2021


26.11.2021


25.11.2021


24.11.2021


24.11.2021


22.11.2021


22.11.2021





Яндекс.Метрика

Самарский троллейбус

16.09.2021


Самарский троллейбус (до 1991 года Куйбышевский троллейбус) был запущен в эксплуатацию 6 ноября 1942 года. Решение о строительстве первой линии от Железнодорожного вокзала по улицам Льва Толстого и Куйбышева до Площади Революции протяженностью 6,5 км было принято 27 июня 1942 г. Куйбышевским горсоветом. Движение открывали троллейбусы ЯТБ-2, эвакуированные в 1941 году из Москвы. Завершение работ намечалось приурочить к 25-й годовщине Октябрьской революции.

История

В настоящее время в Самаре действует 15 троллейбусных маршрутов. Перевозки осуществляются 260 пассажирскими троллейбусами, большую часть из которых составляют машины ЗиУ-682 производства Завода им. Урицкого (г. Энгельс Саратовской области), 1 троллейбус марки Тролза-5275.06 «Оптима». Кроме того, имеются троллейбусы АКСМ-101А и АКСМ-321 производства завода «Белкоммунмаш» (г. Минск, Белоруссия), БТЗ-5276-04 производства Башкирского троллейбусного завода (г. Уфа) и 1 троллейбус марки МАЗ-ЭТОН Т203, произведенный на Минском Автомобильном Заводе. До июня 2013 года в городе эксплуатировались троллейбусы модели ЗиУ-683.

Троллейбусная сеть имеет значительное развитие в районах с наибольшим пассажиропотоком, поэтому троллейбус является важным для города видом транспорта. В 2021 году планируется приобрести по программе БКАД,22 новых троллейбуса.

Хронология

  • Октябрь 1941 г. — в Куйбышеве, на стадионе «Локомотив» организована так называемая эвакобаза. Из Москвы в Куйбышев было эвакуировано в общей сложности 105 троллейбусов ЯТБ-1, ЯТБ-2 и ЯТБ-4, а также поезда метрополитена.
  • 27 июня 1942 г. — по решению Куйбышевского горсовета началось строительство первой очереди троллейбуса по маршруту от Железнодорожного вокзала по улицам Льва Толстого и Куйбышева до Площади Революции протяженностью 6,5 км. Завершение работ намечалось приурочить к 25-й годовщине Октябрьской революции.
  • Октябрь 1942 г. — из 10 старых изношенных троллейбусов ЯТБ-2, выделенных городу с эвакобазы, своими силами укомплектованы 5 пассажирских машин, и одна машина превращена в техпомощь с вышкой. Остальные троллейбусы с эвакобазы позднее были частично возвращены в Москву, частично переданы в другие города. На привокзальной площади была установлена списанная неходовая машина, в которой была устроена диспетчерская, а у входа на пешеходный мост была вырыта смотровая яма. В барачном помещении стадиона «Локомотив» была выделена комната, в которой разместилась троллейбусная служба и где инженер московского троллейбуса А. Хмелев и московские водители проводили занятия с будущими водителями куйбышевского троллейбуса. Практику вождения они проходили в Москве.
  • 3 ноября 1942 г. — завершен монтаж контактной сети. Из-за катастрофической нехватки материалов линия была сделана однопутной, с разворотными кругами на концах. Вместо металлических опор контактной сети были установлены сдвоенные деревянные. Для растяжек, вместо стального троса и семафорной проволоки, была использована железная проволока. Арматуру изготовили Завод им. Масленникова и Вагоноремонтные мастерские трамвайного парка. Питание линии осуществлялось от трамвайной тяговой подстанции.
  • 6 ноября 1942 г. — после краткого митинга была перерезана красная лента, в 10 часов 21 минуту в сеть подали напряжение, и троллейбус отправился в первый рейс. В салоне ехали члены приемочной комиссии, а также строители, монтажники, электрики. Рейс до Площади Революции занял 30 минут. Через 2 часа троллейбус уже принял первых пассажиров. Регулярное движение по однопутной линии осуществлялось всего шесть дней — с 11 по 16 ноября. С 16 ноября по 3 декабря троллейбус не работал — производился монтаж второй ветки троллейбусной контактной сети.
  • 4 декабря 1942 г. — началась постоянная эксплуатация троллейбуса. По двухпутной линии курсировали 4 машины ЯТБ-2 с интервалами 10-12 минут. Длительность рейса в одну сторону уменьшилась до 18-20 минут. Так как депо ещё не было, все машины на ночь оставались стоять на трассе линии в районе вокзала.
  • Декабрь 1945 г. — в здании напротив стадиона «Динамо» (на углу ул. Льва Толстого и ул. Братьев Коростёлевых) выделено временное помещение для гаража. В здании был пробит проем и сделаны двустворчатые ворота. Внутри была вырыта яма, стены и пол которой укрепили старыми шпалами. Ночная стоянка троллейбусов также была перенесена — теперь машины стояли вдоль ул. Льва Толстого.
  • 28 января 1948 г. — на линию вышли первые два троллейбуса модели МТБ-82 производства Тушинского авиазавода № 82. Позднее троллейбусы этой модели стали поступать с Завода им. Урицкого.
  • 1950 г. — начато строительство первого троллейбусного депо в квартале улиц Буянова, Маяковского, Мичурина, Чкалова.
  • Май 1955 г. — составлен проект строительства новой троллейбусной линии длиной около 20 км из города в Кировский район, а также развитие троллейбусной сети внутри района. Строительство первой линии этого проекта началось в июле 1955 г.
  • 5 ноября 1956 г. — открыто первое троллейбусное депо на 50 машин.
  • 6 ноября 1959 г. — сдана в эксплуатацию первая очередь Троллейбусного депо № 2 на 50 машин в Советском районе, рядом с Кировским трамвайным депо. Кроме того, открыта троллейбусная линия длиной 8,6 км в Куйбышевском районе — от Кинотеатра «Прогресс» (ныне — конечная станция «Хлебозавод № 3») до поселка Нефтяников (116-й км). По линии запущен маршрут № 6 «Площадь Революции — Калининградская ул.» (впоследствии, в 80-х годах продлен до ул. Грозненская).
  • 1961 г. — с Завода им. Урицкого в город начали поступать троллейбусы новой модели ЗиУ-5.
  • 1970 г. — Троллейбусные депо № 1 и № 2 стали соответственно 1-м и 2-м отделениями Объединенного троллейбусного депо.
  • Сентябрь 1972 г. — с Завода им. Урицкого в Депо № 1 поступили первые два троллейбуса новой трехдверной модели ЗиУ-682.
  • 17 мая 1978 г. — сдано в эксплуатацию Троллейбусное депо № 3 на 150 машин в 11-м микрорайоне на ул. Фадеева.
  • Декабрь 1986 г. — началась эксплуатация первого троллейбусного поезда из двух машин ЗиУ-682, работающих по системе Владимира Веклича, на маршруте № 2 в часы «пик». Всего в Самаре эксплуатировалось 11 таких поездов.
  • Апрель 1991 г. — в Депо № 3 поступил первый сочлененный троллейбус ЗиУ-683Б00 с тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ). После обкатки машина, получившая бортовой номер 3143, стала работать на 17-м маршруте. Позже было получено ещё две таких машины, а в 1992 г. — ещё две, но уже с реостатно-контакторной системой управления (РКСУ).
  • Октябрь 1991 г. — первый троллейбус производства Самарского завода транспортного машиностроения (СЗТМ) — «Самара» — передан для эксплуатации во 2-е депо.
  • Август 1995 г. — в Троллейбусном депо № 3 (а позднее и в 1-м отделении Объединенного депо) началось освоение своими силами капитально-восстановительного ремонта (КВР) отслуживших свой срок троллейбусов.
  • Июль 1997 г. — на линию вышли два новых троллейбуса АКСМ-101А производства Минского завода «Белкоммунмаш». Они поступили в 1-е отделение Объединенного депо и получили номера 896 и 897.
  • 2001 г. — расформирован последний троллейбусный поезд Владимира Веклича.
  • Ноябрь 2003 г. — освоен капитальный ремонт троллейбусов с заменой кузова. Первые два кузова модели БТЗ-5276.04 производства ОАО «Башкирский троллейбусный завод» получили машины 824 в Объединенном депо и 3178 в Депо № 3. У новых машин часть тягового электрооборудования вынесена на крышу, что повышает надежность его работы и безопасность для пассажиров.
  • Октябрь 2011 г. — реконструкция троллейбусного кольца на ул. Советской Армии, благодаря которой, появилась возможность продлить 15 маршрут до Железнодорожного вокзала.
  • Апрель 2013 г. — состоялась презентация 16 новых троллейбусов марки БКМ-321. Новые троллейбусы приписаны к троллейбусному депо № 3.
  • Июнь 2013 г. — с баланса ТТУ списаны последние троллейбусы модели ЗиУ-683.
  • Декабрь 2014 г. — началось оснащение троллейбусов информационной системой «Интеграл». В комплект ИС входит 3 внешних светодиодных табло (переднее, боковое и заднее), внутреннее светодиодное табло, блок управления с функцией автоинформатора. Всего по программе «Доступная среда в Самарской области» закуплено 32 комплекта оборудования.
  • Февраль 2015 г. — В Троллейбусное депо № 3 прибыл первый троллейбус БКМ 321 из партии в 19 штук, закупленной в конце 2014 года по программе «Доступная среда в Самарской области». Доставку остальных планируется осуществить в течение февраля-марта. Ожидается, что все новые машины поступят в Троллейбусное депо № 1.
  • 23 марта 2015 г. — Парк самарского Трамвайно-троллейбусного управления пополнился 19 новыми низкопольными троллейбусами белорусского производства. На обновление транспорта было выделено 163 млн рублей.

Маршруты

В городе действует 15 троллейбусных маршрутов, обслуживаемых тремя депо:

4: Завод "Металлург" - Железнодорожный вокзал

Маршрут следования: пр. Металлургов - ул. Каховская - Ремесленный пер. - пр. Кирова - Московское ш. - пр. Масленникова - ул. Мичурина - ул. Чкалова - ул. Буянова - ул. Маяковского - ул. Агибалова - ул. Спортивная - ул. Коммунистическая - ул. Чкалова - ул. Мичурина - пр. Масленникова - Московское ш. - пр. Кирова - Ремесленный пер. - ул. Каховская - пр. Металлургов

4к: Барбошина поляна - Завод "Металлург" (по рабочим дням в часы "пик")

Маршрут следования: пр. Металлургов - ул. Каховская - Ремесленный пер. - пр. Кирова - Ремесленный пер. - ул. Каховская - пр. Металлургов

6: Губернский рынок - Хлебозавод №3

Маршрут следования: ул. Агибалова - ул. Льва Толстого - ул. Братьев Коростелёвых - ул. Ленинградская - ул. Самарская - ул. Некрасовская - ул. Куйбышева - ул. Пионерская - ул. Алексея Толстого - ул. Крупской - ул. Водников - Самарский мост - ул. Главная - ул. Шоссейная - ул. Главная - Самарский мост - ул. Водников - ул. Крупской - ул. Алексея Толстого - ул. Пионерская - ул. Куйбышева - ул. Некрасовская - ул. Самарская - ул. Ленинградская - ул. Братьев Коростелёвых - ул. Льва Толстого - ул. Спортивная - ул. Агибалова

7: Завод "Металлург" - Троллейбусное депо №2

Маршрут следования: пр. Металлургов - ул. Каховская - ул. Вольская - ул. Воронежская - ул. Победы - 1-й Безымянный пер. - ул. Победы - ул. Воронежская - ул. Вольская - ул. Каховская - пр. Металлургов

8: Барбошина поляна - завод "Экран"

Маршрут следования: пр. Кирова

9: Барбошина поляна - Троллейбусное депо №2 (по выходным дням)

Маршрут следования: пр. Кирова - ул. Вольская - ул. Воронежская - ул. Победы - 1-й Безымянный пер. - ул. Победы - ул. Воронежская - ул. Вольская - пр. Кирова

10: Клуб "Мир" - ул. Кабельная (СЗКС) (рабочие дни - в часы "пик", выходные - с 7:00 до 20:00 (с двумя перерывами))

Маршрут следования: Заводское ш. - ул. Кабельная - Заводское ш.

12: Завод "Экран - Железнодорожный вокзал

Маршрут следования: пр. Кирова - Московское ш. - ул. Коммунистическая - ул. Агибалова - ул. Льва Толстого - ул. Спортивная - ул. Агибалова - ул. Коммунистическая - Московское ш. - пр. Кирова

13: Завод "Экран" - Кинотеатр "Шипка"

Маршрут следования: пр. Кирова - ул. Стара-Загора - пр. Кирова

15: Завод "Металлург" - Железнодорожный вокзал

Маршрут следования: пр. Металлургов - ул. Каховская - ул. Вольская - ул. Антонова-Овсеенко - ул. Авроры - Московское ш. - пр. Масленникова - ул. Мичурина - ул. Чкалова - ул. Буянова - ул. Маяковского - ул. Агибалова - ул. Спортивная - ул. Коммунистическая - ул. Чкалова - ул. Мичурина - пр. Масленникова - Московское ш. - ул. Авроры - ул. Антонова-Овсеенко - ул. Вольская - ул. Каховская - пр. Металлургов

16: Губернский рынок - 6-й причал

Маршрут следования: ул. Агибалова - ул. Льва Толстого - ул. Братьев Коростелёвых - ул. Ленинградская - ул. Самарская - ул. Некрасовская - ул. Куйбышева - ул. Пионерская - ул. Алексея Толстого - ул. Крупской - ул. Водников - ул. Комсомольская - ул. Максима Горького - ул. Венцека - ул. Водников - ул. Крупской - ул. Алексея Толстого - ул. Пионерская - ул. Куйбышева - ул. Некрасовская - ул. Самарская - ул. Ленинградская - ул. Братьев Коростелёвых - ул. Льва Толстого - ул. Спортивная - ул. Агибалова

17: 15-й микрорайон (пр. Карла Маркса) - Железнодорожный вокзал

Маршрут следования: Берёзовая ал. - пр. Карла Маркса - ул. Алма-Атинская - ул. Стара-Загора - ул. XXII Партсъезда - Московское ш. - ул. Коммунистическая - ул. Агибалова - ул. Спортивная - ул. Коммунистическая - Московское ш. - ул. XXII Партсъезда - ул. Стара-Загора - Берёзовая ал.

18: Завод "Экран" - 15-й микрорайон (пр. Карла Маркса) (по рабочим дням в часы "пик")

Маршрут следования: Берёзовая ал. - пр. Карла Маркса - ул. Алма-Атинская - ул. Стара-Загора - пр. Кирова - ул. Стара-Загора - ул. Алма-Атинская - пр. Карла Маркса

19: Барбошина поляна - ул. Ново-Садовая

Маршрут следования: пр. Кирова - ул. Стара-Загора - ул. XXII Партсъезда - Московское ш. - пр. Масленникова - Московское ш. - ул. XXII Партсъезда - ул. Стара-Загора - пр. Кирова

20: Безымянский рынок - Железнодорожный вокзал

Маршрут следования: ул. Спортивная - ул. Коммунистическая - Московское ш. - ул. XXII Партсъезда - ул. Стара-Загора - пр. Кирова - ул. Победы - ул. Калинина - ул. Вольская - пр. Кирова - ул. Стара-Загора - ул. XXII Партсъезда - Московское ш. - ул. Коммунистическая - ул. Агибалова - ул. Спортивная

Ранее отменнёные маршруты:

1: Губернский рынок - 6-й причал (отменён в 1999 г.)

2: Безымянский рынок - Железнодорожный вокзал (отменён в 2010-11 гг.)

3: Железнодорожный вокзал - 6-й причал (отменён в 2008 г.)

5: Губернский рынок - Хлебозавод №3 (отменён в 2010 г.)

11: Губернский рынок - Октябрьская набережная (отменён в 2008 г.)

14: Завод им. Фрунзе - Ипподром (отменён в 1982 г.)

Подвижной состав

По состоянию на сентябрь 2013 года в Самаре имеется 261 троллейбус. Из них 254 пассажирских и 7 служебных. В эксплуатации находятся троллейбусы следующих моделей: ЗиУ-682 (разных модификаций), АКСМ-101А, БТЗ-5276-04, Тролза-5275.06 «Оптима»,ТролЗа-5265.00 «Мегаполис», БКМ-321, МАЗ-ЭТОН Т203, а также грузовые троллейбусы КТГ-1 и КТГ-2. В Депо № 1 и в Депо № 3 налажен капитальный ремонт троллейбусов.

В августе 2018 года по данным департамент транспорта на линии эксплуатировалось 110 троллейбусов.

Троллейбусы Троллейбусных Депо № 1 и № 2 имеют сине-белую стандартную окраску, троллейбусы Депо № 3 — красно-белую. Исключение составляют относительно новые троллейбусы, имеющие заводскую окраску, либо специально окрашенные по заводской схеме.

С 1986 по 2001 гг. в Самаре эксплуатировались троллейбусные поезда — сцепки из двух троллейбусов ЗиУ-682, работающих по системе Владимира Веклича. Всего в Самаре эксплуатировалось 11 таких поездов. В разное время в городе также работали троллейбусы ЯТБ-1, ЯТБ-2, МТБ-82, МТБ-82Д, ЗиУ-5.

Диспетчерские станции

В городе функционируют следующие троллейбусные станции:

Троллейбусная станция №17 "Губернский рынок" (стоянка и отметка маршрутов: 6, 16, 20)

Троллейбусная станция №18 "Завод "Экран"" (стоянка и отметка маршрутов: 10 (по выходным дням), 12, 13)

Троллейбусная станция №20 "Металлург" (стоянка и отметка маршрутов: 4, 7, 15)

Троллейбусная станция №21 "15-й микрорайон" (стоянка и отметка маршрута 17)

Троллейбусная станция №22 "Барбошина поляна" (стоянка и отметка маршрутов 8, 19)

Недействующие диспетчерские станции:

Троллейбусная станция №16 "Хлебозавод №3" (стоянка и отметка маршрута 6 до 2012 года)

Троллейбусные депо

В городе работают три депо: № 1, № 2 и № 3. В 1970 году путём объединения первого и второго депо было создано Объединенное троллейбусное депо. Депо № 1 стало первым отделением ОТД, а депо № 2 — вторым отделением. В 2011 году ОТД разделилось на Депо № 1 и Депо № 2.

  • Троллейбусное депо № 1

(С 1970 г. по 2011 г. — Объединенное троллейбусное депо, отделение № 1) Введено в эксплуатацию в 1956 г. Расширено в 1964 г.
Обслуживает троллейбусные маршруты: 4, 6, 15, 16, 17, 20
Подвижной состав: ЗиУ-682, АКСМ-101А, БТЗ-5276.04, БКМ 321
Нумерация троллейбусов — трехзначная, вида 7хх, 8хх, 9хх
Адрес: 443030, г. Самара, ул. Чкалова, 91
В депо производится капитальный ремонт троллейбусов.

  • Троллейбусное депо № 2

(С 1970 г. по 2011 г. — Объединенное троллейбусное депо, отделение № 2)
Введено в эксплуатацию в 1959—1960 гг. Расширено в 1968 г.
Обслуживает троллейбусные маршруты: 4, 4к, 7, 8, 8в, 10, 15
Подвижной состав: ЗиУ-682, БТЗ-5276.04
Нумерация троллейбусов — двухзначная (исключение — троллейбусы 632, 811, 817)
Адрес: 443083, г. Самара, Физкультурная ул., 1А.

  • Троллейбусное депо № 3

Введено в эксплуатацию в 1978 г.
Обслуживает троллейбусные маршруты: 12, 13, 17, 18, 19
Подвижной состав: ЗиУ-682, БТЗ-5276.04, БКМ 321, ТролЗа-5275.05 «Оптима», МАЗ-ЭТОН Т203
Нумерация троллейбусов — четырёхзначная, вида 30хх (служебные), 31хх, 32хх
Адрес: 443111, г. Самара, ул. Фадеева, 38
В депо производится капитальный ремонт троллейбусов..

Оплата проезда

Стоимость проезда в троллейбусах с 1 января 2019 года составляет:
32 рубля — при оплате наличными,

29 рублей - банковской картой или «Единой транспортной картой»,
15.6 рублей — при оплате «Картой школьника»

16 рублей - «Картой студента».

  • Во всех случаях оплаты, кондуктор должен выдать пассажиру чек, в котором указаны: номер маршрута, дата и время поездки, стоимость проезда, а также остаток средств на карте (при оплате Транспортной картой).
  • В троллейбусах некоторых маршрутов с небольшим пассажиропотоком введена бескондукторная система оплаты - водителю при выходе через переднюю дверь.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: