Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон





















Яндекс.Метрика

Хохлачёв, Александр Митрофанович


Александр Митрофанович Хохлачёв (1918—1941) — стрелок-радист (по ЦВМА, был в должности лётнаба) самолёта ДБ-3Т 1-й авиационной эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС Краснознамённого Балтийского флота, младший лейтенант. Герой Российской Федерации.

Биография

Александр Митрофанович Хохлачёв родился в станице Потёмкинская, на тот момент входившей в состав земель Войска Донского, в крестьянской семье. В 1938 году был призван в РККА, направлен на флот.

На 22 июня 1941 года А. М. Хохлачёв являлся стрелком-радистом бомбардировщика ДБ-3Т. Полк, в который входил экипаж самолёта (командир экипажа П. С. Игашов), начал участие в боевых действиях 24 июня 1941 года, когда полк в полном составе вылетел для бомбардировки порта Либава, но цели не обнаружил и отбомбился по запасной цели — Мемелю. После этого полк действовал против финских вооружённых сил, выставлял минное заграждение в Финском заливе, производил бомбардировки объектов на финской территории.

30 июня 1941 года в начале двенадцатого эскадрилья в количестве девяти самолётов поднялась с аэродрома Копорье и к началу третьего часа вышла в район цели: переправам у Даугавпилса, захваченныv LVI моторизованным корпусом 26 июня 1941 года, и колоннам противника в районе переправ. Перед взлётом эскадрилья получила инструктаж, в соответствии с которым в районе цели не было вражеского истребительного прикрытия. Но накануне 2-я и 3-я группы истребительной эскадры JG54 «Зелёное сердце» перелетели в Каунас. Таким образом, перехват советских бомбардировщиков над Даугавпилсом оказался неожиданным. На самолёт П. С. Игашова, шедший крайним в строю бомбардировщиков, напали сразу 3 истребителя Bf.109. Один из истребителей попал под перекрёстный огонь носового и турельного пулемётов бомбардировщика и был сбит. Однако другому истребителю удалось зажечь левый мотор бомбардировщика, и он начал терять высоту. В это время, после очередного захода в атаку, другой немецкий истребитель начал набирать высоту и оказался рядом с советским самолётом. Пилот бомбардировщика, довернув самолёт, правым крылом снёс хвостовое оперение истребителя, совершив таким образом таран, после чего перешёл в пикирование и, направив самолёт в скопление вражеской техники, совершил огненный таран. Это стало первым в истории авиации тараном воздушной и наземной цели в одном бою.

В эскадре JG54 «Зелёное сердце» за 30 июня 1941 года были повреждены или уничтожены 8 самолётов (по советским данным 5 сбитых и 3 повреждённых, по немецким данным — 2 сбитых и 6 повреждённых, три из которых были списаны), а также погибли два лётчика. Более или менее точно установлена фамилия лётчика, погибшего в результате тарана: им стал либо оберфельдфебель Киенинг или фенрих Вашель.

Экипаж самолёта, несмотря на тот факт, что его подвиг стал широко известным, не был награждён. В послевоенное время однополчане неоднократно добивались представления лётчиков к званию Героя Советского Союза, но безрезультатно. 7 мая 1970 года весь экипаж посмертно награждён орденами Отечественной войны 1-й степени, и очередное представление к званию Героя в 1971 году осталось нерассмотренным.

Указом Президента Российской Федерации № 679 от 6 июля 1995 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, младшему лейтенанту Хохлачёву Александру Митрофановичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

После войны школьники Даугавпилса нашли останки лётчиков, перезахоронили их в Даугавпилсе и сделали памятник на месте падения самолёта.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: