Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон





















Яндекс.Метрика

Диаконисса


Диаконисса (греч. Διακόνισσα) — особая категория женщин в древней церкви I—VIII веков, принявших посвящение и несших определённое служение в церкви. В настоящее время данное служение по-разному рассматривается исследователями. Традиционно-ортодоксальные авторы акцентируют, что служение диаконисс, хотя и было похоже на служение диаконов, но было обращено исключительно к женщинам в Церкви и не имело сакраментального выражения во время общего церковного богослужения. Другие авторы описывают служение диаконисс, определяя их роль в Церкви как литургическую и пасторскую.

История

Первое упоминание о диакониссах содержится в Послании к римлянам: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской» (Рим. 16:1). Развитие институт получил в период гонений на христиан. Так, в Апостольских постановлениях говорится: «в некоторые дома нельзя послать к женщинам мужчину диакона, из-за неверных: посему, для успокоения помысла нечестивых, пошли туда женщину диакониссу»..

Апостольские постановления (конец IV века) содержат специальную молитву для чина поставления диаконисс. Поставление диаконисс совершал епископ через рукоположение в присутствии пресвитеров, диаконов и других диаконисс. Обряд посвящения в диакониссы содержится также в канонах Первого Никейского собора (325 года), Халкидонского собора (451 года), а также в Кодексе Барберини (780 года). Изучение этого обряда привело многих современных исследователей к мнению, что он полностью соответствует таинству церкви в современном значении.

Из постановлений Первого и Четвертого Вселенских соборов можно увидеть, что диакониссы делились на два разряда:

  • Диакониссы рукоположённые, которые прислуживали в храмах при богослужении;

К рукоположению допускались незамужние, овдовевшие или монашествующие женщины, достигшие сорока лет (15 правило IV Вселенского собора) и после тщательного испытания. Если же после рукоположения диаконисса вступала в брак, то она и её супруг подвергались анафеме.

  • Диакониссы по одеянию, которые занимались делами милосердия. Согласно 19-му правилу Никейского собора женщинам, посвятившим себя служению церкви, по достижении 25 лет благословлялось носить особую одежду. Однако до 40-летнего возраста они могли оставаться в доме родителей.

Институт диаконисс прекратил существование в церкви в эпоху средневековья.

К диакониссам по одеянию можно причислить сестер Марфо-Мариинской Обители Милосердия, основанной святой преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой в 1909 году. Елизавета Фёдоровна была сторонницей возрождения в своей обители чина диаконисс — служительниц церкви первых веков, которые в первые века христианства поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении литургии, примерно в той роли, в какой сейчас служат иподиаконы, занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным.

Вопрос о восстановлении института диаконисс обсуждался на Поместном Соборе РПЦ 1917—1918 гг. Однако из-за революции и последующей гражданской войны, так и не был решён.

В трудные годы большевистских гонений в 30-е годы ХХ-го века женщины нередко привлекались к активной церковной деятельности и богослужебной практике. Женщины часто становились старостами храмов, певчими и чтецами, что сохраняется и поныне. У некоторых архиереев иподиаконами служили маленькие девочки (в храмах Антиохийского патриархата девочек-алтарниц в иподиаконском облачении с орарями можно встретить и теперь).

Планы по восстановлению института диаконисс имелись в Александрийском Патриархате, в котором 16 ноября 2016 года на заседании Синода был создан комитет в составе трёх архиереев для изучения данного вопроса. Наконец, 17 февраля 2017 года Патриарх Феодор II посвятил в диакониссы несколько женщин, обязанностью которых стала помощь в миссионерской деятельности в Катангской митрополии, в Таинстве Крещения взрослых, венчания, а также в катехитической деятельности Церкви.

Функции диаконисс

Функции диаконисс в церкви были разнообразными, в том числе:

  • приготовление женщин к крещению и помощь в совершении крещения
  • поддержание порядка в женской части храма во время службы
  • распределение пожертвований среди нуждающихся женщин
  • посещение больных и беременных женщин в их домах со Святыми Дарами для причащения
  • есть также упоминание IX века о том, что диакониссы приносили причастие христианам, находившимся в плену у арабов.

Апостольские постановления указывают, что диаконисса «без диакона ничего пусть не делает и не говорит», но при этом «никакая женщина да не приходит к диакону или епископу без диакониссы».

Канонизированные диакониссы

Ряд диаконисс древней церкви причислен к лику святых:

  • Святая Фива Кенхрейская (Коринфская), диаконисса; (I век). Упоминается в послании апостола Павла к Римлянам (Рим. 16:1). Память совершается 16 сентября (3 сентября по старому стилю).
  • Святая Татьяна Римская мученица, диаконисса; (226 г.). За исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание от римского градоправителя Ульпиана. Память совершается 25 января (12 января по старому стилю).
  • Святая Нонна Назианзская, диаконисса; (374 г.), мать святителя Григория Богослова. Память совершается 18 августа (5 августа по старому стилю).
  • Святая Олимпиада Константинопольская, диаконисса; (409 г.). Её высоко ценил Иоанн Златоуст, за преданность которому она пострадала и умерла в заточении. Память совершается 7 августа (25 июля по старому стилю).
  • Святая Ксения Миласская, преподобная; (ок. 457). Память совершается 6 февраля (24 января по старому стилю).
  • Блаженная Феозва Родная сестра святых Василия Великого, Григория Нисского и Петра, епископа Севастийского. Память совершается 23 января (10 января по старому стилю).
  • Домника Константинопольская (ум. 474 год) — игуменья, диаконисса (память в Православной церкви 8 января по юлианскому календарю).
  • Святая Элизабет Кэтрин Фэрард — первая диаконисса в англиканской церкви (память в Церкви Англии 18 июля).
  • Святая Изабелла Гилмор — основательница института епархиальных диаконисс в англиканской церкви (память в Церкви Англии 16 апреля).
  • Святая Анна Александер — первая афроамериканская диаконисса в англиканской церкви (память в Епископальной церкви 24 сентября).
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: