Кухто, Николай Кузьмич




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




18.10.2021


16.10.2021


16.10.2021


12.10.2021


11.10.2021


09.10.2021


07.10.2021





Яндекс.Метрика

Кухто, Николай Кузьмич

28.07.2021


Николай Кузьмич Кухто (12 декабря 1919, Витебск — 23 марта 2006, Николаев) — советский конструктор газотурбинных двигателей, лауреат Государственной премии СССР.

Учеба и работа до окончания ВОВ

Н. К. Кухто родился 12 декабря 1919 года в советском Витебске (ныне в составе Белоруссии) в белорусско-латышской семье. Его отец был рабочим-железнодорожником. После окончания школы Н. К. Кухто поступил в Витебский техно-энергетический техникум. В 1939 году был направлен на Витебский станкостроительный завод имени Кирова, где до 1940 года работал техником по литейному делу.

В 1940 году Н. К. Кухто поступил на учёбу на Моторный факультет Казанского авиационного института. После начала Великой Отечественной войны студентов института мобилизовали в армию или на оборонные предприятия. Поскольку Н. К. Кухто был негоден к строевой службе по зрению, он был направлен на Казанский авиационный завод имени Горбунова, где работал в кузнечном и литейном цехах. Во время войны Н. К. Кухто продолжал учиться на вечернем отделении КАИ.

Во время подготовки к защите дипломной работы разрешалась учёба с «отрывом от производства». Это позволило перейти Н. К. Кухто с должности начальника цехового техбюро на заводе в институт, где и был защищен диплом. После этого он назначается руководителем конструкторской группы по камерам сгорания в ОКБ-16. Это назначение и определило его будущую конструкторскую деятельность. Казанское ОКБ-16 под руководством С. Д. Колосова разрабатывало первый отечественный авиационный газотурбинный двигатель, прототипом которого послужил трофейный немецкий образец. Вскоре работы были переориентированы на другую отрасль машиностроения: газотурбинные двигатели предполагалось устанавливать на военные корабли.

Работа над газотурбинными двигателями

7 мая 1954 года Совет Министров СССР принял постановление об организации на Южном турбинном заводе в Николаеве (ныне на территории Украины) Специального конструкторского бюро газотурбинных установок (ныне — Научно-производственное предприятие «Зоря-Машпроект»). Главным конструктором назначается С. Д. Колосов. Специалистов для нового конструкторского бюро собирали со всего СССР. Среди людей, переехавших из Казани в Николаев, была и семья Кухто. Николай Кузьмич возглавил в бюро отдел камер сгорания. Бюро занимается созданием газотурбинных силовых установок для военных и гражданских судов.

В 1959 году Н. К. Кухто был командирован в Китайскую Народную Республику в рамках программы научно-технической помощи СССР дружественному тогда маоистскому Китаю. В Харбине советские специалисты помогали создавать завод газотурбинных двигателей. В 1960 году из-за идеологических разногласий настал конец советско-китайской дружбе, и семья Кухто была вынуждена досрочно вернуться из Китая. За работу на харбинском заводе Н. К. Кухто награждён Медалью Китайско-Советской Дружбы (КНР).

В 1968 году Н. К. Кухто защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук (тема, имеющая отношение к оборонной промышленности, засекречена). В апреле того же года министерским приказом Н. К. Кухто назначен заместителем главного конструктора по эксплуатации и серийному производству НПП «Машпроект».

Газотурбинные двигатели, создававшиеся в НПП при участии Н. К. Кухто, предназначались, главным образом, для гражданского и военного судостроения. Но в это же время группа Н. К. Кухто разрабатывает новое применение газотурбинным установкам.

Станция «Северное сияние» и Государственная премия

В 1969 году в Тюмени специалистами «Машпроекта» была собрана первая плавающая генераторная электростанция на основе газотурбинной силовой установки (два газотурбогенератора ГТГ-1 по 12000 кВт). Плавающая станция-баржа получила название «Северное сияние».

Эта мобильная электростанция предназначалась для энергоснабжения труднодоступных регионов СССР. Она могла перемещаться по водным артериям, что позволяло оперативно подключать к электросети районы, расположенные по берегам сибирских и дальневосточных рек. Станция работала на двух видах топлива: дизельном и газообразном.

В 1975 году Николаю Кузьмичу была присуждена Государственная премия СССР с формулировкой: «За комплекс работ по созданию, освоению и применению плавучих электростанций «Северное сияние» с целью решения проблемы энергоснабжения отдаленных районов Северо-Востока СССР». В 1976 году конструктор был отмечен орденом «Знак Почёта».

Конструкторское наследие

Н. К. Кухто ушёл на заслуженный отдых в 1985 году, ему была назначена персональная премия. Но и после этого он участвовал в работе «Машпроекта», основал музей предприятия. Н. К. Кухто скончался в Николаеве 23 марта 2006 года.

Модификации газотурбинных двигателей, созданных при участии Н. К. Кухто, сегодня применяются в судостроении (силовые установки), в добывающей отрасли (двигатели для перекачки газа), в энергетике (газотурбинные генераторы).

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: