Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон





















Яндекс.Метрика

Катастрофа Boeing 747 под Мадридом (1983)


Катастрофа Boeing 747 под Мадридом (1983) — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 27 ноября 1983 года. Авиалайнер Boeing 747-283BM авиакомпании Avianca выполнял плановый рейс AV011 по маршруту Париж—Мадрид—Каракас—Богота, но при заходе на посадку в Мадриде из-за ошибок экипажа зацепил несколько холмов и разрушился. Из находившихся на его борту 192 человек (173 пассажира и 19 членов экипажа) выжили 11.

Самолёт

Разбившийся самолёт в 1980 году (в период эксплуатации в SAS)

Boeing 747-283BM (регистрационный номер HK-2910X, заводской 21381, серийный 311) был выпущен в 1977 году (первый полёт совершил 24 августа под тестовым б/н N8290V). 27 октября того же года был передан авиакомпании Scandinavian Airlines System (SAS), в которой получил б/н LN-RNA и имя Magnus Viking. С марта по 25 июля 1982 года сдавался в лизинг авиакомпании Scanair. 3 августа 1982 года был взят в лизинг авиакомпанией Avianca, в ней он получил бортовой номер HK-2910X и имя Olafo. Оснащён четырьмя двухконтурными турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT9D-70A. На день катастрофы совершил свыше 5800 циклов «взлёт-посадка» и налетал 20 811 часов 24 минуты.

Экипаж и пассажиры

Самолетом управлял очень опытный экипаж, состав которого был таким:

  • Командир воздушного судна (КВС) — 58-летний Тулио Эрнандес (исп. Tulio Hernández). Пилот-ветеран, проработал в авиакомпании Avianca 32 года и 2 месяца (с 31 августа 1951 года). В качестве второго пилота управлял самолётами C-46, Douglas DC-3 и Douglas DC-4, а в качестве КВС — DC-3, DC-4, Boeing 707 и Boeing 727. В должности командира Boeing 747 — с 26 мая 1979 года (до этого управлял им в качестве второго пилота). Налетал 23 215 часов 23 минуты, 2432 часа 23 минуты из них на Boeing 747.
  • Второй пилот — 36-летний Эдуардо Рамирес (исп. Eduardo Ramírez). Опытный пилот, проработал в авиакомпании Avianca 10 лет и 4 месяца (с 19 июля 1973 года). Управлял самолётами DC-3, Hawker Siddeley HS 748, Boeing 707 и Boeing 727. В должности второго пилота Boeing 747 — с 22 июля 1981 года. Налетал 4384 часа 13 минут, 875 часов 29 минут из них на Boeing 747.
  • Бортинженер — 57-летний Хуан Лаверде (исп. Juan Laverde). Проработал в авиакомпании Avianca 25 лет и 5 месяцев (с 6 июня 1958 года). В качестве бортинженера управлял самолётами Lockheed L-749 Constellation, L-1049 Super Constellation, Boeing 707 и Boeing 720. В должности бортинженера Boeing 747 — с 30 апреля 1977 года. Налетал 15 942 часа 57 минут, 3676 часов 20 минут из них на Boeing 747.

Также в составе экипажа были два сменных бортинженера — Даниэль Сота (исп. Daniel Zota) и Хулио Флорес Камачо (исп. Julio Florez Camacho).

В салоне самолёта работали 14 бортпроводников; старшим бортпроводником была 41-летняя Сигрун Гюнтер Платцёдер (нем. Sigrun Günther Platzöder).

Также на борту находились ещё 4 члена экипажа авиакомпании Avianca, которые летели этим рейсом в качестве пассажиров.

Среди пассажиров на борту самолёта находились:

  • Хорхе Ибаргенгойтиа — мексиканский писатель.
  • Анхель Рама — уругвайский писатель, учёный и литературный критик.
  • Мануэль Скорса — перуанский писатель, поэт и политический активист.
  • Марта Траба — аргентинская писательница и художественный критик.
  • Роза Сабатер — испанская пианистка.

Всего на борту самолёта находились 192 человека — 173 пассажира и 19 членов экипажа.

Хронология событий

26 ноября 1983 года Boeing 747-283BM борт HK-2910X должен был выполнять плановый рейс AV011 по маршруту Франкфурт-на-Майне—Париж—Мадрид—Каракас—Богота. Но в последний момент первый участок маршрута (Франкфурт-на-Майне—Париж) был отменён и 55 пассажиров, которые намеревались сесть на рейс AV011 во Франкфурте-на-Майне, были вынуждены лететь в Париж рейсом LN116 авиакомпании Lufthansa. Ожидая их, вылет рейса 011 был задержан на 1 час 20 минут. Всего на борту лайнера находились 19 членов экипажа (ещё 4 члена экипажа летели пассажирами) и 169 пассажиров. В баки было залито 30 163 килограмма авиатоплива, а общий взлётный вес самолёта составлял 233 217 килограммов. В 22:25:35 UTC (23:25:35 местного времени) рейс 011 вылетел из парижского аэропорта имени Шарля-де-Голля. По плану, полёт по приборам (IFR) должен был проходить на эшелоне FL370 (11 300 метров) через точки VASON (Париж), LIMOGES, PAMPLONA, BARAHONA и CASTEJÓN.

Последняя радиопередача с французскими диспетчерами состоялась в 23:31:30, когда экипажу было дано указание переходить на связь с центром УВД в Мадриде. В 23:31:50 экипаж перешёл на связь с испанскими диспетчерами и сообщил им о своём маршруте полёта. Затем в 23:46:34 экипаж получил разрешение на снижение до эшелона FL190 (5800 метров). В 23:52:43 экипаж связался с диспетчером подхода (APP) аэропорта Барахас в Мадриде и доложил, что они только что прошли точку BARAHONA и запросили разрешение направляться к точке CPL (CAMPO REAL), тем самым минуя точку CASTEJÓN (это позволяло спрямить маршрут и раньше выйти к началу захода на посадку). Когда диспетчер подхода одобрил это, то в 23:52:55 экипаж связался с диспетчером центра (ACC) и доложил о намерении направиться к точке CAMPO REAL, на что диспетчер дал указание следовать к ней и снижаться до эшелона FL90 (2750 метров). В 23:56:44 экипаж перешёл на связь с диспетчером Мадрид-подход и получил от него разрешение снижаться к аэропорту, а также данные о погоде и давление аэродрома.

В 00:00:07 уже в воскресенье 27 ноября экипаж доложил о занятии высоты 2743 метра, на что получил разрешение продолжать снижение. В 00:03:29 диспетчер подхода сообщил, что посадка будет осуществляться на ВПП №33 и дал указание переходить на связь с башней. Находясь в 11 километрах от курсового радиомаяка, рейс 011 выполнил разворот и направился в сторону маркера EXTERIOR (MA). В 00:03:56 экипаж установил связь с башней аэропорта Барахас и получил разрешение на посадку на полосу №33, это была последнее радиосообщение с борта рейса AV011.

В 00:06:05 самолёт снижался по направлению на MA (курс 284°) в посадочном положении, когда сработала сигнализация GPWS об опасном сближении с землёй, но второй пилот сообщил командиру об этом только в 00:06:18 и экипаж в итоге не успел ничего предпринять. В 00:06:19 (01:06:19 CET), то есть через секунду, снижавшийся с вертикальной скоростью 309 м/мин рейс AV011 на высоте 684 метра и на скорости 263 км/ч врезался двигателем №4 (правый крайний) и стойками основного шасси в холм. Правая плоскость крыла при этом ударилась о дерево высотой 4—5 метров и её крайняя треть (плоскости крыла) оторвалась. Через 3 секунды, пролетев 240 метров, авиалайнер на скорости 250 км/ч ударился о второй холм. Пролетев затем за 6 секунд ещё 320 метров с примерной скоростью 233 км/ч, лайнер врезался обрубленной правой плоскостью крыла о третий холм и разрушился на пять частей, которые заскользили по склону, оставляя за собой значительное число обломков.

Катастрофа произошла в муниципалитете Мехорада-дель-Кампо и в 12 километрах юго-восточнее аэропорта Барахас в точке координат 40°24′12″ с. ш. 3°26′57″ з. д.. В катастрофе погиб 181 человек — все 19 членов экипажа (в том числе и 4, летевшие пассажирами) и 162 пассажира. Остальные 11 пассажиров выжили, 8 из них получили серьёзные ранения.

На 2020 год это крупнейшая катастрофа в истории гражданской авиации Колумбии. Также эта авиакатастрофа занимает первое место среди произошедших на континентальной части Испании и второе место в истории Испании (после столкновения на Тенерифе, Канарские острова).

Расследование

Расследованием причин катастрофы рейса AV011 занялась Комиссия по расследованию авиационных происшествий (CAAIIC).

Согласно окончательному отчёту расследования, катастрофа произошла вследствие того, что командир экипажа, не имея точных сведений о местонахождении самолёта относительно местности, попытался перехватить сигнал курсового радиомаяка с неверной траектории, нарушив манёвр захода на посадку по приборам, при этом снизившись ниже безопасной высоты, что привело к столкновению с землёй.

Катастрофе способствовали ошибки в навигации, в результате чего экипаж неверно определил своё местонахождение; отсутствие действий на сообщения GPWS; плохая взаимосвязь между пилотами и неверная информация от диспетчера контроля о местонахождении самолёта и отсутствие радарного сопровождения рейса 011.

Последствия катастрофы

Вопреки традиции отказываться после катастрофы от номера рейса в знак уважения к погибшим на нём, рейс AV011 в авиакомпании Avianca существует и поныне, но его маршрут сменился на Мадрид—Богота и по нему летает Boeing 787.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: