Методика Роджерса — Даймонд




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




19.06.2021


18.06.2021


18.06.2021


13.06.2021


13.06.2021


12.06.2021


10.06.2021





Яндекс.Метрика

Методика Роджерса — Даймонд

18.05.2021


Методика Роджерса-Даймонд (Опросник СПА) — личностный опросник, направленный на выявление особенностей личности тестируемого и степени социально-психологической адаптации, часто к новой среде, условиям и правилам поведения.

Опросник включает в себя 101 обезличенное утверждение, и тестируемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними в соответствии с 7-балльной шкалой ответов.

История развития методики

Данный опросник был разработан Карлом Рэнсомом Роджерсом, одним из создателей и лидеров гуманистической психологии и основателем личностно-ориентированной психотерапии, и Розалинд Е. Даймонд в 1954 году в статье «Психотерапия и изменения личности: координированные исследования клиент-центрированного подхода» (англ. «Psychotherapy and Personality Change: Coordinated Research Studies in the Client-Centered Approach»). На русский язык описание методики впервые было переведено кандидаткой психологических наук Т. В. Снегиревой в 1987 году, а в 2004 году опросник был значительно модифицирован кандидатом психологических наук А. К. Осницким и опубликован в журнале «Психология и школа». С тех пор методика получила заметное распространение, став одним из наиболее часто используемых методов диагностики социально-психологической адаптации, в частности, у таких групп тестируемых, как студенты.

В рамках российских исследований методика Роджерса-Даймонд используется в основном для диагностики возможных проблем с адаптацией первокурсников к новым условиям и правилам поведения.

Шкала опросника показала высокую эффективность и дифференцирующую способность в плане диагностики не только состояний адаптации и дезадаптации, но и особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих индивида к переоценке себя и своих возможностей.

Описание опроса

Опросник содержит 101 утверждение. 37 из них соответствуют критериям адаптированности личности, 37 — дезадаптированности, 26 — нейтральны. В число высказываний последней категории входит также так называемая «шкала лжи». Все утверждения носят обезличенный характер и все местоимения поставлены в 3 л., ед. ч. Цель этого заключается в том, чтобы тестируемый не попал под влияние «прямого отождествления» и чтобы тестируемый более объективно соотносил утверждение со своими способностями, особенностями и психологическим состоянием. Кроме того, тестируемый избегает влияния «социально-желательных ответов». Классическая шкала ответов включает в себя 7 баллов, но некоторыми специалистами такое деление подвергается сомнению, поскольку градация значений зачастую не является значительной для обывательского сознания. Авторы выделили 6 интегральных показателей, позволяющих анализировать результаты опроса:

  • Адаптация;
  • Принятие других;
  • Интернальность (уровень субъективного контроля);
  • Самовосприятие;
  • Эмоциональный комфорт;
  • Стремление к доминированию.
  • Каждый из приведенных показателей рассчитывается по эмпирически выведенной формуле. Интерпретация результатов опроса осуществляется по нормативам, отличающимся в зависимости от возраста тестируемого. Эксперименты с применением методики проводятся в большинстве случаев с 12-13 лет, в более раннем возрасте — только в индивидуальном порядке.

    Проведение опроса

    Опросник Роджерса-Даймонд представляет собой список утверждений об образе жизни, психологическом состоянии, стиле поведения и жизни человека, которые тестируемый может соотнести со своим образом жизни. По прочтении утверждения тестируемый должен определить, в какой мере это утверждение подходит к его привычкам и образу жизни, и выбрать балл от 0 до 6, где:

    • 0 — утверждение не соответствует моему образу жизни;
    • 1 — это в большинстве случаев мне не подходит;
    • 2 — я сомневаюсь, что это относится ко мне;
    • 3 — я не решаюсь отнести это к своему образу жизни;
    • 4 — это может быть похоже на меня, но я не до конца уверен;
    • 5 — это похоже на меня;
    • 6 — это утверждение полностью соответствует моему образу жизни.

    Балл ответа заносится в соответствующую ячейку бланка ответов.

    Обработка результатов

    Вопросы под номерами 1, 3, 20, 24, 31, 39, 46, 93 не используются ни в одной шкале.

    Интегральные показатели

    • Адаптация: A = a a + b ∗ 100 % {displaystyle A={frac {a}{a+b}}*100%} ;
    • Самопринятие: S = a a + 1.6 b ∗ 100 % {displaystyle S={frac {a}{a+1.6b}}*100%} ;
    • Принятие других: L = 1.2 a 1.2 a + b ∗ 100 % {displaystyle L={frac {1.2a}{1.2a+b}}*100%} ;
    • Эмоциональный комфорт: E = a a + b ∗ 100 % {displaystyle E={frac {a}{a+b}}*100%} ;
    • Интернальность: I = a a + 1.4 b ∗ 100 % {displaystyle I={frac {a}{a+1.4b}}*100%} ;
    • Стремление к доминированию: D = 2 a 2 a + b ∗ 100 % {displaystyle D={frac {2a}{2a+b}}*100%} .

    В некоторых русскоязычных источниках приводится формула для самопринятия, совпадающая с формулой адаптации: S = a a + b ∗ 100 % {displaystyle S={frac {a}{a+b}}*100%} , однако в публикации обновлённой версии опросника (2004 год) формула для самопринятия имеет вид S = a a + 1.6 b ∗ 100 % {displaystyle S={frac {a}{a+1.6b}}*100%} .