Французская архитектура эпохи Возрождения




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




13.05.2021


13.05.2021


13.05.2021


12.05.2021


07.05.2021


06.05.2021


05.05.2021





Яндекс.Метрика

Французская архитектура эпохи Возрождения

26.04.2021


Французская архитектура эпохи Возрождения — французская архитектура, создаваемая с XV по начало XVII века в разных регионах Королевства Франции. Стилистически архитектура эпохи Возрождения следовала за готической архитектурой, возникшей во Франции в XII веке. Архитектуру эпохи Возрождения во Франции сменил стиль классицизм.

История

Середина и 2-я пол. XV века. От средневековья к Ренессансу

Особняк Жака Кёра середины XV века

Период середины и второй половины XV века во Франции являлся переходным этапом от средневековой архитектуры к архитектуре Возрождения. В XV веке главную роль в зодчестве стало играть строительство домов богатых горожан. Важное место по прежнему занимал фахверковый дом — жилище самых разных социальных страт, архитектура которого всё ещё подчинялась средневековым традициям в планировке, конструкции и способах декора.

Характерным памятником переходного периода от готики к Возрождению стал выстроенный в середине XV века в Бурже городской дом Жака Кёра — управляющего государственными финансами при Карле VII. Архитектурный декор особняка был в большой степени высечен из камня — основного строительного материала здания, искусно применённого в оформлении наружных фасадов и отчасти в интерьере.

О придворной архитектуре середины века сложно судить, так как перестроенные королевские дворцы Лувр и Сен-Поль Карла V не сохранились. Главным застройщиком во французской архитектуре после Столетней войны стал король Людовик XI. В целом равнодушный к искусствам, он тем не менее не мог не заниматься строительством. Взойдя на престол в 1461 году монарх затеял перестройку Амбуаза, но вскоре подарил замок наследнику. Небольшой королевский замок из кирпича с белокаменной отделкой был построен в Плесси-ле-Тур и в то же время под руководством казначея Жана Бурре недалеко от Тура был возведён новый замок Ланже, суровый крепостной стиль которого уже тогда казался анахронизмом. Плесси-ле-Тур (1463—1472), в настоящее время в большей части руинированный, представлял собой новый тип замка — загородного дворца с относительно простыми архитектурными формами: высокими крышами, люкарнами, каменными крестовинами окон, аркадными галереями, характерными для городских и загородных дворцов того времени. В качестве предположительных строителей Плесси-ле-Тур называли трёх «королевских мастеров»: Жана Дюшемена, Жана Тибо и Жана Реньяра.

Главным детищем Жана Бурре стал Анжуйский замок Плесси-Бурре, построенный в долине между притоками Луары в короткие сроки (1468—1473). В постройке были воплощены принципиально новая композиционная схема укреплённого замка переходного типа и новая организация пространства: оборонные задачи отходили на второй план, фортификационные сооружения лишились функционального значения и стали элементом внешнего декора. Схема Плесси-Бурре получила распространение и применялась, по меньшей мере, дважды: для маршала де Жье в Верже и для Флоримона Роберте в Бюри. Наступившая мирная эпоха предопределила развитие замковой архитектуры на столетие вперёд. Замок стал символом рождения новой светской культуры, воплощением французского Ренессанса, как когда-то собор — воплощением средневековой готики. Перемены в архитектуре Плесси-Бурре зафиксировали начальный этап преобразования замка-крепости в замок-дворец.

В 1460-е годы многие аристократы стремились придать современный вид своему жилищу. Жан де Дюнуа перестроил западное крыло замка Шатодён. Последний герцог Бретонский Франциск II — родовой замок в Нанте. Карл Орлеанский возвёл новый корпус замка в Блуа, от которого сохранилась только двухэтажная галерея. Хорошо сохранился Отель де Клюни в Париже, построенный в конце XV века для клюнийского аббатства, сочетавший в архитектуре позднеготические формы и спокойное ясное соотношение декора и общей композиции.

Французская культовая архитектура в то время переживала непродолжительную вспышку уходившей в прошлое пламенеющей готики и оставалась в рамках традиционного средневекового зодчества.

Конец XV — 1-я пол. XVI века. Раннее Возрождение

На рубеже XV и XVI веков французские короли совершили несколько военных походов в Италию, окончившихся безуспешно, но познакомивших французскую аристократию с передовой для того времени итальянской культурой, интерпретация которой позже стала одним из важных факторов развития французского Ренессанса. В тот же период шёл процесс восстановления французских городов после крайне истощившей страну Столетней войны (1337—1453). Новая застройка, тем не менее, была, как правило, беспорядочной, за исключением нескольких вновь возведённых городов-крепостей (Валлери 1501 года; Йер-Бруаж второй пол. XV века). Париж с середины XV века быстро рос, но медленно менял средневековый характер, сохраняя беспорядочную планировку с узкими улочками. Тем не менее, рубеж XV — XVI века стал важной вехой как в истории французского общества и государства, так и во французской архитектуре.

1483—1498. Период правления Карла VIII

Очевидные сдвиги в зодчестве Франции наметились с воцарением Карла VIII, предпочитавшим роскошь и удовольствия, в отличие от его предшественников. Король первым привёз из итальянского похода 1494—1495 годов более двух десятков итальянских мастеров — архитектора Фра Джокондо, скульптора Гвидо Маццони, садовника Пачелло да Меркольяно, краснодеревщика Бернардино да Бреша и других. Все они оказались привлечены к перестройке Амбуаза, хотя существенно на ход работ не повлияли. Гораздо более важным стало наличие среди военных трофеев короля предметов роскоши — мебели, скульптуры и ювелирных изделий, — повлиявших на вкусы французского общества и эстетику местных мастеров-ремесленников.

Амбуазский замок (1492—1498)

Ознакомление с культурой Италии открыло французам новые образцы аристократического жилища-дворца. Ведущую роль в процессе создания нового типа дворцовой архитектуры сыграл королевский двор. Во второй половине XVI века был построен ряд королевских резиденций: Гайон, Блуа, Шамбон, Виллер-Котре, Мадридский замок, Фонтенбло, Сен-Жермен, Лувр, Тюильри и другие. Многочисленную группу сооружений составляли городские и загородные дворцы аристократии и крупной буржуазии, так называемые отели и шато (замки). С утратой военной функции феодальные замки уже со второй половины XV века приобретали светские черты. Не смотря на то, что донжон, круглые башни, машикули, рвы и дозорные галереи продолжили бытование в первой половине XVI века, пробивка окон, декор стен и другие элементы совершенно изменили прежний суровый облик этих сооружений.

Архитектура Амбуазского замка (1492—1498) знаменовала собой конец безраздельного господства готики, хотя в ней было ещё немного признаков Возрождения. Реконструкция для Карла VIII замка-дворца имела ярко выраженный праздничный облик и изначально задумывалась королём с целью поразить воображение европейских монархов. Влияние итальянского Ренессанса проявилось главным образом в декоративной обработке интерьеров, а также в экстерьере более позднего бокового корпуса. Отличительной чертой нового облика замка стала нарочитая пышность внешнего декора, сочетавшаяся с полным отсутствием заботы об обороне. Это был первый столь очевидный случай преимущественного внимания к украшению экстерьера. До Карла VIII роскошной отделкой отличались только церковные сооружения, но с лёгкой руки короля, французская знать начала пышно декорировать свои резиденции. Каменные кружева покрыли стены, кровли и лестничные башни дворовых фасадов замков Мейян, Шомон и Жослен.

1498—1530. Первый французский Ренессанс или Стиль Франциска I

Период первой четверти XVI века называют Первым французским Ренессансом или стилем Франциска I (фр. François Ier style). Это было время невероятной строительной активности в долине Луары, где по-прежнему располагался королевский двор. В период правления Людовика XII (1498—1515) королевская власть ещё не достигла абсолютизма, а королевский двор не был центром французской культуры. По этой причине проводником новых веяний в искусстве стали не феодалы, сопровождавшие короля в неаполитанском походе, а крупная городская буржуазия, поддерживавшая связи с итальянскими городами, и просвещённые церковные иерархи, зависевшие от папского двора в Ватикане. Среди последних выделялась семья д’Амбуазов, крупных меценатов второй половины XV — начала XVI века. Под их покровительством в конце XV века был пышно декорирован собор в Альби, западную стену которого украсила грандиозная фреска «Страшный суд».

Дворец Людовика XII в Блуа, строительство которого началось в 1498 году, был интересен характерным для того времени сочетанием готической композиции и деталями, навеянными зодчеством итальянского Возрождения: декоративной обработкой колонн галереи, с орнаментами явно не готического происхождения. Готика же выражалась в общем строе здания, асимметрии плана и в огромной высоте крыш. Предположительно, авторами дворца выступали мастера-каменщиками Симоннэ Гискар (или Гишар) и Жак Сурдо.

Портал замка Гайон, установленный в парижской Школе изящных искусств

Одним из самых ярких представителей династии д’Амбуазов был кардинал Жорж д’Амбуаз — папский легат во Франции, вице-король Ломбардии, претендент на папский престол в 1503 году. Символом новшеств во французской архитектуре стал его замок Гайон в Нормандии. Строившееся примерно десять лет (1501—1510) здание вначале возводили французские зодчие (Гийом Сено, Жан Фуке, Колен Биар, Пьер Делорм) в традиционных готических формах. С 1508 года строительство возглавили итальянские мастера, во главе которых стояли скульпторы-декораторы Жером Пашеро (Пакьяротти) и Бертран де Мейналь, творившие в привычных для них формах итальянского Возрождения. Планировка сада была поручена итальянскому мастеру ещё в первый период строительства. Мотивы и формы итальянского Возрождения нашли место в галерее первого этажа по северо-западной стороне парадного двора, в архитектуре крыла, выстроенного позднее по юго-восточной стороне, а также в главных воротах. Ведущую роль в декоре играли свободно трактованные ордерные формы, а также медальоны. В орнаментах местная флора уступила место листьям аканта и прочим классическим стилизованным растительным мотивам. В архитектуре замка был сделан первых решительный шаг от готики к Возрождению. Гайон не сохранился до настоящего времени, разрозненные фрагменты его скульптурного декора разбросаны по музеям Франции, в частности монументальный портал, установленный во дворе парижской Школы изящных искусств.

Примером попытки соединить готические и ренессансные формы стал фасад здания Финансового бюро в Руане (1510), построенного Роланом Леру. В декоре здания были использованы и чисто готические мотивы (статуи с балдахинами) и подобие ренессансного ордера с горизонтальным междуэтажным панно и круглыми медальонами.

В 1515 году на престол взошёл Франциск I, с деятельностью которого была связана следующая страница во французской архитектуре. Политика короля в сфере искусств являлась логическим продолжением общей государственной: для реализации планов преобразования страны ему была необходима придворная жизнь. При королевском дворе был создан светский гуманистический центр, а сам правитель провозгласил себя покровителем наук и искусств, с целью утверждения престижа собственной власти. Франциск I пригласил во Францию итальянских учёных-гуманистов, художников и архитекторов. Первым символическим жестом стало приглашение в 1516 году ко двору Леонардо да Винчи.

Отдали дань итальянскому Возрождению архитекторы северного крыла замка Франциска I в Блуа (1515—1524). Из строителей документально известно лишь имя Жака Сурдо, но предполагается, что в работах над декором принимал участие Доменико да Кортон. Убеждённый сторонник итальянского стиля, Франциск I уже не ограничивался цитатами и некоторыми заимствованиями, а одобрил прямое копирование итальянских образцов при строительстве. Симметрия первоначального плана, мощный карниз, общая система фасада и декоративная обработка свидетельствовали о разрыве с готической традицией. Скульптурная обработка деталей впервые во Франции достигла высокого художественного уровня, при этом обломы, ранее отличавшиеся хрупкостью и перегруженные резьбой, изменились в сторону большей пластичности и классицистической простоты. Важным новшеством стала система членения фасада поставленными друг на друга пилястрами и двойными поясами междуэтажных тяг, которая позже служила переходом к классическому приёму членения фасадов поставленным друг на друга ордером. Прообразом для наружного фасада, очевидно, по указанию самого Франциска I, послужили ватиканские дворцы Сан-Дамазо и Бельведер. Оттуда была позаимствована и перетолкованная на французско-готический лад схема с чередованием открытых арок и ниш в сетке, созданной на фасаде с помощью ордера. Применённый в Блуа мотив «ордерной аркады» был позже использован в нескольких замках того времени: в разрушенном ныне Бюри, в Шамборе и в Ларошфуко.

Замок Шенонсо (слева) и старый донжон (справа)

В авангарде движения снова, как и в середине XV века, оказались богатейшие представители буржуазии из ближнего окружения короля. Замки Тома Бойе в Шенонсо и Жиля Бертло в Азе-лё-Ридо стали классическими образцами Первого Ренессанса района Луары. Их архитектуру объединяли такие черты, как регулярная планировка, стремление к симметрии и увлечённость итальянским декором, вписанным в плоскую сетку вертикальных и горизонтальных членений, без затрагивания плоскостей стен.

Крупный финансист Тома Бойе около 1514 года начал возведение нового жилища в Шенонсо. Старый замок был разрушен до основания, сохранён лишь донжон как символ престижа. Здание представляло собой один квадратный в плане корпус, что стало новым словом в архитектуре того времени. В композицию фасадов, вслед за Блуа, были введены чёткий ритм вертикальных членений по травеям, прерываемых тонкими горизонтальными междуэтажными тягами и сплошным фризом. Модными орнаментами итальянского стиля были украшены стены и замка и старого донжона. Ещё более смелыми были пространственные решения в интерьерах: впервые, вопреки традиции, была выстроена не винтовая, а прямая двухпролётная лестница; кабинет украшал кессонированный потолок.

В 1518—1527 годах королевский казначей Жиль Бертло построил замок Азе-лё-Ридо. Архитектурное решение комплекса шло по уже проторенной тропе, сочетая традиции и нововведения: из запланированных традиционных четырёх корпусов были возведены два (главный южный и западный), как атрибуты величия была сохранена башня старого замка, машикули, дозорный путь и караульные башенки. Классицистический орнамент был в свободной форме применён в оформлении люкарн и центрального дворового входа. Лестница в замке была выстроена прямой итальянской формы, с плоскими кессонированными сводами. Постройка отличалась необычайно пышным скульптурным декором с использованием инициалов и геральдических знаков Франциска I и королевы Клод, раковин, медальонов в углах арок и на пилястрах, антикизирующих гротесков и канделябров. Новизной архитектурного решения замка стала строгая симметричность дворового и боковых фасадов. Строителям Азе-ле-Ридо удалось создать один из наиболее законченных и гармоничных памятников раннего французского Ренессанса, с равновесным сочетанием средневековой традиции и итальянской классической архитектуры.

Замок Шамбор (1526—1559)

Заключительным звеном короткого раннего французского Возрождения стал замок Шамбор (1526—1559) — самый грандиозный архитектурный ансамбль в долине Луары, воплощённый символ власти монарха. Основные строительные работы были выполнены, по видимому, между 1526 и 1533 годами; восточный корпус Франциска I и соединяющая часть — в 1539—1544 годах; сооружение симметричных частей на западной стороне — в 1547—1559 годах. Не смотря на то, что готические мотивы использовались в венчании угловых башен и в завершении донжона, Шамбор был не готическим замком, а классическим ренессансным дворцом. Проявилось это в отказе от традиционного венчания зубцами и машикулями башен дозорной галереи, открытии фасадов наружу большим количеством окон и их членением на ясные горизонтальные ленты этажей, а также применении многоярусной ордерной композиции. Важными новшествами стали упрощение декора, укрупнение орнаментальных мотивов и выделение архитектурных частей: люкарн, труб и так далее, а также введение ряда новых архитектурных и декоративных элементов: бельведеров, полихромных филёнок с геометрическим орнаментом и других. Влияние архитектурного решения Шамбора сказалось на двух крупных памятниках последующего периода: Фонтенбло и Экуане.

1530—1547. Период Иль-де-Франс

После возвращения из мадридского плена 1524—1526 годов Франциск I решил перенести свою резиденцию с берегов Луары в Париж и его окрестности, где начался новый этап усиленного дворцового строительства. Королевский двор вслед за монархом покинул берега Луары и вся придворная жизнь переместилась в Иль-де-Франс. Перенос столицы был отмечен и сменой состава придворных строителей: французских мастеров, строивших замки Луары, сменили парижане, а с ними пришли новые веяния итальянского Возрождения. Франциск I одновременно развернул строительство Мадридского замка и реконструкцию замка в Фонтенбло, позже — замков в Сен-Жермен-ан-Ле и Виллер-Котре. В Париже была возведена новая ратуша (1532), а ближе к концу 1530-х годов началась реконструкция королевских апартаментов в Лувре.

Одним из самых своеобразных образцов этого времени стал утраченный дворец Франциска I в Булонском лесу, известный как Мадридский замок. Создателем его пышного майоликового декора, как, вероятно, и проекта, стал Джироламо делла Роббиа, сын Андреа делла Роббиа, украсившего майоликами Воспитательный дом Брунеллеско во Флоренции. Руководил строительством француз Пьер Гадьё. Новым для Франции стал в первую очередь план замка в виде единого блока, без замкнутого внутреннего двора. Об итальянском влиянии говорили чёткое поэтажное членение сквозными горизонтальными карнизами, широкие открытые лестницы и по-новому решённые аркадные галереи. Аркады Мадридского замка представляли собой что-то среднее между восходящими к Древнему Риму формами Блуа и аркадами Брунеллеско. В архитектуре замка проявилась проникшая в зодчество Франции струя флорентийского искусства, более сдержанная, чем привычные на тот момент неаполитанская или ломбардская архитектура. Подобно Шамбору, новая резиденция представляла собой большой парадный замок с регулярной планировкой, в котором два массивных квадратных павильона (впервые во французской архитектуре сменившие угловые башни) соединялись небольшим корпусом. После длительного периода экспериментов появился памятник, в котором гармонично и оригинально сочетались национальные традиции и итальянские новшества.

Церковь Сент-Эсташ

Важным проектом Франциска I стало возведение нового королевского храма в Париже — церкви Сент-Эсташ, — архитектурный облик которой должен был отвечать духу времени. Церковь была заложена в 1532 году. Зодчие решились на неожиданный шаг — выбрали для храма план, структуру и пропорции классической готики: пятинефная церковь почти копировала Собор Парижской Богоматери. На готический объём здания был помещён классицистический декор: на контрфорсы были наложены классические пилястры, в верхнем ярусе переходившие в полуколонны, увенчанные коринфскими капителями. Художественное решение церкви противоречило всякой логике, в связи с чем Виолле-ле-Люк в XIX веке назвал храм «готическим скелетом в римских лохмотьях». Ещё менее удачным оказался интерьер парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон, в котором соединились две принципиально различные художественные системы: готические арки опирались на мощные широко расставленные колонны центрального нефа. Среди других робких попыток привнести новые веяния в церковную архитектуру стала круглая капелла, пристроенная к готическому собору Святого Петра в Ванне (1537).

В архитектуре общественных зданий так называемый стиль Франциска I использовался при сооружении большой Парижской ратуши (около 1533 года), разрушенной в 1871 году, и небольшой, но выразительной, ратуши Божанси (1526) — маленького городка на Луаре недалеко от Блуа.

Некоторые новые мотивы и приёмы Возрождения были сразу заимствованы и переработаны строителями загородного дворца Фонтенбло. Подрядчик Жиль Лебретон, возводивший новые дворцовые здания вокруг Овального двора и некоторые другие корпуса, заимствовал из Шамбора равномерную расстановку пиляст; из Мадридского замка — треугольные фронтоны над окнами и большие полуциркулярные арки с круглыми медальонами в фасаде галереи Генриха II. Дворцовый ансамбль достраивался и расширялся вплоть до XIX века, но его экстерьер никогда не отличался особенными художественными достоинствами. В противоположность, интерьеры и внутреннее убранство занимали важное значение в истории французских дворцовых интерьеров XVI века. Среди них особенно выделялись Галерея Франциска I и Галерея Генриха II. Первую создали итальянцы Россо и Приматиччо; вторую — Приматиччо и Делорма. Используя в Галерее Франциска I приёмы итальянского декоративного искусства, Россо Фьорентино и Приматиччо, однако, создали своеобразный вариант стиля на французской почве: главную роль играли стукковые рельефы, стенная живопись, деревянные панели и богатые кессоны потолка. Широкое применение получили гротески, ставшие в Италии популярной декоративной формой под влиянием Рафаэля. Роль ватиканских лоджий в Фонтенбло сыграла 150-метровая Галерея Улисса, расписанная сценами из Одиссеи с введением гротесков. Знаменитая галерея была уничтожена в 1738 году. Искусство Рафаэля и его ученика Джулио Романо стало основным источником вдохновения для «школы Фонтенбло», возглавляемой Россо и Приматиччо. Акцент на украшение интерьера в Фонтенбло был следствием того, что во Франции не сложилась традиция декорирования внутреннего пространства (предметы внутреннего убранства путешествовали в дорожных сундуках вместе с королём и его свитой), однако Франциск I желал создать настоящую резиденцию и достойно украсить её интерьер.

Вслед за окончанием застройки Овального двора Фонтебло в 1532 году началось возведение небольшого королевского дворца в Вилле-Коттре, в котором французская архитектура сделала ещё один шаг в сторону сближения с классическими формами. В тот же период в ряде провинциальных памятников появился прогресс в освоении ордерной архитектуры. Толчком к этому послужили выход во Франции в 1542 году первого перевода Ветрувия и приезд в страну в 1541 году Себастьяна Серлио.

Валансе (около 1540 года)

Вслед за Франциском I, не жалевшим средств на перестройку дворцов, стали перестраивать свои замки и представители аристократии. Характерной архитектурой в духе раннего французского Возрождения обладал Сен-Жерменский замок, построенный Пьером Шамбижем и его преемниками (1539—1549). Многочисленные замки, возведённые и перестроенные в прилегающих к Луаре районах и ряде других местностей Франции, были стилистически сходны с королевскими дворцами. Причина этого была в том, что в строительстве в основном участвовали королевские зодчие. К числу характерных сооружений такого типа относят грандиозный Валансе (около 1540 года), пышный Шантильи (окончен в 1530 году) и Фонтен-Анри с фантастически высокими крышами.

Новые веяния постепенно охватывали все классы французского общества. Формы итальянского Возрождения распространялись в богатых провинциальных городах. Характерным примером городского жилого дома эпохи был отель д’Эковилль в Кане (1535—1538), украшенный исключительно тонкими орнаментами сплошь ренессансного происхождения. Предположительно, при участии итальянцев был декорирован фасад галереи отеля Бургтерульд в Руане, с переработанным на французский лад популярным в Северной Италии мотивом канделябров. В более монументальной и рафинированной форме этот мотив был использован в декоре отеля Бернюи в Тулузе (около 1530 года).

Середина и 2-я пол. XVI века

С середины XVI века архитектура Возрождения получает всё большее распространение в жилой застройке. Два скромных варианта ренессансных городских домов сохранились в Орлеане: так называемый дом Раковины и дом Жана д’Алибера. В декоративной обработке зданий главным мотивом выступал ордер пилястр, а скульптурный орнамент имел барочный характер. В сферу влияния Ренессанса постепенно втягивалось и городское фахверковое строительство. Деревянный каркас с прямоугольной сеткой стал естественным конструктивным элементом для размещения резьбы, имитировавшей пилястры и декоративные пояса ренессансных каменных зданий стиля Франциска I. Характерным примером выступал дворовый фасад отеля Де-ла-Муссэ в Ренне. Подобия ордеров распространились в фасадах небогатых фахверковых домов в бретонском городке Сен-Бриё. Утончённая переработка готического деревянного дома в ренессансном стиле проявилась в фасадах так называемого дома Дианы де Пуатье (отеля Кабю) в Орлеане.

Новая волна французского Возрождения середины XVI века была связана с появлением плеяды талантливых архитекторов: Филибера Делорма, Жана Бюллана, Пьера Леско и Жака Андруэ Дюсерсо.

Филибер Делорм, сын строителя, приступил к деятельности хорошо подготовленным и имел широкое для того времени образование, выступив позже теоретиком архитектуры с трактатами «Архитектура» и «Новые изобретения, чтобы строить хорошо и дёшево». 1533—1536 года Делорм провёл в Италии, где хорошо ознакомился с античностью и итальянским Возрождением. В 1540-х годах зодчий построил замок Сен-Мор и по заказу короля замок Ане. В 1548 году назначен королевским архитектором. В 1550-х годах спроектировал Галерею Генриха II в Фонтенбло и гробницу Франциска I в Сен-Дени. В 1563 году начал реконструкцию дворца Тюильри. Из архитектурного наследия Делорма до нашего времени сохранилась только часть замка Ане. Часть замка Сен-Мор, построенная архитектором около 1544 года для кардинала Дю Беллэ, была наиболее итальянизированным сооружением во Франции накануне перелома в стилистическом развитии архитектуры, переходившей от стиля Франциска I к стилю Генриха II.

Шатле в Шантильи

Несколько в тени, по сравнению с Делормом, находилась фигура Жана Бюллана. Его труд о пяти ордерах колонн по Ветрувию был значительно скромнее, как и его постройки: Шатле в Шантильи, полуразрушенная сегодня галерея-виадук в Фер-ан-Тарденуа и порталы в замке Экуан. Стремившийся приблизиться в творчестве к монументальности Древнего Рима, Бюллан стоял особняком и от современников-архитекторов и в целом от всех архитекторов Франции XVI и первой половины XVII века. Зодчий заимствовал из античности ордер, пытался возродить римский портик, воспроизвести мощные формы римских акведуков и мемориальные колонны, вдохнуть новую жизнь в схему триумфальной арки, изменив её почти до неузнаваемости и использовав для лоджии. Показательными в этом отношении были один из порталов и лоджия в замке Монморанси в Экуане. Творчество Бюллана характеризовалось эффектным, но рискованным сопоставлением форм и масштаба, отражавшим незрелость французской архитектуры того времени, выраженную в наивных попытках сочетания классики и национальных традиций. Такой подход выражался в диссонирующем соединении римского ордера и классической арки с французскими окнами, крышами, люкарнами, арками приземистой формы и так далее.

Неоднозначной считается фигура Пьера Леско, создателя первоначального здания Лувра. Будучи блестящим придворным, он получил основательное общее и специальное образование, однако некоторые исследователи считали, что подлинным автором приписываемых ему произведений был его друг, скульптор Жан Гужон. В середине XVI века началось возведение королевского Луврского дворца, первоначально небольшого здания, впоследствии соединённого с находившимся к западу от него Тюильрийским дворцом и разросшегося в огромный ансамбль. Пьер Леско проектировал дворец вместе с Гужоном. Ранний Лувр стал одним из наиболее выдающихся произведений зрелого французского Возрождения. Главное внимание зодчего было обращено на экстерьер здания: ордерный декор фасада был приведён в соответствие с его объёмным строем, этажностью, распределением наружных проёмов. Первый и второй парадные этажи украшали изысканные нарядные ордера: коринфский и композитный; аттиковый этаж — вариация коринфского ордера с укороченными пилястрами, упрощёнными капителями и антаблементом. Хотя многие черты Луврского дворца были заимствованы из итальянской архитектуры, в целом оно стало произведением французского Возрождения, с ярко выраженным национальным своеобразием — изящным, не строгим обликом фасада и устремлённой вверх композицией. Помимо работ в Лувре, Леско и Гужон создали Фонтан невинных и отель Карнавале, впоследствии перестроенный Франсуа Мансаром.

Собор Сан-Мишель в Дижоне

Жак Андруэ Дюсерсо старший стал известен не столько благодаря архитектурной деятельности, сколько публикациями на тему архитектуры — сериями гравюр всевозможных архитектурных деталей, орнаментов, целых сооружений. Он воспроизводил итальянские и французские образцы, заимствовал образцы из чужих увражей, частично их перерабатывая, но большую часть составляли его собственные произведения. Главная работа Дюсерсо — «Наиболее прекрасные постройки Франции» (1576—1579). Деятельность Дюсерсо оказала огромное влияние на французскую архитектуру.

Ряд заметных памятников жилой архитектуры был создан в Тулузе провинциальным зодчим Николя Башелье. Его отцом был выходец из Италии, ученик Брунеллеско; сам он тоже работал в Италии под руководством Микеланджело. В Тулузе Башелье приписывают едва ли не все значительные сооружения эпохи Ренессанса. Одним из наиболее ярких его произведений был отель тулузского купца Ассеза. Фасады здания были обработаны тремя ярусами ложных ордерных аркад, при этом в третьем этаже применён так называемый «мотив Палладио». Не смотря на итальянизм фасадов, на них лежал налёт своеобразного французского стиля того периода (противоречие между формой окон и арок, разнородность частей, соединение ренессансных, готических и раннебарочных форм, сочетание камня и кирпича).

Среди немногочисленных церковных сооружений XVI века к переходному стилю относят церковь Сент-Эсташ в Париже (1532 — сер. XVII). План и конструкции в соборе были готическими, а весь декор построен на мотивах Возрождения. Другой, более поздний вариант совмещения церковной готики и Возрождения представляли собой башни собора Сан-Мишель в Дижоне (нижний этаж был выстроен в стиле Франциска I в 1537 году).

Рубеж XVI — XVII века

На рубеже XVI — XVII века в целом закончилась история архитектуры Французского Возрождения, хотя в 1600-е годы ещё создавались своеобразные архитектурные памятники: фасад здания Ратуши в Ла-Рошели (1607), планировка новой Королевской площади (сегодня — площадь Вогезов). Тем не менее, французская архитектура уже в совершенстве овладела приёмами итальянского Возрождения и раннего барокко и вступила на самостоятельный путь развития.

В XVII веке архитектура страны развивалась по собственной траектории, перерабатывая архитектурные формы Возрождения, идя к созданию местного синтеза классики и национальных традиций. Этот синтез получил развитие в архитектуре французского классицизма, занявшего значительное место в европейской архитектуре XVII — XVIII века.

Французские стили в духе эпохи Возрождения

  • Стиль шато (Châteauesque) — здания украшались сложными башнями, шпилями, крутой крышей. Находился под влиянием готической архитектуры и итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
  • Стиль Наполеон III.
  • Стиль Вторая Империя (архитектура) — архитектурный стиль, который родился во Франции в рамках Второй империи, времен правления Наполеона III.

Другие французские стили в духе Возрождения

  • Стиль ампир (неоклассика)