Кузнецов, Николай Дмитриевич (художник)




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




16.04.2021


15.04.2021


14.04.2021


14.04.2021


13.04.2021


11.04.2021


08.04.2021





Яндекс.Метрика

Кузнецов, Николай Дмитриевич (художник)

20.03.2021


Кузнецов Николай Дмитриевич (2 [14] декабря 1850, имение Степановка, Одесский уезд, Херсонская губерния, Российская империя — 2 марта 1929, Сараево, Королевство сербов, хорватов и словенцев) — русский портретный и жанровый живописец, действительный член, академик, профессор Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, один из основателей Товарищества южнорусских художников.

Отец знаменитой оперной певицы Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа (1880—1966).

Биография

«Мировой судья», (1887), холст, масло — Музей изобразительных искусств университета Балл Стэйт, Манси, штат Индиана, США.

Кузнецов, Николай Дмитриевич — живописец бытовых сцен и портретист, сын крупного землевладельца Херсонской губернии.

Родился 2 декабря 1850 года в имении Степановка Херсонской губернии Одесского уезда (ныне Одесская область) в семье херсонского помещика, штаб-ротмистра Дмитрия Михайловича Кузнецова.

Семейство Кузнецовых крепко обосновалось в Одесском уезде. Братья Дмитрия Михайловича — подпоручик Лев Михайлович, штаб-ротмистр Константин Михайлович, поручик Николай Михайлович были военными и землевладельцами Одесского уезда. Самому же Дмитрию Михайловичу в этом уезде принадлежали деревни: Новомариновка, Константиновка, Дмитровка, Степановка, Марьяновка, Пшоняное. http://odessaart.org.ua/biography/

Образование Николай получал в Одесской гимназии. Учение тяготило его. Склонности к наукам он не проявлял и в 7-м классе оставляет гимназию. В деревне он ведет вольную жизнь беззаботного барчука, а охота является его любимым занятием.

Его мать, Клавдия Гавриловна Кузнецова (урожд. Леонтович), обнаруживает у сына склонности к рисованию и отвозит его в Одессу, к другу семьи художнику Ф.Д. Мальману, одному из лучших преподавателей Одесской рисовальной школы.

Мальчик проявил при этом завидные способности, но изобразительным искусством тогда не увлекался.

Когда Николаю исполнилось 26 лет, он будучи из семьи военного, обладая незаурядными физическими способностями, решает ехать в Петербург и поступать в гвардейский уланский полк. Командир гвардейских улан, барон Эссен, был болен. Н.Д. не попал к нему на прием.

Под влиянием увлечения передвижными художественными выставками, стал упражняться в живописи и скоро поступил в ученики Императорской Академии художеств, от которой получил три серебряных медали.

В 1879 году по настоянию И.Н.Крамского и И.И. Шишкина он оставляет Академию и возвращается в Степановку , где вместе с А.П. Размарицыным, продолжает заниматься живописью.

В имение Кузнецовых на полевые работы с Волынской губернии приехали «заробитчане» . Среди работниц приглянулась Николаю девушка. Чувство переросло в любовь. Мать Николая браку воспротивилась и работников уволила. Николай проявив настойчивость и мужество, вернул работников и Ганну, так звали девушку и будущую жену .

Официально Н.Д. венчался А.Г. Проценко, дочерью отставного прапорщика, в Единоверческой Успенской церкви г.Одессы 5 февраля 1888 года их брак был оформлен когда у них было уже двое детей. Одним из свидетелей был Кирияк Костанди.

В 1887 стал одним из учредителей Товарищества южно-русских художников (ТЮРХ) и постоянным участником его выставок; участвовал в международных выставках и выставках русского искусства за рубежом. В этом же году вместе со своим младшим братом Д. Д. Кузнецовым и К.К. Костанди совершают поездку по Европе.

В 1889 году произошло событие, которое, как многие считают, стало переломным для Николая Дмитриевича. Демонстрируя свою силу перед братом и знакомыми он держа на плечах двух человек, поднял лежащую на земле тридцати двух пудовую бабу. В результате растянул связки. Многие годы после этого ему приходилось передвигаться на костылях. Работать приходилось сидя.

В 1880 побывал в Германии и Франции, где познакомился с И.П. Похитоновым. В этом же году, у него родилась первая дочь Маруся.

Начал выставлять свои произведения с 1881 году на выставках товарищества передвижных художественных выставок.

В 1900 г открыта Картинная галерея. В ее собрании были картины И. Репина, В. Серова, И. Крамского, В. Васнецова, И. Похитонова, картины французских художников салона Марсового поля, художников Ж. Александера, Л. Деламо, Ш. Котте, Г. Латуша, Ф. Таулова и др. Эта галерея сыграла значительную роль в определении творческих взглядов одесских живописцев.

В 1891 году у него родилась вторая дочь Людмила.

1893 г он переезжает для работы в Одессу.

В 1897 году был назначен профессором — руководителем мастерской батальной живописи, но занимал эту должность только два года.

Часто ездил за границу, знакомясь с современными иностранными художниками и приобретая их произведения, из которых составилась у него галерея, одна из лучших на юге России. Революцию Николай Кузнецов не принял, места для себя в постреволюционной России он не видел и в 1920 году эмигрировал. Поселился художник в Югославии, где осела тогда значительная часть российских эмигрантов.

Жил в городах Вжеш, Бела-Церква, Риека и Сараево. Писал в основном заказные портреты. Участвовал в Выставке русской живописи и скульптуры в Бруклинском музее (1923) и Выставке Объединения русских художников в Королевстве СХС (1928).

В феврале 1929 года художник Николай Кузнецов умер. Похоронен в Сараево.

Из картин Кузнецова более других обращали на себя внимание: «Объезд владений», «Малороссиянка, отдыхающая на траве» (или «В праздник»), «Охота с борзыми», «После обеда», «Ключница», «Стадо свиней» (все шесть в Третьяковской галерее, в Москве), «Прогулка в деревне», «Старый помещик», «Стадо волов», «Мировой посредник», «Натаскивание собак», «Спящая девочка» (приобретена императором Александром III) и портреты: естествоиспытателя А. О. Ковалевского (в Государственном Русском музее), И. Е. Репина, В. М. Васнецова, графа М. М. Толстого, П. И. Чайковского (в Третьяковской галерее, в Москве), госпожи Терещенко, певца Шаляпина и другие.

Обладая незаурядными физическими данными, Кузнецов послужил прототипом изображённого на картине Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых» палача, а также старшего сына Тараса Бульбы — Остапа (казак с перебинтованной головой) на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Награды

  • Кавалер ордена Почётного легиона (1900).

Галерея работ

  • «Объезд владений», (1879), холст, масло — Государственная Третьяковская галерея

  • «В праздник (Малороссиянка, отдыхающая на траве)», (1879—1881), холст, масло Государственная Третьяковская галерея

  • «В отпуску», (1882), холст, масло — Государственный Русский музей

  • «Спящая девочка», (1893), холст, масло — Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

  • Портрет художника Ивана Павловича Похитонова, (1882), холст, масло — Государственная Третьяковская галерея

  • Портрет художника Ефима Ефимовича Волкова, (1885), холст, масло — Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского

  • Портрет Лели Рукавишниковой, (1887), холст, масло — Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

  • Портрет художника Н. Л. Скадовского, (1891), холст, масло — Херсонский художественный музей имени А. А. Шовкуненко

  • Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова, (1891), холст, масло — Государственная Третьяковская галерея

  • Портрет Петра Ильича Чайковского, (1893), холст, масло — Государственная Третьяковская галерея

  • Портрет художника Геннадия Александровича Ладыженского, (1894), холст, масло — Кологривский краеведческий музей имени Г. А. Ладыженского

  • Портрет художника Альберта Николаевича Бенуа, (1897), холст, масло — Днепропетровский художественный музей

  • Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова, (1897), холст, масло — Государственная Третьяковская галерея

  • Портрет уездного предводителя дворянства М. А. Кефала, (1897), холст, масло — Луганский областной художественный музей

  • Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина, (1902), холст, масло — Одесский художественный музей

  • Портрет генерал-лейтенанта Андрея Александровича Нилуса, (1917), холст, масло — Одесский художественный музей