Дежа вю (фильм, 1989)




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




16.04.2021


15.04.2021


14.04.2021


14.04.2021


13.04.2021


11.04.2021


08.04.2021





Яндекс.Метрика

Дежа вю (фильм, 1989)

18.03.2021


«Дежа вю» — советско-польский художественный фильм 1989 года режиссёра Юлиуша Махульского, гангстерская авантюрная комедия-фарс, действие которой происходит в Одессе.

Сюжет

1925 год. В США — «сухой закон». Мафия чикагских бутлегеров разыскивает некоего Мика Нича — Микиту Ничипорука, который оказался стукачом. Выясняется, что он сбежал в советскую Одессу, где организовал «великий самогонный путь» по доставке самогона по побережью Северного Ледовитого океана из молодой страны Советов в Америку.

Для ликвидации предателя нанимается самый знаменитый нью-йоркский киллер — американский гангстер польского происхождения Джон Поллак по прозвищу «Профессор». Под видом профессора-энтомолога, следующего на Суматру ловить бабочек, Поллак прибывает в Одессу под легендой «навестить могилу отца», чтобы выполнить контракт на ликвидацию предателя.

В поисках своей жертвы Поллак попадает в самые невероятные ситуации, связанные со спецификой жизни советской Одессы в эпоху начала построения социализма и Новой экономической политики. Сначала, поскольку он оказывается первым пассажиром рейса «Русфлота» Нью-Йорк — Константинополь — Одесса: ему устраивают шумную и торжественную встречу в порту, навязывают культурную программу пребывания в СССР и приставляют гида — комсомолку Аглаю Глушко. К тому же его осаждают пионеры и журналисты. Всё это время Джон безуспешно пытается освободиться от совершенно не нужного ему сопровождения. Далее, в гостинице Поллаку вначале повреждают ручку от тележки кофра, которая на самом деле была стволом разобранной и спрятанной в багаже винтовки. Потом его поселяют в номере, который оказывается трёхместным, и Поллак вынужден делить его с харьковским кооператором Петром Мусийовичем Кривонощенко, а позже — ещё и с кооператорами евреем Абрамом Семеновичем из Владивостока и узбеком Ахмедом из Ташкента.

Обменивая нелегально доллары в булочной, Джон узнаёт в одном из её работников Микиту Ничипорука и передаёт ему посылку с дохлой рыбой. Ничипорук понимает, что на языке чикагской мафии это означает смертный приговор. Подручный Ничипорука Японец, не веря, что в Одессу действительно приехал мафиози, всё-таки советует Миките скрыться в Куяльнике, и пытается расправиться с американским киллером.

В попытке оторваться от гида Аглаи и в поисках оружия, Поллак натыкается на группу армян, которые принимают его за своего родственника-эмигранта, так как фамилия этой многочисленной армянской семьи — Полакян. Они обещают Джону достать оружие. Армяне спаивают его и приводят на кладбище, где похоронены члены семьи Полакян, в том числе женщина, чью могилу показывают Поллаку, говоря, что это могила его матери, и могилу недавно убитого мужчины, сообщая, что этот убитый — его брат, за смерть которого он должен отомстить.

Джон просыпается утром в поезде среди всё той же многочисленной армянской семьи. Те сообщают ему, что едут в Ереван, так как там скрывается убийца его «брата». Поллак на ходу прыгает из поезда. Ударившись головой и получив ретроградную амнезию, он забывает о своей первоначальной цели и теперь живёт согласно своей легенде — просто как профессор. Ничипорук, снова встретившись с киллером, пытается его убить. В результате Поллак переживает несколько покушений на себя и цепь потерь и возвращений памяти, периодически испытывая дежавю.

После очередной неудачной попытки убийства «Профессора» Японец встречает Поллака в нелегальном казино, расположенном в подвале той же булочной, связывает его и пытает. Освободившись, Поллак всё-таки выходит на след Ничипорука.

Однако, выследив свою жертву, Джон невольно помогает сотрудникам милиции, которые ведут активную борьбу с самогоноварением, арестовать самогонщика. В отделении Поллак узнаёт, что все, кто постоянно попадались ему на глаза, — кооператор Кривонощенко, работник кладбища, влюблённая пара Жорж и Дита — работники милиции, которые следили за ним по «ложному обвинению». Однако Джон заявляет, что обвинение — не ложное, и требует посадить его в одну тюрьму с Ничипоруком, так как в Америке его ждёт смертный приговор за невыполнение оплаченного контракта на убийство. В милиции ему не верят и насильно сажают на пароход, следующий до Суматры. Поллак, после нескольких неудачных попыток сбежать с судна, всё-таки остаётся в Одессе, но попадает в психиатрическую лечебницу с диагнозом паранойя.

Фильм заканчивается прибытием в Одессу другого киллера, который должен расправиться с самим Поллаком за невыполнение контракта. Однако новый убийца тоже оказался юбилейным — тысячным — пассажиром рейса «Русфлота» Нью-Йорк — Константинополь — Одесса. Его также встречает Глушко из «Русфлота» с группой (в составе её группы присутствует пионер-активист, портье Костя из гостиницы и сержант Васин, игравший кладбищенского сторожа) и лейтенант Афродита Переплетчикова в образе цыганки. Удивлённого посланника мафии задаривают, подхватывают на руки и вместе с багажом запихивают в автомобиль. Становится ясно, что до Джона Поллака он не доберётся.

Съёмочная группа

В ролях

  • Ежи Штур — киллер Джон Поллак по прозвищу «Профессор»
  • Владимир Головин — Мик Нич (Микита Ничипорук), американский гангстер одесского происхождения
  • Николай Караченцов — «Японец», одесский подручный Мика Нича
  • Галина Петрова — Аглая Ивановна Глушко, комсомолка, гид «Профессора»
  • Олег Шкловский — старший лейтенант одесской милиции Жорж Переплётчиков
  • Лиза Махульская — лейтенант одесской милиции Афродита Переплётчикова, его жена
  • Виктор Степанов — начальник УГРО Петро Мусиевич Кривонощенко, якобы харьковский кооператор
  • Василий Мищенко — Костя, сотрудник гостиницы
  • Всеволод Сафонов — профессор Бабочкин
  • Анатолий Котенёв — Владимир Маяковский
  • Владимир Белоусов — человек из свиты Маяковского
  • Татьяна Степанова — Лиля Брик
  • Игорь Тильтиков — Осип Брик
  • Марек Вудковский — кинорежиссёр
  • Виталий Шаповалов — швейцар гостиницы (озвучивает Юрий Саранцев)
  • Виктор Павловский — сержант одесской милиции Васин, якобы кладбищенский сторож
  • Юрий Орлов — официант
  • Алексей Верников — пионер
  • Мурад Джанибекян — Арам Полакян
  • Войцех Высоцкий — Франко де Ниро, второй киллер
  • Ян Махульский — Дон Биг Джим Чимино
  • Валерий Барда-Скляренко — администратор гостиницы
  • Владимир Миняйло — корреспондент газеты
  • Эрнест Штейнберг — доктор
  • Семён Крупник — профессор психиатрии
  • Гжегож Хероминьский — немецкий тренер, похожий на Гитлера
  • Цезары Пазура — немецкий велосипедист
  • Войцех Маляйкат (в титрах указан как В. Малайко) — немецкий велосипедист
  • Джафар Гафурбеков — Ахмед, кооператор из Ташкента
  • Армен Хостикян — дядя Ашот
  • Людмила Поргина — сотрудница гостиницы
  • Валентин Козачков — Абрам Семёнович Шлём
  • Никита Высоцкий — джазмен
  • Геннадий Венгеров — санитар Петрович
  • Вадим Александров — бомбардир с Молдаванки
  • Василий Кортуков — кларнетист
  • Сергей Гавришкив
  • Фауст Миндлин — фотограф газеты
  • Здзислав Амброжек — Пачино
  • Зыгмунт Хобот
  • Рышард Котыс — Коппола, гангстер из Чикаго
  • Сергей Зинченко — солдат
  • Евгений Борисов — мафиози
  • Олег Федулов — актёр, игравший роль поручика
  • Стивен Аштон — американский турист
  • Юрий Лопарёв — посетитель подпольного ресторана
  • Франческа Переплётчикова — сотрудница гостиницы

Композитор и звуковая дорожка

Основная музыкальная тема кинофильма, песенка «Deja vu» (стилизованная под американскую музыку 1920-х годов, женский вокал), написана композитором фильма Кшесимиром Дембским (польск. Krzesimir Dębski) на слова Яцека Бромского (польск. Jacek Bromski). Исполняет Майка Ежовска (польск. Majka Jeżowska).

Съёмки

В «Дежа вю» Поллак невольно участвует в съёмке фильма «Броненосец „Потёмкин“»: в одной из сцен гангстер Поллак гонится за Ничипоруком по Одессе, и они попадают на Потёмкинскую лестницу, где именно в этот момент режиссёр Сергей Эйзенштейн снимает знаменитую сцену расстрела демонстрации на Потёмкинской лестнице.

В роли судна «Феодосия» снято учебное судно «Экватор», стоявшее на стоянке Одесского яхт-клуба Черноморского морского пароходства.

Издания

На лицензионном DVD фильм выпустила фирма «CP Digital».

Факты

  • Мафиози, появляющиеся в сценах в Чикаго, носят фамилии видных деятелей Голливуда итальянского происхождения — де Ниро, Чимино, Скорсезе, Пачино, Коппола, де Пальма, Сталлоне и т. д.
  • Согласно сюжету фильма, киллер из США, посланный убить Поллака, прибывает в Одессу на теплоходе «Феодосия» (на одном из кадров виден трап корабля с таким названием). Действие эпизода происходит через 18 месяцев после основного сюжета. Таким образом, киллер оказался не только тысячным пассажиром маршрута, но и одним из первых пассажиров «Феодосии» (его изображает корабль «Абхазия», который был спущен на воду 29 ноября 1927 года)..
  • «Русфлот» — реально существовавшая в 1925 году государственная организация, владевшая государственной монополией по продаже эмигрантских проездных билетов, по соглашению с которым морское агентство, которое подчинялось государственному Черноморско-Азовскому пароходству (сокращённо ГОСЧАП), занималось морскими перевозками и конкурировало с частновладельческими судами и иностранными компаниями.
  • В фильме использован фрагмент оперы Джакомо Пуччини «Тоска». В финальной сцене оперы персонаж Каварадосси ожидает, что казнь будет ложной и готовится притвориться убитым, но заряды оказываются настоящими. В фильме киллер стреляет в оперного актёра одновременно с солдатами, и тот, ко всеобщему неведенью, падает убитым по-настоящему. Зрители внимательно наблюдают за сценой, Тоска продолжает свою партию: «Ну же! Умри!.. Ах! Какой актёр!.. О, Марио, не двигайся!..» Роль Тоски исполняет солистка Джоанна Кортес (Joanna Cortés). Играет Симфонический оркестр Лодзинской филармонии имени Артура Рубинштейна, аранжировка Здзислава Шостака (Zdzisław Szostak).
  • Эпизод, где при случайном обстреле булочной Ничипорук выбивает чердачное окно пулемётом, представляет собой аллюзию на культовый фильм «Чапаев».