Дьенеш, Валерия




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




19.04.2021


16.04.2021


15.04.2021


14.04.2021


14.04.2021


13.04.2021


11.04.2021





Яндекс.Метрика

Дьенеш, Валерия

01.03.2021


Валерия Дьенеш (венг. Dienes Valéria, урожд. Валерия Гайгер (Geiger); 25 мая 1879, Сексард — 8 июня 1978, Будапешт) — родоначальница свободного танца и танца модерн в Венгрии. Изучала математику, философию и эстетику в Будапештском университете, занималась психологией в Сорбонне, где её профессорами были Анри Бергсон и Пьер Жане; получила степень доктора философии. Опубликовала две книги по психологии, став, тем самым, у истоков этой науки в Венгрии. Переводила труды Бергсона.

Особое влияние на неё оказал танец Айседоры Дункан, чьи первые сольные концерты состоялись в Будапеште в начале XX века, и гимнастика брата Дункан Раймонда. Дьенеш, с её психолого-эстетическим образованием, поняла неисчерпаемые возможности свободного танца для развития человека. За долгие годы работы в этой области — с 1912 по 1944 — ей удалось создать своё собственное направление, названное ею орхестикой (Orkesztika), где нашлось место не только танцу, но и поэзии, истории, религии, хоровому движению, импровизации, наконец, её собственному методу преподавания. В 1915-1944 годах (за исключением эмиграции в 1919-1923) возглавляла Школу орхестики.

Валерия Дьенеш работала как танцовщица и хореограф, создавала танцы на музыку (Барток, Бетховен и др.) и поэзию (Михай Бабич, Рабиндранат Тагор и др.). В апреле 1917 года она поставила самый первый спектакль «венгерского свободного танца». Затем последовали «Принцесса, которая никогда не смеялась» (1919, на музыку Ги Коза), танец о послевоенной жажде мира «Ожидание рассвета» (1925, на средневековую греческую музыку), «Три портрета поэтов» (1930), танцы на библейские мотивы, исторические драмы — «Святой Эмерик» (1930), «Дама роз» (1932), «Судьба ребёнка» (1935) и другие.

Работу «матери-основательницы» венгерского свободного танца продолжили ученики — Шара Берчик, Ева Ковач, Гедеон Дьенеш, Агнеш Соллоши, Юдит Карман и другие. Несмотря на то, что в коммунистической Венгрии студии свободного танца были закрыты, благодаря усилиям второго и третьего поколения танцоров — традицию удалось сохранить. В 1990-е годы восстановление венгерской пластической школы стало задачей группы из Будапешта «1 More Movement Theatre» и Фонда Орхестики, созданного для сбережения культурного наследия Валерии Дьенеш.

Сын — Золтан Пал Дьенеш (1916—2014), венгерский математик, психолог и педагог.