Газетная марка




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




06.05.2021


05.05.2021


01.05.2021


30.04.2021


29.04.2021


28.04.2021


28.04.2021





Яндекс.Метрика

Газетная марка

09.02.2021


Газетные марки — специальные почтовые марки, выпускавшиеся рядом стран для оплаты пересылки газет. Наклеивались на отдельные экземпляры или на упакованные пачки газет, пересылаемые почтой. Гасились обычными календарными почтовыми штемпелями, а также типографским газетным набором (наклеивались на чистые листы бумаги, на которые затем печатались газеты).

Газетная марка США, 5 центов (1865—1875)

Причины появления

Появление газетных марок было обусловлено недовольством газетных издателей. Дело в том, что почта рассматривала доставку газеты как обычное почтовое отправление и требовала не только наклейки на каждую газету бандерольной бумаги, но и оплату доставки маркой. Этот порядок обходился издателям настолько дорого, что они в ряде случаев предпочитали иметь при издательствах собственных разносчиков газет. Выход был найден в 1851 году, когда в Австрии были выпущены первые специальные марки, получившие название газетных. фискальные марки сборов с газет появились в Бельгии ещё раньше — в 1848 году. Они соответствовали более дешёвому тарифу и продавались только издателям.

История и распространение

Первая такая серия, созданная по эскизу Иозефа Аксманна, состояла из трёх марок синего, жёлтого и розового цветов без обозначения номиналов с изображением головы Меркурия — покровителя торговли. Отсутствие номинала имело преимущество в том, что марки можно было использовать также в Ломбардии и Венеции, где была иная валюта.

Голубым «Меркурием» оплачивался почтовый сбор за пересылку одной газеты, жёлтым — десяти газет и розовым — пятидесяти. Марки мелких номиналов наклеивались прямо на газеты, а крупных — на тюки и гасились обычными почтовыми штемпелями. Довольно быстро выяснилось, что на практике используется почти только один голубой, так как подписчику обычно высылалась лишь одна газета. Почтовая администрация Австрии была вынуждена в связи с этим уже в 1852 году изменить назначение розового «Меркурия» и начала распространять её по номиналу голубого. Через некоторое время подобная же участь постигла и жёлтого «Меркурия». В 1856 году обе эти марки были изъяты из обращения и выпущена новая марка — коричнево-красного цвета — красный «Меркурий». Она имела хождение до 31 декабря 1858 года, после изъятия её из обращения все остатки были сожжены.

В настоящее время газетные марки являются редкостью. Это объясняется тем, что обычно либо адресат, либо почта вскрывая обёртку, в которую была запакована газета, уничтожали её вместе с погашенными марками. Отдельные газеты с наклеенными марками также по прочтении выбрасывались. Существует много подделок этих марок. Марки первых австрийских выпусков с Меркурием были отпечатаны в следующих количествах:

Рассказ о редком квартблоке чистых марок «Розовый Меркурий» лёг в основу одноимённой книги чехословацкого писателя Франтишека Лангера (1888—1965). Газетные марки в Австрии просуществовали более 100 лет.

В 1865 году в США были выпущены газетные марки огромного размера (51 × 95 мм). Помимо размера, способ гашения этих марок также один из курьёзов в истории филателии. Их штемпелевали кисточкой, которую макали в чернила, при этом сильно страдал рисунок. Изображённые на марках портреты Джорджа Вашингтона, Бенджамина Франклина и Авраама Линкольна едва различимы между чернильными мазками. В 1875 году их изъяли из обращения и заменили марками нормального формата. Газетные марки выпускали США вплоть до 1897 года. Среди них есть марки с очень высоким номиналом, доходящим до 100 долларов.

Газетные марки Чехословакии (1918)

К чрезвычайно интересным и редким относятся газетные марки, выпущенные в 1918 году в Чехословакии частными издателями газет. Они появились благодаря тому, что официальных газетных марок заново организуемой почты Чехословакии ещё не существовало. В создавшейся ситуации почтовая администрация разрешила частные выпуски марок. Как правило, они содержали очень примитивный рисунок и название газеты. Отдельные издатели газет «печатали» их даже на пишущих машинках. Известны, в частности, марки газет «Národní politika» и «Našiĕc». Упоминания о них можно найти только в специальных трудах и каталогах.

Так, например, «Монография чехословацких марок», изданная на чешском языке в 1968 году, приводит перечень из 22 различных марок (наклеек), выпущенных редакциями газет. Частные марки были в обращении очень непродолжительное время, так как в том же 1918 году начали выпускать официальные газетные марки, которые действовали вплоть до оккупации страны в 1939 году. Таким образом, Чехословакия относится к немногим странам, где газетные марки оставались в обращении длительное время.

Газетные марки применялись также в Бельгии, Аргентине, Нидерландах, Сербии, Новой Зеландии и некоторых других странах. В России роль газетных марок играли полоски бандерольной бумаги с напечатанной маркой достоинством в одну копейку. Бандероли применялись также в Австралии и других странах.

Последняя газетная марка вышла в 1954 году в той же Австрии, и на ней также запечатлена голова Меркурия.