Муратов, Александр Михайлович (искусствовед)




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




28.01.2021


27.01.2021


23.01.2021


21.01.2021


20.01.2021


20.01.2021


20.01.2021





Яндекс.Метрика
         » » Муратов, Александр Михайлович (искусствовед)

Муратов, Александр Михайлович (искусствовед)

18.12.2020


Александр Михайлович Муратов (род. 1957) — советский и российский художник и искусствовед, автор исследований по истории и теории изобразительного искусства. Кандидат искусствоведения. Член Союза художников России, Международной ассоциации искусствоведов (АИС), Международного союза педагогов-художников, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (ПАНИ).

Биография

В начале 1970-х годов учился в Детской художественной школе №1 (преподаватели Н.П. Пятахин и Т.П. Чаговец). Окончил ЛХУ имени В. А. Серова (1978; преподаватели Михаил Александрович Никифоров, Леонид Ефремович Бураков, Марк Григорьевич Альтшуллер, Галина Константиновна Щедрина) и Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств (1986, с отличием), дипломная работа "Николай Иванович Дормидонтов.(1898-1962). Основные проблемы творчества", научный руководитель Рощин Анатолий Иванович. Там же учился на факультете повышения квалификации художников-педагогов у Бориса Михайловича Лавренко и др. На протяжении многих лет пользовался советами Владимира Георгиевича Старова.

В 1986—1990 годах — редактор издательства "Художник РСФСР (издательство)" и одновременно член художественного совета и редактор творческого объединения художников и поэтов-сатириков "Боевой карандаш". В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Сергей Константинович Зарянко (1818—1870) — художник, педагог и теоретик искусства» (научный руководитель - Леняшин Владимир Алексеевич) . В 1998—1999 стажировался в Католическом университете (ФРГ, стипендиат научного фонда Круппа фон Болена). В 2004-2017 работал над изданием "Большой российской энциклопедии" как научный консультант, рецензент и редактор редакции архитектуры и изобразительного искусства, автор ряда статей.

Преподавание

В 1990-е - 2010-е годы преподавал теоретические и творческие дисциплины в таких высших учебных заведениях, как Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина (ЛГУ им. А.С. Пушкина), Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Член Государственной аттестационной комиссии (ГАК) Санкт-Петербургского государственного университета и Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК).

Искусствоведение

Как искусствовед публикуется с 1989 г. (статья «Школа Кардовского»// Юный художник, 1989, № 10, с.38-41). Автор свыше 200 публикаций, в том числе книг «Живопись 20-30-х годов» (СПб.: Художник РСФСР, 1991. 200 с., с Манин Виталий Серафимович), «С. К. Зарянко — художник, педагог, теоретик искусства» (СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 260 с., грант предоставил Российский гуманитарный научный фонд), «Художники русского салона 1850—1917» (СПб.: Золотой век, 2004. 586 с.), «Сергей Зарянко» (М.: Белый город, 2004. 48 с.), «Валерий Полотнов» (М.: Белый город , 2006. 48 с.), «Полная энциклопедия живописи» (М.: Астрель, Олимп, 2009. 448 с.; М.: АСТ, 2010. 448 с.), "Алексей Жабский: Свет души" (М.: Галарт, 2016, 247 с., с Леняшин Владимир Алексеевич и Сидоров Валентин Михайлович) и др. Сфера научных интересов — русское искусство XIX—XX вв. в контексте мировой культуры и проблема классической традиции в современном искусстве. Работал хранителем и научным сотрудником в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме и др. Впервые описал коллекцию изобразительного искусства в Музее-квартире А. А. Блока. Старший научный сотрудник в Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, приглашенный исследователь в Институте восточноевропейских исследований (ZIMOS, ФРГ, научный руководитель доктор философии профессор Nikolaus Lobkowicz).

Живопись

Как живописец выставляется с 1988 г. (экспозиция «Современное искусство Ленинграда» в Центральном выставочном зале Манеж (Санкт-Петербург), Является организатором и теоретиком творческого объединения «Основа», впервые ввел и определил понятие «фундаментализм в изобразительном искусстве». Персональные выставки состоялись в 1992 (Выставочный зал Союза художников России на Охте) и 2004 г. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга). Автор пейзажных и жанровых полотен, портретов и натюрмортов, картин на мифологические темы, в которых получили метафорическое, аллегорическое отражение события рубежа 1980-1990-х годов ("Дети Ниобы", 1988; "Ладья Харона", 1990; "Зал ожидания", 1991). Постоянно обращается к изображению "изнанки" большого города - проходных дворов, коммунальных квартир, кочегарок, заброшенных индустриальных и железнодорожных сооружений и т.п.

Научные труды

Книги

Живопись 20-30-х годов. СПб.: Художник РСФСР, 1991 (с соавт.). ISBN 5-7370-0127-X

Сергей Константинович Зарянко - художник, педагог, теоретик искусства. СПб.: "Дмитрий Буланин", 2003. ISBN 5-86007-378-X

Живопись русского салона. СПб.: Золотой век, 2004 (с соавт.). ISBN 5-342-00099-8

Сергей Зарянко. М.: Белый город, 2004. ISBN 5-7793-0829-2

Валерий Полотнов. М.: Белый город, 2006. ISBN 5-7793-1031-9

Полная энциклопедия живописи. М.: Астрель, Олимп. 2009, переиздание 2010. ISBN 978-5-271-23304-3, ISBN 978-5-7390-2336-0

Алексей Жабский. Свет души. М.: ГАЛАРТ, 2016 (с соавт.) ISBN 978-5-269-01185-1

Статьи

  • Германия / В. Н. Стрелецкий (Общие сведения, Население, Хозяйство), Б. А. Страшун (Государственный строй), Э. П. Романова (Природа), А. Ф. Лимонов (геологическое строение и полезные ископаемые), И. О. Гавритухин, Л. А. Голофаст (археология), В. М. Володарский (история до 1648), А. Г. Матвеева (1648–1913), О. В. Вишлёв (с 1914), В. В. Горбачёв (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), Л. И. Писарева (Образование. Учреждения науки и культуры), А. Г. Матвеева (Средства массовой информации), П. П. Гайденко (Философия), А. В. Белобратов (Литература), А. М. Муратов (Архитектура и изобразительное искусство), О. Т. Леонтьева, В. П. Демидов (Музыка), И. В. Холмогорова (Театр), Е. Я. Суриц (Танец), В. В. Виноградов (Кино), В. В. Кошкин (Цирк) // Восьмеричный путь — Германцы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 686—748. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 6). — ISBN 5-85270-335-4.
  • Статьи в Большой российской энциклопедии: Австрия (Архитектура и изобразительное искусство), Азгур З.И., Акварель, Акопян А.Т., Архипенко А. П., Аугсбург, Ахен, Бажбеук-Меликян А. А., Бакалович С. В., Бакшеев В. Н., Баранов-Россине В.Д., Барлах Э., Батальный жанр, Башинджагян Г., Бельские, Бенуа Л. Н., Бенуа Н. Л., Беньков П.П., Берлин, Бернардский Е.Е., Бернштам Л. А., Берхем Н., Богомазов А. А., Боклевский П.М., Боткин М.П., Браз О.Э., Браун Ф.М., Брекер А., Бронников Ф. А., Бруни Л. А., Бруни Ф. А., Брынкуши К., Брюллов А. П., «Бубновый валет», Бурдель Э. А., Бытовой жанр, Бьюик Т., Бялыницкий-Бируля В.К., Валлен-Деламот Ж.-Б., Валлоттон Ф., Вальдгауер О.Ф., Вальдес Леаль, Вальдмюллер Ф., Ванитас, Варнек А. Г., Васильковский С.И., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Ватагин В. А., Ведута, Веласкес, Вельфлин Г., Венецианов А. Г., Венециановцы, Венециановская школа, Вентури А., Вентури Л., Веревкина М. В., Верейский Г. С., Верещагин В. В., Веризм, Верне, Вигеланн А. Г., Виже-Лебрен Э. Л., Вильямс П. В., Винтерхальтер Ф. К., Виппер Б. Р., Витали И.П., Витте Э. де, Вишняков И. Я., Вламинк, Морис де, Врангель Н. Н., Врубель М. А., Габричевский А.Г., Галлен-Каллела А., Ге Н. Н., Герасимов А. М., Герасимов С.В., Германия (архитектура и изобразительное искусство), Гзель Г., Глаголь С.С., Гойя Ф., «Голубая роза», Гончаров А.Д., Грабарь И.Э., Гравюра, Графика, Греко Эмилио, Григорьев Б. Д., Гризайль, Грундиг Х., Грунт, Гун К.Ф., Гуркин Г. И., Дейнека А. А., Домогацкий В. Н., Дормидонтов Н. И., Дубовской Н. Н., Дюссельдорфская школа, Егоров А. Е., Ерменев И. А., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов Б. Е., Ефимов И. С., Живопись, Зандрарт И., Зарянко С. К., Иванов А. А., Иванов А. И., Изобразительные искусства, Казорати Ф., Кало Ф., Коненков С. Т., Мандер, Карел ван, Маре, Ханс фон, Меркуров С. Д., Мифологический жанр, Неоидеализм, Основа, Пастораль, Пейзаж, Перспектива, Петров-Водкин К. С., Пластов А. А. и др.