Мамкин, Александр Петрович




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




21.01.2021


20.01.2021


20.01.2021


20.01.2021


20.01.2021


18.01.2021


16.01.2021





Яндекс.Метрика
         » » Мамкин, Александр Петрович

Мамкин, Александр Петрович

17.12.2020


Александр Петрович Мамкин (28 августа 1916 — 17 апреля 1944) — советский гражданский лётчик, участник Великой Отечественной войны.

Биография

Александр Мамкин родился на хуторе Крестьянский Коротоякского уезда (сейчас территория Репьёвского района) Воронежской губернии (Воронежская область) в крестьянской семье.
С 1931 года трудился в колхозе.
В 1934 году поступил в Орловский финансово-экономический техникум.
В 1936 году по окончании техникума поступил по специальному направлению в Балашовскую лётную школу Гражданского воздушного флота (ГВФ) в составе 9-го набора курсантов.
После окончания с отличием лётной школы был направлен на работу в Таджикское управление ГВФ.
В 1938 году стал кандидатом в члены ВКП(б).

С 1942 года включён в состав 105-го отдельного гвардейского авиационного полка Гражданского воздушного флота (105-ый ОГАП ГВФ), привлечённого к обеспечению операций действующей армии.
За время службы совершил более 70 ночных вылетов в тыл врага в расположение партизанских отрядов на самолете Р-5.

Участие в операции «Звёздочка»

Освобождение партизанами удерживаемых фашистами детей Полоцкого детдома

Поздней осенью 1943 года в один из разведывательных рейдов разведгруппа партизан отряда имени Щорса (партизанская бригада имени Чапаева белорусского Полоцко-Лепельского партизанского соединения) в деревне Бельчица южнее города Полоцк, в которой размещался крупный немецкий оккупационный гарнизон, неожиданно обнаружила большое количество детей.
Разведчики, той же ночью скрытно проникнув в деревню, установили, что это перемещённые фашистами из города воспитанники Полоцкого детского дома №1.

Детский дом №1 в Полоцке был открыт ещё до войны. А когда в конце июня 1941 года развернулись бои на подступах к городу, работники детского дома попытались эвакуировать детей на восток. Однако быстрое продвижение немецких войск, перерезавших все дороги в советский тыл, не позволило этого сделать, и детдом вынужден был вернуться назад в город.
В годы войны детдом постоянно пополнялся детьми расстрелянных подпольщиков и жителей. В итоге общее количество находившихся там советских людей, детей и работавших воспитателей, составило около 200 человек.
Осенью 1943 года, не желая больше кормить детей в городе, фашисты перевезли детский дом в деревню Бельчица на другом берегу Западной Двины недалеко от Полоцка, где они должны были сами добывать себе еду. Дома в той расположенной вблизи лесного массива части деревни, где размещался детский дом, специально фашистами не охранялись, но обеспечивалось общее охранение деревни расквартированным в ней многочисленным гарнизоном.

В деревне партизанские разведчики встретились с воспитателями детдома, которые рассказали, что из-за недостатка продуктов в городе дети голодали, часто болели, были вспышки эпидемии тифа. Им не хватало одежды. Воспитатели слышали, что немцы могут вывезти детей в Германию для «онемечивания» или сделать их донорами для своих раненых солдат. Но после появления многочисленных заболеваний детей, фашисты, обозлённые поражениями на фронтах, могли их просто уничтожить. К тому же многие дети попали в детдом после того, как фашисты расстреляли их родителей за участие в движении Сопротивления.

Было понятно, что жизнь детей, которых партизаны обнаружили случайно, находилась в опасности. Полученная информация была доложена командованиям отряда имени Щорса и партизанской бригады имени Чапаева, а затем поступила в штаб Полоцко-Лепельского партизанского соединения. Командование соединения поручило бригаде имени Чапаева, исходя из имеющихся у неё сил и средств, определиться о возможности освобождения детей и разработать соответствующий план операции.
Командование же бригады поручило отряду имени Щорса провести детальную разведку в прилегающем к деревне районе и в самой Бельчице, которая размещалась на большой территории и состояла из четырех рядом размещённых поселений.

На основании собранных разведданных командованием бригады было принято решение о проведении боевой операции, получившей впоследствии наименование «Звёздочка». Фактически это оказалось 1-ым этапом операции «Звёздочка».
Подготовку и проведение операции «Звёздочка» поручили партизанскому отряду имени Щорса.

Из воспоминаний бывшего заместителя комиссара партизанского отряда имени Щорса Барминского Василия Васильевича, одного из непосредственных разработчиков и участников операции: «Но осуществить намеченный план оказалось не так просто. Во-первых, гарнизон в Бельчицах был сильно укреплён. Во-вторых, в детдоме имелось много малолетних детей, которые не могли самостоятельно по глубокому снегу дойти до леса. Мы понимали, если открыто завязать бой, то дети могут погибнуть. Поэтому решили операцию провести, по возможности, без боя, тайно вывести детей».

Отрядом была проведена детальная в несколько месяцев подготовка к операции. Партизанами поддерживался постоянный контакт с воспитателями детдома, которые согласились содействовать партизанам в освобождении детей. Партизанской разведкой была получена исчерпывающая информация по численности, вооружению, размещению огневых точек и постов немецкого гарнизона в деревне. Партизанский отряд был усилен вооружением, а для транспортировки большого количества детей сформировали санный поезд из около 50 подвод.

В соответствии с планом операции вечером 18 февраля 1944 года под прикрытием темноты отряд имени Щорса, задействовав около 200 бойцов (2/3 численности отряда), совершил трудный зимний более чем 20-километровый марш-бросок из места дислокации к месту нахождения детей в деревне Бельчица под Полоцком.

Недалеко от деревни партизаны, оставив подводы в лесу, заняли опушку напротив поселения и за короткое время превратили окраину леса в укреплённый рубеж. В глубоком снегу были вырыты окопы, сделаны ячейки для пулемётов.
Половина отряда (под командованием командира отряда Алёщенко Б.П. и комиссара отряда Короленко И.А.) заняла оборону на опушке леса по всем законам предполагаемого боя. На этом временном рубеже разместили усиленный пулемётный взвод. Часть партизанских отделений заняли позиции у дорог из деревни, организовав засады. И в любой момент партизаны были готовы вступить в бой, чтобы обеспечить прикрытие для отхода отряда с детьми на случай обнаружения фашистами.
Затем в саму деревню направили группу разведчиков, которая скрытно обошла вражеские посты и проникла в дома, где находился детдом, с задачей вывести детей с воспитателями за околицу в заранее условленное место.
В это время вторая часть отряда (под командованием начальника штаба отряда Крупина И.С. и зам. комиссара отряда Барминского В.В.), одетая в защитные белые маскировочные халаты, выдвинулась вплотную к околице деревни в сторону, где располагался детский дом, чтобы встретить детей.
Как только появились дети, партизаны обеспечили быстрое перемещение всех через открытое заснеженное поле в лес, малолетних и больных детей партизаны перенесли по глубокому снегу на руках.
Вся операция была выполнена партизанами как и планировалось стремительно и без боестолкновения с немецким гарнизоном.
Детей усадили на подводы, и санный обоз ночью же доставил их в освобождённую партизанскую зону, в расположение отряда имени Щорса. Детей разместили по домам жителей деревни Емельяники. Их отогрели, накормили, вымыли в бане, одели (одежду принесли местные жители) и оказали необходимую медицинскую помощь. Позднее для большей безопасности спасенных перевезли в глубокий партизанский тыл освобождённой Полоцко-Лепельской зоны в деревню Славени.

Эвакуация освобождённых партизанами детей фронтовыми лётчиками на Большую землю

Весной 1944 года немецкое командование решило провести карательную операцию «Весенний праздник» (Frühlingsfest) против партизанских отрядов Полоцко-Лепельской партизанской зоны, конечная цель — полное их уничтожение. Для чего стало стягивать вокруг партизанской зоны дополнительные силы, в частности, снятые с фронта части.
Нахождение детей на партизанских территориях стало небезопасным, в любое время могли начаться тяжёлые бои с немецко-фашистскими захватчиками. Детей обязательно необходимо было переправить за линию фронта на Большую землю.

Самолет Р-5 конструкции Поликарпова Н.Н.
Классический двухместный одностоечный полутороплан, разработаный в конце 1920-х годов.
Самолёт обладал исключительными лётными характеристиками, как нельзя лучше подошел в годы войны для снабжения в тылу врага партизан оружием, боеприпасами, медикаментами, а также для вывоза раненых на Большую землю.
Фото 1930-х годов

Штабом партизанского соединения было решено в конце марта - начале апреля 1944 года по договоренности с командованием 1-го Прибалтийского фронта осуществить эвакуацию детей самолетами в советский тыл.
Эта вынужденная эвакуация детей из партизанской зоны на Большую землю стала 2-ым этапом операции «Звёздочка»..

Командующий 1-м Прибалтийским фронтом И. Х. Баграмян, в зоне действия которого находилась эта местность, распорядился силами 3-й воздушной армии вывезти детей.
В ходе многодневного второго этапа операции в советский тыл по воздуху было эвакуировано около 200 человек, детей с большей частью воспитателей и несколько десятков раненых партизан, а партизанам доставлены боеприпасы.

В конце марта — начале апреля 1944 года эту эвакуацию осуществили лётчики 105-го отдельного гвардейского авиаполка ГВФ (этот авиаполк Гражданского воздушного флота был включен в состав действующей армии), базировавшегося тогда у деревни Войлово, расположенной в 30 километрах к северу от города Велиж Смоленской области.

Начало апреля 1944 года.
Редкий кадр военной кинохроники, запечатлевший Александра Мамкина в партизанском отряде в момент погрузки в самолёт Р-5 воспитанников Полоцкого детского дома для отправки на Большую землю

На партизанский аэродром, организованный на покрытом льдом озере Вечелье рядом с деревней Ковалевщина южнее города Ушачи Витебской области, по нескольку раз в сутки стали прилетать за детьми и ранеными партизанами из-за линии фронта лётчики Дмитрий Кузнецов, Николай Жуков на самолетах По-2, Александр Мамкин на более вместительном специально подготовленном для грузовых операций самолете Р-5 и другие лётчики.

Лётчикам пришлось действовать в тяжёлых условиях, когда фашисты стали стягивать к окружённой партизанской зоне фронтовые части, все полёты проходили в ночное время и с пересечением линии фронта, где обычно находится значительное количество средств противовоздушной обороны, и требовали огромного опыта участия в таких спецоперациях, большого мужества и самообладания.

Момент начала 2-го этапа операции «Звёздочка» по эвакуации детей самолётами из Полоцко-Лепельской партизанской зоны на Большую землю был заснят группой московских фронтовых операторов-кинодокументалистов, находившихся тогда у партизан.
А через несколько дней фашисты начали карательную операцию против партизан, сжимая кольцо окружения, прорвать которое партизанскому соединению с большими потерями удалось в ночь на 5 мая 1944 года, тогда небольшая часть киноплёнок была вынесена и затем сохранена в Государственном историческом музее.
На кадрах кинохроники, снятых фронтовым оператором Марией Суховой, запечатлён лётчик гвардии лейтенант Мамкин А. П., усаживающий эвакуируемых детей в самолет Р-5.

Последний вылет

В начале апреля 1944 года фашисты заканчивали сосредотачивать группировку войск для проведения карательной операции «Весенний праздник» против белорусских партизан, и пришлось ускорить запланированную в соответствии со 2-ым этапом операции «Звёздочка» эвакуацию детей.
На 10-е апреля в тылу врага на освобождённой партизанами территории Полоцко-Лепельской зоны ещё оставалось 28 детей.

Александр Мамкин уже выполнил за время 2-го этапа операции с конца марта восемь успешных ночных рейсов, каждый раз управляя максимально загруженным детьми и ранеными партизанами самолётом.
В очередном полёте ночью 11 апреля 1944 года Мамкину предстояло эвакуировать на Большую землю 13 человек — в кабине штурмана 7 детей, в специальном грузовом контейнере под фюзеляжем ещё 3 детей и воспитательницу, а также в подвешенных под нижними консолями крыла торпедообразных контейнерах двух тяжелораненых партизан.

На рассвете, не долетая до линии фронта, самолёт подвергся зенитному огню, а затем над линией фронта был атакован немецким ночным перехватчиком — в этот раз осколки снарядов прошили двигатель, и он загорелся, а лётчик был ранен в голову. Линию фронта лётчик, уже тяжелораненый, пересёк, управляя горящим самолётом.
По инструкции он должен был набрать высоту и выпрыгнуть с парашютом, но, имея живых людей на борту, не сделал этого.
От загоревшегося мотора пламя добралось до кабины пилота — тлела одежда, плавились шлемофон и лётные очки. Но Мамкин продолжал удерживать в повиновении трудно управляемый самолет, пока не нашел подходящую площадку на берегу озера Болныря уже за линией фронта в расположении частей Красной Армии, где самолёт и совершил посадку, выкатившись на лёд озера. К тому времени прогорела даже перегородка, отделяющая кабину пилота от пассажиров, и на некоторых детях начала тлеть одежда.

Прибывшие на место посадки бойцы Красной Армии доставили лётчика в госпиталь, но ожоги и ранение были слишком сильны.
Через шесть дней, 17 апреля 1944 года, Александр Мамкин скончался в госпитале.
Все пассажиры самолета (13 человек) в этом последнем для лётчика рейсе остались живы.

Всего за время многодневного 2-го этапа операции «Звёздочка» Александр Мамкин эвакуировал более 90 человек — детей, воспитателей и раненых партизан.

В статье «Подвиг Александра Мамкина», написанной Людмилой Жуковой, дочерью однополчанина Александра Петровича Мамкина, есть такие строки:

Медики не могли объяснить, как мог управлять полётом и посадкой тяжелораненый человек в пылающей кабине, с вплавившимися в лицо очками-«консервами». Каким чудом выбрался из кабины и шагнул к пассажирской — на обгорелых до косточек ногах?

Александр Петрович Мамкин был похоронен в деревне Маклок недалеко от города Велиж Смоленской области.
В 1970-е годы его прах торжественно перезахоронили на воинское мемориальное кладбище «Лидова гора».

Награды

Мамкин А.П. ушёл на фронт добровольцем.
Успел совершить более 70 сложных ночных полетов в тыл противника к партизанам, доставил более 20 тонн боеприпасов и вывез более 280 раненых.

За проявленные мужество и героизм был награжден:

  • Орденом Отечественной войны I степени (1943),
  • Орденом Красного Знамени (1944),
  • Медалью «Партизану Отечественной войны» I степени (1944).

За беспримерный подвиг был посмертно представлен 105-м ОГАП ГВФ к званию Героя Советского Союза.
По неизвестным причинам ни звания Героя, ни награды за последний подвиг, совершённый в ходе операции "Звёздочка", Мамкину А.П. присвоено не было.

Память

  • Кадры кинохроники с лётчиком Мамкиным А. П. и детьми вошли в документальные фильмы «Народные мстители» (1943), «Дорога без привала» (1965), в 4-ю серию эпопеи «Великая Отечественная», в 7-ой фильм белорусского документального цикла «Война. Известная и неизвестная».
  • В школе № 227 Москвы организован музей Боевой славы 105-го ОГАП ГВФ.
  • В школе № 1 Велижа организован музей Александра Мамкина.
  • На школе в Репьёвском районе Воронежской области, где учился Александр Мамкин, установлена мемориальная доска.
  • Именем Александра Мамкина названы улицы в городах Полоцк, Ушачи, в родном хуторе лётчика — Крестьянском Воронежской области.
  • Недалеко от места последнего приземления самолёта Мамкина А.П. в деревне Труды Полоцкого района установлен обелиск в честь лётчика, а на самом берегу озера — памятный знак.
  • В Самаре Мамкину А.П. посвящён мурал на торце 10-этажного жилого дома (Московское шоссе, 124).
  • В честь пилота Александра Мамкина был назван сорт чёрной смородины, полученный в Институте плодоводства НАН Беларуси (в 1985 году включен в Госреестр селекционных достижений, допущенных к использованию по Северо-Западному и Уральскому регионам).
  • В 2019 году в Репьёвке Воронежской области на Аллее Героев установлен памятник А. П. Мамкину (скульптор — Горяинов И.).
  • Имя Александра Мамкина получил самолет Бе-200 (бортовой номер RF-88450) ВМФ России.