Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон





















Яндекс.Метрика

Боровичи


Боровичи — город (с 1770 года) в Новгородской области России. Административный центр Боровичского района. Образует городское поселение город Боровичи. В рамках административно-территориального устройства является городом областного значения.

Население — 49 012 чел. (2020). Второй по численности жителей населённый пункт в Новгородской области.

Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2020 городу было присвоено звание «Город трудовой доблести».

География

Город расположен на реке Мсте, в 170 км от Великого Новгорода, в 320 км от Санкт-Петербурга, в 430 км от Москвы.

В 30 км от города находятся железнодорожные станции Окуловка и Угловка, где делают остановку скоростные поезда «Сапсан».

250-летие города Боровичи

2020 год — год юбилея образования города Боровичи в 1770 году по указу Императрицы Екатерины II.

Проведение 250-летнего юбилея города Боровичи должно стать катализатором социально-экономического развития, содействовать формированию нового, позитивного облика города, привлекательного для туризма и повышению качества жизни боровичан.

В связи со сложившейся ситуацией с коронавирусом, решением Совета депутатов города Боровичи от 25.08.2020 №299 празднование 250-летия города Боровичи вторично перенесено, теперь на 2021 год.

История

Великий водный путь

Боровицкий погост впервые упоминается в переписной оброчной книге Деревской пятины Новгородской земли около 1495 года. В 1564 году упоминается уже как торгово-промышленное поселение Боровицкой рядокъ. В нём уже значилось 114 дворов, 42 лавки, 11 амбаров.

Основным занятием жителей Боровичей и окрестностей была проводка судов по мстинским порогам (Боровицкие пороги в Горной Мсте), что отражено в высочайше пожалованном в 1772 году Екатериной II гербе города изображением легендарного петровского перьевого руля.

«…Ни одно сословие простонародья не живёт так привольно, как лоцманы этих мест», — писал знаменитый русский поэт Н. А. Некрасов в романе «Три страны света». А писатель и поэт Константин Случевский писал про эти места так: «…река Мста одна из красивейших рек в России и представляет для художника чрезвычайно много разнообразных, живых мотивов».

Ещё в IX—XII веке по реке Мсте шел Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь — самый первый из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье.

На протяжении всего XVIII века и в XIX веке река Мста была частью важнейшей Вышневолоцкой водной системы — самой старой искусственной водной системы в России, связавшей новую столицу империи — Санкт-Петербург с остальной страной и решившей вопрос его продовольственного снабжения.

Боровицкие пороги были самым трудным и опасным местом для судоходства во всей России (40 стремительных порогов на протяжении 31 километра из которых только 8 километров тихая вода). Проскок всех этих порогов со специальными командами рулевых из местных жителей (по 15 человек на каждую из четырёх рулевых двадцатиметровых потесей барки и сам пороговый лоцман) занимал всего полтора часа и регулировался специальным сигнальным телеграфом из 26 ручных семафоров на берегах. Чтобы поднять уровень Мсты для прохода огромных караванов судов, периодически в специальном порядке открывались плотины многочисленных водохранилищ на её притоках. В ожидании этого момента в Опеченском Посаде собиралось одновременно до 1500 барок. Они швартовались к сохранившейся до настоящего времени каменной, почти километровой пристани.

Даже в 1870-х годах 10 % разбившихся на порогах барок считалось приемлемым для дела убытком. Примечательно, что судовладельцы и владельцы груза перемещались в экипажах по берегу вдоль Боровицких порогов, а не рекой на своих барках.

После открытия в 1851 году Николаевской железной дороги и, особенно, после открытия в 1870 году Рыбинско-Бологовской железной дороги, значение Мсты как важнейшей государственной водной транспортной артерии практически утратилось по экономической причине, так как перевозка грузов по железным дорогам была дешевле в полтора-два раза и занимала только неделю, вместо прежних 90 дней водой , с угрозой зазимовать в пути из-за ее нехватки. Однако барки имели важное преимущество - они использовались как склады на воде в Петербурге до полной реализации товара и шли потом на дрова, а вагоны требовали немедленной разгрузки и организации дальнейшего складского хранения грузов.

Последняя транзитная барка с Волги по Мстинским порогам прошла в 1893 году.

Артефакты и исторические документы, касающиеся Великого водного пути, находятся в Краеведческом музее в Боровичах и музее Лоцманов Боровицких порогов и Палеонтологии Горной Мсты расположенном на берегу реки в селе Ровное Боровичского района.

Боровицкая битва

В период Смутного времени во время Русско-шведской войны 1610—1617 гг. (швед. Ingermanländska kriget «Ингерманландская война») в феврале 1612 года, 25-го числа, состоялась битва при Боровичах — месте переправы через реку Мсту, где сходились пять древних трактов.

Около 9000 человек с обеих сторон приняли участие в битве на Кровьей (Коровьей) горе между шведскими захватчиками (продвигавшими нового претендента на русский престол — 10-летнего шведского принца Карла-Филиппа Васы, младшего брата короля Густава II Адольфа) и защитниками Русского государства (сторонниками 16-летнего польского Королевича Владислава Жигимонтовича Васы(Вазы)(будущего польского короля Владислава IV), которому 27 августа (6 сентября) 1610 года присягнуло московское правительство (Семибоярщина) и московитяне как русскому царю).

Растерзанный толпой заговорщиков «добрый царь» Дмитрий Иоанович (Лжедмитрий I) и убитый своим телохранителем «Тушинский вор» — Лжедимитрий II не смогли стать священными верховными арбитрами борьбы боярских родов, коими и были по существу всегда русские цари. Царём не мог быть теперь и представитель одного из смертельно враждующих между собой боярских кланов. Насильственное пострижение в монахи царя Василия Шуйского это очевидно показало. Более всего для роли царя в тех условиях подходил именно невовлеченный во внутренние конфликты королевич Владислав («Не хощем своего брата слушати: ратнии люди русского царя не боятся, не слушают и не служат ему»).

Отдавая царский престол королевичу Владиславу, русские люди (первоначально это были тушинцы из лагеря погибшего Лжедимитрия II во главе с их Патриархом Филаретом [Федором Романовым, отцом будущего царя Михаила Романова], а позднее и Семибоярщина с Земским собором на Сухаревом поле), по сути дела, отклонили тем самым предложение польского короля Сигизмунда III о подчинении его власти и выступили за сохранение целостности Русского государства.

Точно так же и оккупированные шведами новгородцы упорно мотивировали свой отказ присягать королю Швеции Густаву II Адольфу тем, что они считают своим великим князем его младшего брата Карла Филиппа (сына Карла IX).

Видный советский историк, крупнейший специалист по истории России XV—XVI веков, доктор исторических наук, профессор В. Б. Кобрин поставил вопрос об альтернативах Смуты. Он считал, что такой динамичный период, как Смута, был на редкость богат не только яркими событиями, но и альтернативами развития. Он, в частности, предположил, что «воцарение православного Владислава на Руси принесло бы хорошие результаты … он превратился бы в русского царя польского происхождения, как его отец Сигизмунд был польским королем шведского происхождения … Если бы этот документ (Тушинский проект) сработал, вся русская история пошла бы другим путем». Знаменитый русский историк Н. М. Карамзин в своей «Истории государства Российского» сожалел, что «венец Мономахов» не возвратился к «варяжской династии», которая включила бы Россию в систему держав, основавших «равновесие в Европе до времен новейших».

Командующим наёмным войском оккупированного шведами марионеточного Новгородского государства был 27-летний шведский полковник, будущий фельдмаршал Эверт Карлссон Горн (1585—1615), завоеватель русских крепостей — Яма (ныне г. Кингисепп), Копорья и Ивангорода, королевский наместник (штатгальтер) в Нарве и завоеванных русских крепостях, сын фельдмаршала Карла Генрихсона Горна, отец фельдмаршала Густава Эвертсона Горна, старший брат фельдмаршала Густава Горна, родной дядя фельдмаршалов Генриха Горна, Бенгта Горна и Кристера Классона Горна

Про его войско из наёмников в древних источниках сказано : «…три по девятьсот», то есть войско было собранным из приблизительно 900 шотландцев и голландцев (пресвитариан), 900 французов (гугенотов) и 900 покорённых шведами новгородцев.

Отсутствие в войске собственно шведских королевских солдат объясняется тем, что сама Польско-шведская война (1600—1611) была на тот момент времени остановлена в апреле 1611 года перемирием на 9 месяцев (в апреле 1612 года оба государства продлевают перемирие ещё на 10 месяцев, а 20 января 1614 года заключают соглашение о перемирии до 29 сентября 1616 года).

Шведский полковник Эверт Горн разбил в этой Боровицкой битве войска казачьего полковника Андрея Наливайко, бывшего соратника Лжедмитрия II, позднее перешедшего на службу королю Сигизмунду. В 1611 году Наливайко участвовал в неоднократных походах к Москве великого гетмана литовского Яна Кароля Ходкевича для доставки продовольствия польско-литовскому гарнизону в Московском Кремле, приглашённому туда Семибоярщиной как свита нового избранного русского царя Владислава Жигимонтовича с целью подготовки его коронации.

Войско Наливайко состояло из 5200 (по шведским источникам из 2000) казаков и московских ратных людей, ранее принесших целование креста на верность некоронованному русскому царю Владиславу Жигимонтовичу, официально приглашённому Семибоярщиной на русский престол.

По мнению историка Андрея Петровича Полевикова, среди защитников города от наёмного войска «немцев» (иноверцев-оккупантов и покорённых ими новгородцев) было и немало боровичан. Они могли быть и сторонниками прежнего законного короновонного русского царя Димитрия Иоановича Рюриковича (в реальности вместо этого царя вероятно была целая кагорта последовательных самозванцев Лжедмитриев, выдававших себя за спасшегося от смерти малолетнего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия). Тремя месяцами раньше — 4 декабря 1611 года очередной самозванец Лжедмитрий III въехал в Псков, где был «оглашён» царём и возглавил оборону Пскова от шведов.

Серьёзнейшая угроза оккупации Боровицкого Рядка общим врагом: латинянами-иноверцами могла объединить прежних врагов единоверцев — казаков и местных ополченцев. Казаки, московские ратные люди и ополченцы были разгромлены, часть их укрылась за стенами Свято-Духова монастыря.

Шведский полковник вынудил Андрея Наливайко, засевшего в монастыре, сдаться и присягнуть на верность марионеточному Новгородскому государству и преследовал остальных не сдавшихся «на протяжении нескольких миль, вынуждая принять бой и, перебив 800 человек, захватил… множество людей со всеми почти запасами и шестнадцать знамен».

Боровицкий Рядок был полностью сожжён и захирел. Большая часть войска наемников осталась как минимум до конца зимы с ранеными в Свято-Духовом монастыре, прогнав православных монахов.

Как писал шведский историк Юхан Видекинд о событиях того периода времени: «…шведские солдаты вознаграждали себя за все, даже жены и дочери крестьян были в их полном распоряжении».

Длительное пребывание в местности столь разноплемённых войск повлияло на разнообразие генофонда будущих жителей города и района. Так появился «плавильный котёл» Мстинской ямы, со своими обычаями, говором, традициями, бытом.

Тела тысяч погибших предали земле на месте где стояла первоначальная деревянная Введенская церковь.

В перестроенном из неё уже каменном Введенском соборе в 1874 году произошёл пожар. При ремонтных работах был обнаружен трёхметровый слой человеческих костей, лежащих под древним каменным «соборным» крестом, который обнаружили в 1758 г. на дне реки Мсты и который при перестройке Введенского собора в камне был вмурован в его стену.

В настоящее время Боровицкий крест находится в Русском музее г. Санкт-Петербурга .

Сейчас эта братская могила воинов Смутного времени закатана под асфальт проспекта Гагарина напротив Летнего сада, рядом с Троицким собором и Вечным огнём.

В Краеведческом музее города содержится многочисленные экспонаты оружия и доспехов времен этой средневековой «битвы народов».

Через год, весной 1613 года отряды русского ополчения под командованием князя Симеона Прозоровского и Леонтия Вельяминова в 50 верстах от Боровичей, около села Устрека, на истоке реки Уверь из озера Коробожа, разбили шведов. «Бысть сеча зла и побежа проклятые немцы…. и мнози от них побиении быже».

Русско-шведская война 1610-1617 года окончилась подписанием Столбовского мира, по которому Швеция вернула России захваченные в этой войне Новгород, Порхов, Старую Руссу, Ладогу, Гдов и Сумерскую волость.

Россия уступала Швеции Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корелу — то есть весь выход к Балтийскому морю, кроме того, Россия должна была заплатить Швеции 20 тыс. рублей серебряной монетой.

Только Петр Великий ценой неимоверно тяжёлой для России Северной Войны 1700-1721 года смог вернуть земли, захваченные шведскими полководцами Эвертом Горном и Якобом Делагарди в русско-шведской войне 1610-1617 года.

Боровичи в XVIII веке

В 1744 году спасителю и владельцу Вышневолоцкой водной системы Михаилу Сердюкову были переданы от казны работы по расчистке фарватера Боровицких порогов на Мсте, при этом казна гарантировала компенсацию его затрат. При выполнении этой работы Сердюков проявил недюжинный инженерный талант — он догадался запереть притоки Мсты плотинами, после чего обнажилось дно реки, что дало возможность вести работы по расчистке фарватера порогов весь сезон.

Для устранения опасностей на порогах некоторые гряды их были расчищены, уступы реки уничтожены, омуты загорожены; некоторые мысы, выдавашиеся в реку, срезаны; для того чтобы суда не разбивались о каменные гряды, были устроены упругие заплавни, и сверх всего этого уровень воды четыре раза в год поднимался сбросом накопленной воды из Вышневолоцких и Мстинских резервуаров для проводки караванов барок через пороги. Вышневолоцкая водная система заработала после расчистки фарватера порогов в полную силу (до 6000 барок с хлебом в год) и с этого момента начался расцвет Боровичей и Санкт-Петербурга.

Статус города присвоен 28 мая 1770 года Екатериной Великой (до этого времени Боровичи считались селом). В апреле 1772 года Правительствующий Сенат утвердил план и герб города Боровичей.

Визит Императрицы Екатерины Великой

Летом 1785 года Екатерина II решила совершить ознакомительное путешествие по Вышневолоцкому водному пути. Путешествие началось 24 мая из Царского Села, откуда выехали в дорожных экипажах, предполагая в Боровичах пересесть на речные суда. Екатерина II сидела в большой шестиместной карете, в которой с нею ехали приближенные лица и те из свиты, кого она приглашала для беседы.

Посетив по пути Новгород, 29 мая доехали до Вышнего Волочка, где Екатерина II осмотрела шлюзы и каналы, соединяющие Мсту с Тверцою.

Спутник императрицы французский посол граф Сегюр отдал должное М. И. Сердюкову: «Работы, предпринятые для устройства этих шлюзов, могут сделать честь самому искусному инженеру. Между тем они были задуманы и исполнены в царствование Петра простым крестьянином Сердюковым, который никогда не путешествовал, ничему не учился и едва умел читать и писать. Ум часто пробуждается воспитанием, но гений бывает врожденным».

В этом свидетельстве есть неточности; например, ошибочно утверждение, будто Сердюков едва умел грамоте (сам царь Петр подарил ему книгу французского гидротехника Буйе «О способах, творящих водохождение рек свободное»), но важно отметить, что его творение производило впечатление и спустя 65 лет после пуска системы.

Не окончив осмотр шлюзов, 30 мая императрица неожиданно отправилась в Москву, уступив просьбе московского губернатора графа Я. А. Брюса «побывать у него в гостях», так как сама Екатерина была в Москве последний раз десять лет назад.

До Твери путешественники добирались водой (по Тверце), а затем пересели в кареты. 31 мая императрица делилась дорожными впечатлениями с сыном и невесткой: «Все городки по пути стали так красивы, что приходит охота посетить один за другим».(Примечание: речь идёт о Вышнем Волочке, Торжке, Твери)

За три дня в Москве Екатерина показала спутникам свои дворцы в Петровском, Коломенском и Царицыне, городские сады и новый ростокинский водовод, устроенный по её распоряжению.

После короткой отлучки в Москву 6 июня императрица вернулась в Вышний Волочек, где остановилась в Путевом дворце, на набережной канала, который в честь её приезда был иллюминирован тысячами светильников в глиняных плошках и массой факелов. На нем была построена пристань и галерея с балюстрадой и гирляндами.

На другой день, 7 июня, Екатерина II наблюдала ввод судов в Тверецкий шлюз, «обозревала» вышневолоцкие каналы с их сооружениями, вновь устроенный гранитный Заводской бейшлот и выпуск гружёных судов из Цнинского шлюза в озеро Мстино. Затем она отправилась из Вышнего Волочка по береговой дороге, идущей от Цнинского канала по левому берегу реки Цны, озера Мстино и реки Мсты. Сплав судов по озеру Мстино императрица смотрела с высокого берега, на котором специально для этого был устроен павильон, а выпуск судов из озера Мстино в Мсту – с галереи при Мстинском шлюзе. При этом она лично указала место для постройки нового гранитного Мстинского шлюза в двух верстах ниже по течению (был построен в 1792 г.).

Затем Екатерина II отправилась далее по Боровицкой береговой дороге, через пристани Ношкинскую и Басутинскую. На Опеченскую пристань прибыла уже поздно вечером и ночевала в доме директора «Боровицкой водяной коммуникации». Здесь её ожидал ранее прибывший сюда гофмаршал князь А.С. Барятинский, а также вице-адмирал П.И. Пущин и «находящийся при собственных Её Императорского Величества судах флота капитан Мосолов»

Утром 8 июня, императрица отправилась в Боровичи. У первого боровицкого порога Выпь, она «благоволила выйти со всею Высочайшею свитою на берег реки Мсты и изволила шествовать в нарочно приготовленную тут галерею для обозрения проводимых через пороги барок с разным грузом…». С первого проходящего судна Екатерину II приветствовали князь Г. А. Потемкин, французский посол граф Сегюр, а также генерал-поручик Н. П. Архаров, директор водяных коммуникаций. Это было большой неожиданностью для неё. Во время прохода порогами барка дала течь, но распорядительностью Архарова и усилиями судовых рабочих неисправность была исправлена, и опасность миновала. По воспоминаниям Сегюра, императрице понравилась эта выходка, хотя она и пожурила их за излишний риск. Затем Екатерина II «изволила сесть в экипаж и шествовать 17 верст, до назначенной для обеденного стола станции, в город Боровичи», где остановилась в доме петербургского купца Гуттуева. Пребывание императрицы в Боровичах была непродолжительно, уже вскоре она отправилась на Потерпелицкую пристань, куда заранее выехала часть её свиты для посадки на суда. Но и здесь государыня долго не задержалась, так как ещё до полудня последовал отвал императорской флотилии от пристани.

Французский посол Сегюр отмечал, что «мы все пересели в красивые галеры, особенно великолепной была галера, предназначенная для императрицы. В той, где поместили австрийского посла графа фон Кобенцеля, французского посланника графа фон Фитц-Гербета и меня, был и три изящно убранных комнаты и хор музыкантов, будивших и усыплявших нас сладкой музыкой».

С Потерпелицкой пристани весь остальной путь по нижней части Мсты, Ильменю, Волхову, Ладожскому каналу и Неве Екатерина II совершила водою за 10 дней(вместо обыкновенных 30 дней), прибыв в Петербург 19 июня. Для этого заранее была собрана флотилия, состоящая из 30 речных судов, различной величины и назначения. Судно для самой императрицы было построено в Боровичах, а для свиты и обслуги — в Вышнем Волочке, Боровичах и на Потерепелицкой пристани. Руководил постройкой судов обер-интендант флота вице-адмирал П. И. Пущин. Под его наблюдением «все суда были оснащены, снабжены лоцманами и рабочими, одетыми в новые зеленые кафтаны с серебряными галунами, с красными кушаками и в шляпах с красными лентами». Ниже Потерпелицкой пристани по маршруту следования императрицы были устроены 17 особых станций, то есть мест остановок, «для ночлега и обеденного стола», куда заранее были отправлены «придворные служители» и заготовлены необходимые припасы, по Мсте — 10, а по Волхову — 7 станций, в среднем — около 30 вёрст одна от другой.

В свиту Екатерины II входил и художник М. М. Иванов, зарисовавший её путешествие по Вышневолоцкому водному пути. Альбом его акварельных рисунков, хранящихся в Государственном Русском музее, дает нам возможность представить, как это происходило.

Новгородское дворянство, в числе 60 человек, провожало Екатерину II до самой Петербургской границы, «будучи преисполнено чувствований искреннейшей преданности и усердия к Августейшей своей Государыни». В благодарность за достойный приём, императрица подарило своё судно новгородскому дворянству, которое, некоторое время спустя, было возвращено из Санкт-Петербурга в Новгород.

Екатерина II была очень довольна этой поездкой «как самой весёлой», которая «когда-либо бывала на свете», и после прибытия в Новую Ладогу изволила щедро наградить тех, кто обеспечил ей это приятное и благополучное путешествие, а именно: «бывшим на судне императрицы, старшему лоцману Меркулу Лаврентьеву — 100 рублей, шести младшим лоцманам — по 75 рублей; 28 лоцманам, сверх обыкновенной платы по 18 рублей на человека, ещё по 30 рублей на каждого; 39 концевым (руководителям рулевых команд на передних или задних потесях), сверх обыкновенной платы по 12 рублей на человека, ещё по 25 рублей на каждого; 639 гребцам сверх обыкновенной платы по 9 рублей на человека, ещё по 15 рублей на каждого». В дальнейшем, из кабинета императрицы было прислано ещё 6253 рубля, которые были распределены так: «за простой рабочих в пути — 2253 рубля, на их прокорм в пути — 1000 рублей, награждения — 3000 рублей». Деньги эти приказано было разделить поровну между всеми лоцманами и рабочими, бывшими на судах во время плавания. Посыпались награды и на чиновников, в виде повышения в чинах и дорогих подарках, состоящих в «бриллиантовых перстнях, золотых и бриллиантовых табакерках, и часах дорогой цены».

Примечательно, что принимавший участие в путешествии статс-секретарь императрицы Александр Васильевич Храповицкий был родной внук М.И.Сердюкова и он записывает в своём дневнике: «1785 г. …23 июня. Иоган Конрад Герард и другие Гидраулики похвалили шлюзы, изобретённые Сердюковым; приказано в честь ему поставить монумент.» В Вышнем Волочке на следующий год были сооружены четыре гранитных обелиска — два по сторонам Тверецкого шлюза в устье Тверецкого канала, и два другие — у бейшлота Заводского водохранилища, рядом с усадьбой М. И. Сердюкова.

Во время пребывания в Новой Ладоге, императрица в именном указе предложила директору водяных коммуникаций генерал-поручику Н. П. Архарову принять необходимые меры по улучшению Вышневолоцкой водной системы. Практическим результатом поездки Екатерины II явился указа об отпуске ежегодно суммы в 40 тысяч рублей для реконструкции и поддержании в рабочем состоянии Вышневолоцкой водной системы.

На часть этих денег в 1786 году в Боровичах были созданы школа водных коммуникаций и больница. В 1787 году начались занятия в малом народном училище. К 1785 году в Боровичах уже имелось 16 каменных, 317 на каменном фундаменте и 373 деревянных дома, 3 кирпичных завода, мельница. А также достроен каменный Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм (основанный ещё в XV веке). На площади перед собором дважды в год проходили ярмарки.

Ссылка А. В. Суворова

История Боровичского края тесно связана с именем великого русского полководца Суворова. В 35 километрах от города находится село Кончанское-Суворовское, в котором он отбывал ссылку с 5 мая 1797 года по 6 февраля 1799 года, именно отсюда он отправился в знаменитый альпийский поход. С 1942 года там открыт «Музей-заповедник А. В. Суворова».

В бывшей старой церкви в селе ныне расположена диорама «Альпийский поход Суворова» — эпическое 16-метровое полотно со множеством действующих лиц, частично перетекающее в инсталляцию с пушками, ядрами и горящим костром.

Боровичи в XIX и XX веках

27 мая 1862 года в Боровичах вспыхнул огромный пожар , уничтоживший значительную часть города, что вызвало необходимость обращения погорельцев к царскому правительству за материальной помощью, которая и была им оказана субсидией 50 000 рублей под проценты.

В 1869 году Боровичи были связаны телеграфом с основной страной.

В 1876 году была построена железная дорога Боровичи-Угловка.

В 1893—1905 годах городским головой Боровичей был купец 1-й гильдии Матвей Яковлевич Шульгин, много сделавший для развития образования и благоустройства города, в частности благодаря его усилиям был построен железный арочный мост через реку Мсту.

В 1874 году, по инициативе земства было организовано Сельскохозяйственное общество, задачей которого была консолидация сил, направленная на развитие в уезде сельского хозяйства и промышленности. По его инициативе в 1894 году состоялась первая сельскохозяйственная кустарно-промышленная выставка в Боровичах, учрежденная под покровительством принца Ольденбургского , «видя ее безусловную полезность для края между двумя Российскими столицами».

М.Я. Шульгин и И. Ф.Новак пытались организовать телефонную связь в городе Боровичи уже в самом начале 20 века. В 1915 году в городе наконец появилась общая телефонная сеть. (Телефон на железной дороге уже существовал с 1886 года) .

Промышленное развитие города связано с производством огнеупорных кирпичей для металлургической промышленности в первую очередь и началось в 70-х годах XIX века. После открытия в 1810 году Мариинской водной системы, открытия в 1851 году Николаевской железной дороги и, особенно, после открытия в 1870 году Рыбинско-Бологовской железной дороги значение Мсты как важнейшей государственной водной транспортной артерии практически утратилось, и развитие огнеупорной промышленности стало новым этапом в истории города. В окрестностях Боровичей были обнаружены большие запасы извести, серного колчедана, бурого угля и огнеупорных глин. Ещё в 1786 году в устье Крупы, притока Мсты, была пробита первая в России штольня для добычи бурого угля. В 1855 году недалеко от Боровичей Эммануил Эммануилович Нобель основал первый завод огнеупорных изделий.

Ещё одним крупным предприятием города является Боровичский комбинат строительных материалов, основанный в 1910 году. Комбинату принадлежит единственная в Новгородской области и одна из немногих в России электрифицированная узкоколейная железная дорога длиной свыше 2 километров.

Во время Первой Мировой Войны 1914-1918 гг. Боровичи приняли значительное количество раненых с фронта, о чем гласит надпись на сохранившемся в городе памятнике воинам умершим от ран.

28 октября (10 ноября) 1917 года, когда власть в городе взял в свои руки Совет рабочих и солдатских депутатов, в Боровичах была установлена Советская власть.

16 января 1918 года в Боровичах произошло выступление горожан против действий Советской Власти по учету монастырского имущества.

В 1930-х годах был полностью снесен Собор Введения Пресвятой Богородицы, разрушена колокольня и сняты купола и башни у Троицкого собора, превращённого в дом культуры.[1]

В 1939 году в Боровичах и окрестностях был образован ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь) на строительстве Мстинской гидроэлектростанции. К 1940 году численность заключённых на строительстве достигала 40 тысяч, при том, что в самих Боровичах тогда жило тогда всего 35 тысяч жителей. Строительство Боровического гидроузла велось до начала военных действий в 1941 году, строители успели соорудить каналы в обход Мсты и котлован ГЭС.

Заключёнными в лаготделениях были заняты здание бывшей Спасской церкви, Устье, Боровичи-Бобровик, Опочно, Шиботово, Свято-Духов монастырь, значительная их часть находилась в селе Ёгла.

В апреле 1941 года Боровичский горисполком принял решение разместить в здании Успенской церкви склад управления строительства Мстинской ГЭС. С началом войны работы приостановились, часть заключённых призвали в армию, других направили на строительство оборонительных сооружений.

Город во время Великой Отечественной Войны

В Боровичах в предвоенные месяцы 1941 года располагался штаб 177-й стрелковой дивизии и происходило её формирование и пополнение из военнообязанных жителей города и окрестных районов.

Командовал дивизией в этот период полковник Андрей Фёдорович Машошин (1893—1964) — советский военачальник, будущий генерал-майор. Участник Первой мировой, Гражданской, Советско-финской и Великой Отечественной войн. Полный Георгиевский кавалер.

Дивизия прошла славный боевой путь. Её районами боевых действий были:

1941: Бои на Лужском оборонительном рубеже
1941: Бои на Невском пятачке
1942: Любанская наступательная операция
1943: Мгинская операция
1944: Ленинградско-Новгородская наступательная операция
1944: Новгородско-Лужская наступательная операция
1944: Бои на Нарвском плацдарме
1944: Выборгско-Петрозаводская операция
1944: Выборгская операция
1945: Блокирование Курляндского котла

Пополнение дивизии в Боровичах шло по большей части опытными бойцами — участниками финской кампании. Данный факт оказал существенное влияние на боевые возможности дивизии на Лужском рубеже.

Немецкие источники из подразделений, атаковавших позиции 177-й СД, отмечают, что им пришлось столкнуться с «русскими элитными войсками».

Friedrich Husemann из 4-й полицейской дивизии писал в книге об истории своей дивизии: «В течение всего дня (10 августа 1941 г.) шли свирепые наступательные и оборонительные бои против русских элитных войск. … Притоку раненых все ещё не видно конца. Боже мой, весь батальон перебили, что ли?».

Hans Pichler (военный врач 4-й полицейской дивизии ) вспоминал эти бои так: «12.8.41. Русские обороняются как дикие звери…Они подпускают наших солдат на 10—15 метров и открывают шквальный пулемётный огонь из ранее незамеченных огневых точек. Теперь мы понимаем, что здесь нам противостоят очень сильные и отборные элитные подразделения…Луга стала для нас Адом».

Andre Bonya из 4-й полицейской дивизии : «Стало очевидным, что русские дерутся до последнего патрона. Часто на отдельных участках приходилось подавлять сопротивление до тех пор, пока в живых не оставалось никого».

Памятники и мемориалы, посвящённые обороне Лужского рубежа.

Место гибели бойцов 485 стрелкового полка 177 стрелковой дивизии
58°43′28″ с. ш. 29°45′30″ в. д.

По воспоминаниям местных жителей: «высоту, где расположена деревня Вяжище, немцам удалось взять ценой больших потерь. После боя весь склон и поле на верху были покрыты телами наших и немецких солдат».

177-я стрелковая дивизия Лужского участка обороны, прикрывая важнейшее направление на город Лугу и, имея перед собой три дивизии противника, занимала оборону на фронте 22 км.

В течение июля — августа боровицкая 177-я стрелковая дивизия дралась против 1-й, 6-й и 8-й танковых дивизий вермахта, 269-й пехотной дивизии, 3-й моторизованной дивизии, 4-й полицейской дивизии.

Командир 4-й полицейской дивизии группенфюрер СС Артур Мюльферштедт был вынужден лично поддержать атаку своих солдат 10 августа 1941 г., во время которой он был убит разорвавшейся миной в полосе обороны 486 полка 177 стрелковой дивизии, возле деревни Смерди. Он оказался первым эсэсовским генералом, погибшим во 2-й мировой войне. До войны этот эсэсовец отвечал за безопасность проведения мероприятий с участием Гитлера.

В годы войны сами Боровичи стали ближним тылом фронта и не узнали ни уличных боев, ни артиллерийских обстрелов и перенесли лишь отдельные очень немногочисленные бомбежки окраин. На городском кладбище захоронены курсанты аэроклуба и летчики-инструкторы, погибшие 30 июля 1941 г. во время германской бомбардировки аэродрома в Боровичах (там базировался советский 288-й штурмовой авиационный полк).

Хотя фронт находился в 30 километрах от Боровичей, отсутствие регулярных бомбежек, вероятно, можно объяснить тем, что стратегически важный объект — комбинат огнеупоров «Красный керамик» был поспешно эвакуирован, причём первая эвакуация самого дорогого оборудования случилась уже в июле-августе, а вторая — в ноябре-декабре 1941 года. Также немногочисленные на первоначальном этапе войны раненые немецкие пленные лечились в различных госпиталях города в почти равных условиях с советскими бойцами, а лагерные объекты с пленными были расположены во многих местах по окраинам.

«Боровичи стали подлинным городом-госпиталем. Здесь их развернуто 22», — так написал в своих дневниках знаменитый военный хирург Вишневский, много работавший в войну в городе. Под госпитали было отдано 10 школ, 5 жилых домов, 9 административных зданий.

Номера эвакуационных госпиталей, находившихся в Боровичах: 1103, 1176, 1326, 1400, 1409, 1970, 1973, 1987, 2018, 2019, 2069, 2344, 2547, 2747, 2750, 2755, 2762, 3103, 3743, 3810.

Большинство госпиталей были госпитали хирургического типа, несколько — смешанного типа, а также инфекционный, туберкулезный, для психически больных и сортировочно-эвакуационный.

Самым тяжелым периодом было лето 1942 года, когда поступили в госпиталь бойцы 2-й Ударной армии, вышедшие из окружения под Мясным Бором.

На поездах-летучках в город доставляли до тысячи раненых в сутки. По неполным данным, в госпитали поступило более 70 тысяч раненых. До 80 процентов бойцов возвращались на фронт. Четыре тысячи бойцов и офицеров умерли от ран.

Вся промышленность была переведена на военные рельсы. «Всё для фронта, всё для победы!» Выпускали миномёты, мины, снаряды, оборудование для походных хлебозаводов, котлы для приготовления пищи, армейские котелки, походные бани, печки-буржуйки для землянок, ложи для винтовок, пулемётов, вязали свитера, подшлемники, обмотки, перчатки, шили гимнастёрки, брюки.

Город принял детей-сирот в свои детские дома.

В 1949 году на городском кладбище устанавливается первый памятный обелиск советским воинам, умершим в Боровичских госпиталях (свыше 4 тысяч человек).

В феврале 1942 года на территории ИТЛ создан сборно-пересыльный пункт для бывших военнослужащих Красной Армии, попавших в плен или вышедших из окружения. В том же году пункт преобразован в лагерь-распределитель НКВД для военнопленных и становится одним из лаготделений лагеря № 270 для военных преступников под Боровичами в селе Ёгла.

Кроме них, в лагере было много интернированных в конце 1944 года солдат Армии Крайовой. Ёгольский лагерь не был только рабочим лагерем, здесь подлечивались и восстанавливали силы ослабленные. Восстановивших силы снова отправляли в рабочие лагеря, здесь же они занимались самообслуживанием, оборудованием лагеря и помогали колхозам. В с. Ёгла на сельском кладбище созданы памятные знаки умершим раненным из военнопленных в этих лагерях 306 немцам, 32 австрийцам и 30 венграм, мемориал интернированным и умершим от ран 96 жолнежам польской Армии Крайовы.

Во время войны в город были эвакуированы Ленинградская областная филармония, ленинградский областной театр оперетты, в котором с 1944 года выступала Галина Вишневская, областные театры драмы и кукольный, которые выступали перед ранеными, на сцене гортеатра, в соседних районах, выезжали на фронт.

В 1943—1947 годах была осуществлена реконструкция Вышневолоцкой водной системы, в ходе которой был построен пятикилометровый Ново-Тверецкий канал между Вышневолоцким водохранилищем и Тверцой. Если ранее большая часть вод Цны и Шлины направлялась в Мсту, то теперь воды были развёрнуты в Тверцу через новый канал для улучшения водоснабжения Москвы. Это привело к тому, что Тверца стала гораздо более широкой и полноводной рекой, чем была исторически, и к обратному эффекту для Мсты, которая сильно обмелела.

Город в послевоенный период

После войны рассматривались планы построить в Боровичах металлургический комбинат с достройкой водохранилищ , ГЭС, каналов, шлюзов и развитием по ним судоходства. Но изыскания показали, что воду в водохранилищах будет не удержать, она просочится через пористые известняки.

В Боровичах был крупнейший из двенадцати в Советском Союзе обозостроительный завод «Смена».

Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» городское поселение город Боровичи включено в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения».

В апреле 2019 Правительство России выпустило постановление о создании территории опережающего социально-экономического развития «Боровичи».

Это позволит к 2028 году диверсифицировать экономику города, снизить зависимость от градообразующего предприятия — ОАО «Боровичского комбината огнеупоров», повысить инвестиционную привлекательность города, создать около 1050 постоянных рабочих мест, привлечь более 3,2 млрд рублей инвестиций.

В 2019 году началась практическая реализация проекта «Умного города» России, который г.Боровичи, как участник проекта среди других конкурсно отобранных 36 городов, должен реализовать до 2024 года. Стандарт «Умного города» включает в себя цифровизацию городского управления, ЖКХ, транспортной системы, систем безопасности. Первая задача согласно этому проекту — внедрение цифровых платформ вовлечения граждан в городские процессы.

Население

На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 328-м месте из 1115 городов Российской Федерации.

Достопримечательности

Природоохранная зона «Горная Мста»

Участок реки Мста длиной 30 км между селом Опеченский Посад и Боровичами относится к природоохранной зоне «Горная Мста». Мстинские пороги — одно из самых популярных мест водного туризма в средней полосе России. От села Опеченский Посад к Боровичам осуществляются сплавы на рафтах и байдарках. Наиболее бурная вода на Мсте весной, в апреле-мае.

Всего на Мсте насчитывается около 50 порогов и сливов, 30 из которых находятся на участке Опеченский Посад — Боровичи. Все они образованы на выходах плотных известняков. Наиболее известные пороги: Малый порог, Большой порог, Шивера у Понеретки, Лестница, Егла, Углинский. В природоохранной зоне также находится памятник природы, левый приток Мсты река Понеретка, которая образует одну из крупнейших пещерных систем в центральной части Русской платформы. В пещерной системе Понеретки есть подземные залы, лазы, озера и ямы с водой, ходы, сифоны, уступы и даже галереи длиной в десятки метров и высотой в рост человека.

Пещера доступна лишь летом в межень или зимой в сильный мороз. Протяженность пещеры 1430 м, глубина залегания 4 м, вторая категория сложности.

Мост Белелюбского (арочный мост)

Основным разработчиком конструкции моста был классик мирового мостостроения Николай Апполонович Белелюбский, но значительную долю работы выполнил молодой тогда архитектор и инженер-мостостроитель Анджей Пшеницкий, будущий автор Дворцового моста в Петербурге, дизайн которого имеет определенные общие художественные образы с мостом в Боровичах.

Вокзал

Боровичи являются конечной станцией на тупиковой линии Угловка — Боровичи. В городе сохранилось здание деревянного железнодорожного вокзала, построенного в 1876 году. Формирование вокзального комплекса определило расположение подъездных путей. Большая часть построек (главное здание вокзала, деревянная платформа с резной крышей, багажное отделение, водонапорная башня, склад, локомотивное депо) выстроена в одну линию вдоль путей. Редкий по сохранности комплекс сформировался в два основных строительных периода — в 1870-е годы и в начале XX века. Хорошо сохранился и используется по назначению, несмотря на малоинтенсивное пассажирское сообщение на линии Боровичи — Угловка. На станции Угловка делают остановку скоростные поезда «Сапсан» и другие поезда линии Москва — Санкт-Петербург.

Так как Боровичский железнодорожный вокзал сохранил исторический облик 1870-х годов, он был выбран в качестве места съёмок многих художественных фильмов и телесериалов.

Свято-Духов монастырь

Свято-Духов монастырь был основан в излучине реки Мсты, на северной окраине села Боровичи, где река прибивала к берегу тела жертв порогов. Монахи взяли на себя христианскую миссию их захоронения. Монастырь являлся важным видовым ориентиром в застройке села, а затем города. Точная дата основания монастыря остаётся неизвестной. Однако надпись на раке Якова Боровичского гласила, что монастырь основан в 1327 году, а каменная соборная церковь в нём (ныне не сохранившееся) построена 1345году. Самое раннее достоверное письменное упоминание о монастыре относится к 1572 году. Все монастырские постройки в 1582 году были деревянными. До 1657 года в монастыре покоились мощи отрока св. Иакова Боровичского, ранее прибитые к берегу на льдине в этих местах в 1540 году. За период с конца XVII века до 1765 года монастырский комплекс во многом обновляется.

Окончательно сформировался монастырский ансамбль к 1870-м годам. После того как монастырь закрыли в 1927 году, разобрали главы церквей. В 1998 году комитетом по управлению государственным имуществом Новгородской области принято решение передать в безвозмездное пользование Новгородскому Епархиальному управлению комплекса Свято-Духова монастыря для использования по первоначальному назначению. В настоящее время монастырь восстанавливается.

Культовые сооружения города

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Строительство церкви началось в 1798 году и продолжалось до середины XIX века. А в 1901 году рядом с церковью была построена кирпичная колокольня, разрушенная в 1941 году. В том же году храм был закрыт. Возвращен верующим в начале 1990-х годов. С 2011 года в связи с образованием Боровичской епархии собор стал кафедральным.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи


Люди, связанные с городом

Почётные граждане города

  • Александр Аркадьевич Суворов (1804—1882) — князь Италийский, граф Рымникский, внук генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.
  • Шульгин Матвей Яковлевич (1859—1933) — боровичский городской голова в 1893—1905 гг., член III Государственной думы от Новгородской губернии.

Уроженцы города и района

  • Путилов Николай Иванович (1820—1880) — морской офицер, математик, инженер, предприниматель, сооснователь Обуховского завода, основатель Путиловского завода, создатель Морского канала и морского порта в Санкт-Петербурге.
  • Кузнецов Алексей Александрович (1905—1950) — советский государственный и партийный деятель, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома партии в 1945—1946 годах. Член военного совета Балтийского флота в ВОВ.
  • Романов Григорий Васильевич (1923—2008) — инженер-судостроитель, в дальнейшем видный советский государственный и партийный деятель, первый секретарь Ленинградского обкома КПСС (1970—1983), член Политбюро ЦК КПСС (1976—1985), секретарь ЦК КПСС (1983—1985 гг.).
  • Миклухо-Маклай Николай Николаевич(5 (17) июля 1846, Языково-Рождественское,Боровичский уезд, Новгородская губерния — 2 (14) апреля 1888, Санкт-Петербург) — русский всемирный путешественник, этнограф, антрополог, биолог, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании
  • Воробьёв Лев Васильевич (1931—2010) — советский космонавт.
  • Аничков Иван Васильевич (1863—1921) — русский учёный, археолог, этнограф, краевед. Брат Е. В. Аничкова.
  • Аничков, Евгений Васильевич (1866—1937) — историк литературы, критик, фольклорист, прозаик.
  • Аничков Игорь Евгеньевич (1897—1978) — российский и советский лингвист, профессор, доктор филологических наук. Сын Е. В. Аничкова.
  • Кокорин Анатолий Александрович (1921—1941) — Герой Советского Союза.
  • Павлов Лаврентий Фёдорович — Герой Советского Союза.
  • Павлов, Лавр Петрович — (1922—1944) советский лётчик, Герой Советского Союза.
  • Молодчиков Владимир Николаевич (1914—1960) — Герой Советского Союза.
  • священномученик Варсонофий (Лебедев Василий Петрович) (1871—1918) — епископ Русской православной церкви, епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии.
  • Епископ Димитрий (Сперовский Николай Андреевич) (1865—1923, по др. сведениям, в 1925) — епископ Русской православной церкви, епископ Рязанский и Зарайский, искусствовед.
  • Игумения Таисия (Солопова Мария Васильевна) (1842—1915) — настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря, подвижница Русской православной церкви.
  • Андреев Юрий Иванович (1936—2018) — народный артист Карелии, сценарист и режиссёр театра кукол в Петрозаводске.

Люди, связанные с городом и районом

  • Сердюков Михаил (при рождении Бароно Силингинов или Бароно Имегенов; 1678—1754) — российский купец монгольского происхождения, судостроитель, гидротехник-самоучка, известный спасением и развитием Вышневолоцкой водной системы — важнейшей транспортной артерии России в XVIII веке и первой половине XIX века, сыгравшей исключительную роль в строительстве и развитии новой имперской столицы — Санкт-Петербурга и её продовольственной безопасности. Фактический создатель крупнейшей гидротехнической системы Европы XVIII века и, следовательно, главное лицо в истории города Боровичи, развитие и расцвет которого состоялись благодаря особо значительной роли его жителей в функционировании вышеупомянутой стратегической водной транспортной системы России XVIII—XIX веков.
  • Нобель Эммануил Эммануилович (1801―1872) ― шведский и русский инженер, архитектор, изобретатель и промышленник. Основатель промышленной династии Нобелей. Основатель производства огнеупоров в Боровичах, спасшего экономику города после прекращения транзитного движения по Вышневолоцкой водной системе.
  • Суворов Александр Васильевич (1730—1800) — великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России.
  • Лядов Анатолий Константинович (1855—1914) — русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.
  • Рерих Николай Константинович (1874—1947) — русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель.
  • Бианки Виталий Валентинович (1894—1959) — советский писатель, автор многих произведений для детей.
  • Вишневский Александр Александрович (1906—1975) — советский хирург, учёный, доктор медицинских наук, профессор, главный хирург Министерства обороны СССР. В качестве главного хирурга Волховского фронта во время ВОВ часто бывал и работал в боровичских госпиталях.
  • Белелюбский Николай Аполлонович (1845—1922) — русский инженер и учёный в области строительной механики и мостостроения.
  • Засодимский Павел Владимирович (1843—1912) — русский писатель. Последние годы жизни жил в селе Опеченский Посад, где и умер и был похоронен у стен церкви Успения Пресвятой Богородицы.
  • Шишков Вячеслав Яковлевич (1873—1945) — российский и советский писатель, автор романа «Угрюм-река». Лауреат Сталинской премии первой степени.
  • Конарев Михаил Устинович (1902—1984) — директор Боровичского комбината огнеупоров имени В. И. Ленина, Герой Социалистического Труда.
  • Волкович Тимофей Иванович (1899—1981) — советский военачальник, генерал-майор.
  • Вишневская Галина Павловна (1926—2012) — советская, российская оперная певица (сопрано), актриса, театральный режиссёр, педагог. Народная артистка СССР. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». В официальной биографии говорится, что Вишневская с 1947 по 1952 годы работала в Ленинградской областной филармонии, но сохранились архивные документы, показывающие, что в эти годы она числилась и в составе Новгородской филармонии, располагавшейся с 1944 по 1959 годы в здании ГДК в Боровичах.

Промышленность

  • ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров» — крупнейшее градообразующее предприятие города, производство огнеупорных изделий и пропантов, старейшее огнеупорное предприятие страны, родина отечественных огнеупоров. Основой его развития послужили богатейшие запасы огнеупорных глин Боровичско-Любытинского месторождения Новгородчины. Производство гранулированных порошков — пропантов для нефтяной и газовой промышленности боровичские огнеупорщики освоили первыми в России. В 2019 году их производство составило 360 тыс. тонн, наряду с огнеупорами это теперь основная продукция предприятия.
  • ЗАО Боровичи-мебель
  • ОАО «Деметра» — производство хлебо-булочных и кондитерских изделий(тортов).
  • ЗАО «Боровичский мясокомбинат» — производство колбасных изделий и полуфабрикатов.
  • ОАО «Боровичский молокозавод» — производство молочной продукции.
  • ООО «Боровичский завод силикатного кирпича» — производство силикатного кирпича
  • ЗАО «Боровичский комбинат строительных материалов» — производство красного кирпича, тротуарной плитки и др. строительных материалов.
  • ООО «Боровичский опытный специализированный завод»
  • Боровичский завод «Двигатель» — филиал Санкт-Петербургского ОАО «Красный Октябрь».
  • ОАО «Боровичский завод „Полимермаш“» — производство вулканизационных прессов и инструментов для стыковки и ремонта конвейерных лент.
  • ООО «Боровичский завод деревообрабатывающих станков», расположенный на производственных площадях ОАО "Боровичский завод «Полимермаш» — производство четырёхсторонних станков.
  • АО «Эльбор» — производство взломостойких стальных дверей и замков.
  • ОАО «Мстатор» — разработка и производство электромагнитных компонентов радиоэлектронной аппаратуры.
  • ЗАО ПК «Корона» — производство замороженных полуфабрикатов, колбасных изделий, молочной продукции, хлебобулочных и кондитерских изделий.
  • ООО ЭЛЕГИЯ
  • ООО «ЛИОН» — производство мебели.

Туристическая индустрия

ООО «Горная Мста» — занимается непосредственной организацией водного катания на Боровицких порогах и дополнительными комплексными услугами — посещением окрестных достопримечательностей, культурных объектов и бронированием отелей, трансфером Окуловка (остановка «Сапсанов») — Опеченский посад (стартовое место для катания на порогах). На прибрежной территории кемпинга ООО «Горная Мста» в селе Ровное находится музей Лоцманов Боровицких порогов и Палеонтологии Горной Мсты. Там же находится памятник Лоцманам.

Города-побратимы

Боровичи является городом-побратимом следующих городов:

Примечательно, что в Хаапсалу находится родовой замок Эверта Карлссона Горна, где он и появился на свет.(См. раздел «История. Боровицкая битва»).

Культура

Музей истории города Боровичи и Боровичского края

Расположен в исторической части города, в доме купца I гильдии М. Я. Шульгина, городского головы (1894—1906). Экспозиции насчитывает более 2 тыс. экспонатов, охватывающих период от эпохи неолита до революционных событий 1917 года.

Образование

Школы

Главные улицы

Со времени распада Советского Союза в 1991 году ни одной из центральных улиц города не вернули исторические названия.

  • Ленинградская улица
  • улица Подбельского
  • Коммунарная улица
  • улица Софьи Перовской
  • Пушкинская улица
  • улица Карла Либкнехта
  • улица Декабристов
  • Сушанская улица
  • Парковая улица
  • улица Гоголя
  • улица А. Кузнецова
  • Окуловская улица

Спорт в Боровичах

  • Боровичи (хоккейный клуб)
Стадионы
  • Металлург (снесён, вместо него построен «Ледовый дворец»)
  • Волна
Физкультурно-оздоровительные комплексы
  • Ледовый Дворец Металлург
  • Олимп
  • Элегия
  • КСК Сосновка
  • КСК Эрнест

Пенитенциарное учреждение

В городе осуществляет деятельность лечебное учреждение для отбывания наказания и лечения осуждённых (мужчин), болеющих туберкулёзом № 3 УФСИН России по Новгородской области.

Образовано в 1939 году как Мстинский исправительно-трудовой лагерь при Управлении строительства ГЭС на реке Мста. В феврале 1942 года на территории ИТЛ создан сборно-пересыльный пункт для бывших военнослужащих Красной Армии, попавших в плен или вышедших из окружения. В том же году пункт преобразован в лагерь-распределитель НКВД для военнопленных и становится одним из лаготделений лагеря № 270, позднее лагерь для военных преступников. В 1951 году преобразован в ИТК-8. С 1953 года — ИТК-3. С 1964 года — колония строгого режима для больных туберкулёзом, с 1965 года — межобластная колония для больных туберкулёзом. С 2005 года — лечебно-исправительное учреждение № 3.

В 1998 году на территории учреждения построен храм для нужд верующих. В 2009 году было построено новое двухэтажное здание общежития на 100 человек.

В кинематографе

Город Боровичи можно увидеть в фильмах:

  • Короткометражный художественный фильм «Барабаниада» . Киностудия «Ленфильм» . Режиссёр Сергей Овчаров. 1981 год.
  • «Я тебя никогда не забуду», режиссёр Павел Кадочников, 1983
  • Документальный фильм «Опыты. Записки провинциала». Режиссёр Валерий Наумов, 1986 год.
  • «Серебряные струны», режиссёр Павел Кадочников, 1987
  • Сериал «Конь Белый», режиссёр Гелий Рябов, 1993
  • Документальный фильм «Borowitschi» («Боровичи»). Режиссёр Виола Стефан, сценарист Виктор Косаковский, Германия, 1996 год.
  • «Тихие омуты», режиссёр Эльдар Рязанов, 2000
  • Документальный фильм «Вопрос Отечеству» (студия «Мастерская Игоря Шадхана») посвящённый знаменитому русскому промышленнику Николаю Ивановичу Путилову, 2004
  • «Статский советник», режиссёр Филипп Янковский, 2005
  • Сериал «Дорогой мой человек», режиссёр Егор Абросимов, 2011
  • Документальный фильм «Боровичи — любимый город». Телекомпания «Мста» 2016 год.
  • Документальный фильм "Новгородский фотоальбом. Уездный город Боровичи".2016 год
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: