Сандакан




Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




15.01.2021


15.01.2021


15.01.2021


06.01.2021


05.01.2021


02.01.2021


29.12.2020





Яндекс.Метрика
         » » Сандакан

Сандакан

16.12.2020


Сандакан (малайск. Sandakan) — город в восточной части Малайзии, в штате Сабах на северо-востоке острова Калимантан, на побережье моря Сулу. Является центром одноимённой области.

Население по состоянию на 2018 год составляет около 366 тысяч человек, площадь — 2266 км². Крупный морской порт, промышленный и инфраструктурный центр. Имеется аэропорт, принимающий внутренние рейсы.

В 1883—1947 годах был административным центром местного колониального владения Великобритании — Британского Северного Борнео (включало всю территорию Сабаха).

В период Второй мировой войны был важным центром японской оккупационной администрации, подвергся сильным разрушениям в ходе боевых действий. В 1945 году переброска отсюда большого количества австралийских военнопленных пешими маршами, получившая известность как «Сандаканские марши смерти», привела к гибели практически всех пленных австралийцев.

История

Доколониальный период

Флаг султаната Сулу, в состав которого Сандакан входил в 1650—1880-е годы

В Средние века на территории нынешнего Сандакана находились деревни различных местных племенных образований, периодически признававших суверенитет тех или иных государств Малайского архипелага. В начале XV века на эти земли распространилась власть султаната Бруней, который, в свою очередь, в 1658 году уступил их султанату Сулу.

В 1865 году эта территория вместе со всем нынешним Сабахом была передана в аренду американскому консульскому агенту в Брунее Клоду Ли Мозесу (англ. Claude Lee Moses). Тот вскоре продал права пользования базировавшейся в Лондоне «Американской торговой компании Борнео», которая, в свою очередь, перепродала их австро-венгерскому консулу барону Густаву фон Овербеку (нем. Gustavos von Overbeck), активно занимавшемуся коммерческой деятельностью в регионе. Эта многоступенчатая передача прав собственности или аренды, ещё более осложнявшаяся отсутствием достоверных правовых документов, подтверждавших договорённости между султанами Сулу и Брунея, привела в последующем к многолетнему территориальному спору между независимыми Малайзией и Филиппинами за Сабах.

Появление названия Сандакан, на языке сулук означающего «заложенный, арендованный», связано с созданием на нынешней территории города — на небольшом острове Тимбанг (малайск. Pulau Timbang) в Сандаканской бухте — первого европейского поселения: в 1872 году британский инженер Уильям Кларк Коуи (англ. William Clarke Cowie) основал там небольшой торговый пункт, получив соответствующее разрешение от султана Сулу в качестве вознаграждения за контрабандные поставки оружия. При этом сохранявшиеся права Г. фон Овербека на Сабах обусловили активный приток на новое место большого количества австрийских и немецких колонистов, в результате чего созданное поселение получило второе название — Кампунг Герман (малайск. Kampung German, буквально — «Немецкий посёлок»), бывшее в первые годы более известным. В январе 1878 года Г. фон Овербек, уплатив совместно с компаньонами султану Сулу 5000 американских долларов, получил от него титул «Верховного хранителя и раджи Сандакана».

Колониальный период

1879—1942 годы

Свайные дома в прибрежном районе Були Сим-Сим — место основания Сандакана

15 июня 1879 года — вскоре после перекупки права на экономическую эксплуатацию Сабаха у Г. фон Овербека его британскими компаньонами и создания ими «Уполномоченной компании Британского Северного Борнео» (УКБСБ), получившей королевский патент на управление этой территорией, — в Сандакане произошёл пожар, практически полностью уничтоживший город. 21 июня назначенный КБСБ территориальный управляющий — резидент — Уильям Прайер (англ. William B. Pryer) принял решение о нецелесообразности воссоздания поселения на острове и распорядился перенести его на восточный берег бухты, на территорию малайской деревни Були Сим-Сим (малайск. Buli Sim Sim). Обновлённый населённый пункт получил официальное название Элопура (буквально «Пригожий город» от малайск. elok — «пригожий, красивый» и санскр. pura — «город»), которое, однако, не прижилось и было вытеснено из употребления названием прежнего поселения — Сандакан. Таким образом, официальной датой основания Сандакана на его нынешнем месте считается 21 июня 1879 года.

В 1883 году в Сандакан был перенесён административный центр владений УКБСБ, первоначально располагавшийся в посёлке Кудат, что обеспечило условия для существенного увеличения населённого пункта. По данным переписи, проведённой в 1884 году, в нём проживал 3771 человек, большинство из которых составляли представители народности сулу и китайцы.

В 1888 году, после придания Северному Борнео статуса протектората Великобритании, Сандакан сохранил статус его административного центра.

Выгодное географическое положение населённого пункта — на выходе из глубоководной морской гавани, в непосредственной близости к участкам джунглей, богатых ценной тропической древесиной, — обеспечило его ускоренное экономическое и социальное развитие. В 1880—1890-е годы были построены многочисленные административные здания, жилые кварталы европейского типа, школы, крупные религиозные сооружения различных конфессий. Сохранившиеся до настоящего времени китайский храм Сам-Синг-Кун 1886 года постройки и англиканская церковь Святого Михаила и всех ангелов 1893 года постройки являются главными достопримечательностями города.

Быстрыми темпами развивалась портовая инфраструктура, ориентированная в первую очередь на вывоз тропической древесины. К 1930-м годам из Сандакана на внешние рынки (преимущественно в Великобританию, Китай и Австралию) поставлялось около 180 тыс. м³ древесины в год — таким образом, город занял одно из первых мест в мире по этому показателю. Большие масштабы и высокая доходность данного бизнеса обеспечили дальнейшее расширение города и его успешное благоустройство.

Период японской оккупации

Сандаканский мемориальный парк, разбитый в память погибших во Второй мировой войне

В период Второй мировой войны Сандакан, как и вся территория Британского Северного Борнео, был захвачен вооружёнными силами Японии; оккупация началась 19 января 1942 года, когда немногочисленные силы союзников сдали город противнику.

Город стал центром японской оккупационной администрации Северного Борнео и служил важным опорным пунктом местной группировки японских войск — при этом ему было официально возвращено название Элопура. В городе и его окрестностях содержались тысячи военнопленных союзников (в основном австралийцев) и подневольных индонезийцев, эксплуатировавшихся на строительстве аэродромов и прочей военной и тыловой инфраструктуры.

После начала контрнаступления союзников в Юго-Восточной Азии, сопровождавшегося в том числе массированными бомбардировками и артобстрелами Северного Борнео в общем и Сандакана в частности, в конце 1944 года японское командование организовало переброску около 2400 австралийских пленных и 3600 индонезийских ромуся во внутренние районы Сабаха пешими маршами. Операция продолжалась до марта 1945 года. В ходе этой переброски, получившей в последующем известность как «Сандаканские марши смерти», а также вскоре по прибытии в новое место дислокации в городке Ранау, практически все австралийцы погибли от голода и лишений либо были убиты конвоирами (известно лишь о шестерых выживших). Сандаканские марши смерти считаются самым крупным военным преступлением, совершённым в отношении граждан Австралии.

Японские войска оставались в Сандакане некоторое время после капитуляции Японии и завершения Второй мировой войны и были разоружены силами 9-й австралийской дивизии лишь к 19 октября 1945 года. К этому моменту город был практически полностью разрушен.

Послевоенный период

Разрушения, нанесённые Сандакану в ходе войны, были настолько тяжёлыми, что британцы, восстановив контроль над городом, сочли невозможным его дальнейшее использование в качестве административного центра Сабаха, получившего в 1946 году статус коронной колонии. В результате соответствующие административные функции были переданы городу Джесслтон, впоследствии переименованному в Кота-Кинабалу. В 1940—1950-е годы Сандакан был восстановлен и вновь приобрёл важное экономическое, в том числе портовое, значение.

После создания в сентябре 1963 года независимой Федерации Малайзии Сандакан был утверждён в статусе столицы одноимённого округа в составе штата Сабах. В период независимости страны он остаётся вторым по значению городом Сабаха в экономическом, социальном и культурном плане.

Физико-географическая характеристика

Географическое положение, рельеф

Географические координаты Сандакана — 05°50′00″ с. ш. 118°07′00″ в. д.

Город находится на северо-восточном побережье Сабаха, выходящего на море Сулу. Расположен на левом берегу горловины одноимённого залива, глубоко вдающегося в сушу, небольшая часть — на островах залива. Занимает площадь 2266 км² (вместе с акваторией городского порта).

Территория города в прибрежной полосе равнинна, в остальной части имеются многочисленные холмы и небольшие возвышенности. Береговая линия в черте города сильно изрезана, имеется множество мелких заливов и бухт. По городу протекает несколько небольших рек, впадающих в Сандаканский залив.

Климат

Климат экваториальный, влажный. Среднегодовой температурный максимум — +40 °C. Разница между максимальными и минимальными суточными температурами невелика — в среднем 6 °C. Абсолютный температурный максимум, зарегистрированный местными метеослужбами, — +40 °C, абсолютный минимум — +16 °C.

Население

Численность населения Сандакана, по оценке на 2017 год, составляет около 366 тысяч человек, плотность населения — 161,5 человека на км².

Динамика роста населения Сандакана

Этнический состав городского населения весьма разнообразен. Характерно, что представители титульной нации страны, малайцы, составляют не более 10 % местных жителей. Относительное большинство горожан — порядка 30 % — принадлежит к различным коренным народностям Сабаха: наиболее многочисленны баджо, достаточно значительны общины кадазан-дусунов и мурутов. Традиционно велика доля китайцев — более 20 %, а также выходцев из Индонезии — не менее 10 %.

Также неоднороден и конфессиональный состав. Практически все малайцы, выходцы из Индонезии и большинство представителей коренных сабахских народностей являются мусульманами-суннитами. Среди китайцев имеются как приверженцы буддизма и даосизма, так и христиане — и протестанты, и католики. Христианство исповедует также некоторое количество коренных сабахцев.

С 2007 года Сандакан является центром епархии Римско-католической церкви. В городе расположен католический собор Пресвятой Девы Марии.

Практически все горожане свободно владеют государственным языком страны — малайским, большинство — английским. При этом многие из них в быту активно пользуются родными языками.

Экономика

Сандакан — второй после Кота-Кинабалу промышленный и экономический центр Сабаха. Главной отраслью городской экономики является производство пальмового масла: продукция местных предприятий реализуется как на малайзийском, так и на международных рынках. Большая часть производственных мощностей находится на территории специально оборудованного промышленного парка (англ. Palm Oil Industrial Cluster), занимающего площадь более 11 км².

Имеются и предприятия других секторов пищевой промышленности — в частности, перерабатывающие рыбу и морепродукты, вылавливаемые в прибрежной акватории, а также предприятия текстильной и химической промышленности. Деревообработка, бывшая в прошлом важнейшей отраслью городской экономики, в настоящее время имеет относительно небольшое значение. В городе действуют отделения практически всех малайзийских и многих международных банков.

Транспорт и инфраструктура

Панорама сандаканского грузового порта

Сандакан — крупнейший малайзийский порт на море Сулу, важный региональный пункт грузовых морских перевозок. Территория городского порта занимает 257 км². Среди грузов, вывозимых из порта, преобладает сельскохозяйственная продукция: пальмовое масло, какао-бобы, табак, абака, саго.

Сеть автомобильных и железных дорог связывает город со всеми крупными населёнными пунктами Восточной Малайзии, а также с Брунеем.

В 13 км от Сандакана находится городской аэропорт, обслуживающий рейсы малайзийских компаний и не имеющий международного статуса. В 2017 году его пассажирооборот составил 896 347 человек (при расчётной способности 1,5 млн человек в год), грузооборот — 2211 тонн, количество обслуженных рейсов — 10 859. Площадь аэропорта — 8645 м², длина единственной взлётно-посадочной полосы — 2134 метра. Последняя реновация аэропорта была произведена в 2014 году.

Культура, образование, спорт

В городе имеется несколько музеев, общественных библиотек, театр, большое количество кинотеатров. Крупнейшими городскими вузами являются местные отделения национальных университетов — Сабахского университета Малайзии и Малайзийского открытого университета.

Город обладает развитой спортивной инфраструктурой. Особой популярностью среди горожан пользуется регби: местные команды регулярно добиваются успехов на национальных чемпионатах, пользуются достаточно высокой международной репутацией.

Туризм и достопримечательности

Сандакан представляет собой важнейший туристический центр Сабаха — не столько за счёт собственно городских достопримечательностей, сколько благодаря многочисленным природным достопримечательностям, находящимся в непосредственной близости от него. Главными объектами экотуризма являются национальный парк «Черепаховые острова», живописные берега реки Кинабатанган, пещеры Гомантонг.

Основные достопримечательности города — мемориал жертв Второй мировой войны, центр по реабилитации орангутанов, старый городской рынок, исторические церкви, мечети и буддистские храмы.