Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017





Яндекс.Метрика
         » » Порядок утверждения разведанных запасов

Порядок утверждения разведанных запасов

26.09.2017

Содержание, оформление и порядок представления в ГКЗ России и ТКЗ Мингео России материалов по подсчету запасов неметаллических полезных ископаемых определяются соответствующей инструкцией ГКЗ России. Представляемые на рассмотрение ГКЗ России или ТКЗ Мингео России материалы должны состоять из трех частей: текст отчета, табличные и текстовые приложения и графические материалы.
Текст отчета рекомендуется составлять по следующей примерной схеме.
1. Введение.
2. Общие сведения о месторождении.
3. Геологическое строение месторождения.
4. Объем, методика и качество проведенных геологоразведочных работ.
5. Качественная и технологическая характеристика полезных ископаемых.
6. Попутные полезные ископаемые и ценные компоненты.
7. Гидрогеологические и горнотехнические условия разработки.
8. Подсчет запасов.
9. Подготовленность месторождения для промышленного освоения.
10. Геолого-экономическая оценка месторождения.
11. Заключение.
12. Список использованных материалов.
Содержание всего отчета и отдельных его разделов обусловливается видом полезного ископаемого, типом месторождения, объемом проведенных на нем геологоразведочных работ и рядом других факторов. Перечень вопросов, которые должны освещаться в каждом разделе отчета, подробно изложен в указанной выше инструкции ГКЗ России, вследствие чего повторять их нет необходимости. Следует лишь отметить, что уделяемое авторами внимание к отдельным разделам отчета не всегда оправдано. В большинстве случаев чрезмерно подробно описывается географическое положение месторождения, история его открытия и разведки, климат, стратиграфия и тектоника района и самого месторождения. В то же время ряд важнейших разделов, характеризующих морфологию и внутреннее строение тел полезного ископаемого, степень нарушенности его вторичными процессами, качество и технологические свойства минерального сырья, методика разведки и опробования излагаются схематично. Произведенный анализ геологического строения месторождения, материалы по вещественному составу полезного ископаемого не используются для обоснования системы разведки месторождения, объемов и характера технологических испытаний минерального сырья. Особенно плохо обстоит дело с обобщением и использованием в практических целях материалов эксплуатации месторождения. Нередко, принимая за эталон данные эксплуатации, авторы отчета не учитывают потери и разубоживание, выборочную разработку месторождения, что приводит к неверному выводу о неподтверждаемости ранее разведанных и утвержденных запасов. Сопоставление данных детальной разведки, эксплуатационной разведки и эксплуатации часто производится не в контуре отработанных запасов в пределах границ детальной разведки, а без учета этих границ. Сопоставление чаще всего производится лишь по количеству запасов полезного ископаемого, полезных компонентов и их содержанию в полезном ископаемом. Сопоставление по мощности тел полезного ископаемого, морфологии и внутреннему их строению, типам, сортам и маркам полезного ископаемого производится редко.
Зачастую при сопоставлении не учитываются изменения в требованиях к качеству сырья, в связи с введением новых ГОСТов, технических условий, разработкой и утверждением новых кондиций.
Все это приводит к неполноценности данных сопоставления и к ошибочным выводам о подтверждаемости запасов. Однако и при получении достаточно надежных данных эти выводы не используются для совершенствования методики разведки и повышения достоверности разведанных запасов, эффективности геологоразведочных работ.
Упущения и ошибки при составлении отчета, неувязки данных документации выработок и опробования с подсчетными планами, разрезами, отсутствие координат выработок и начальной точки их привязки, неполнота освещения качества и технологических свойств полезного ископаемого вызывают сомнения в представительности и надежности материалов разведки, служат причиной пересчета запасов и что самое главное — причиной осложнений при разработке месторождения и переработке, минерального сырья.
Непродуманная система изложения материалов, неправильная оценка важности отдельных разделов отчета приводят к чрезмерной их громоздкости, неоднократному дублированию одних и тех же данных в тексте отчета, таблицах, на колонках скважин, разрезах и т. д. Колонки скважин, разрезы и другие графические приложения нередко перегружены цифровым материалом, что удорожает стоимость камеральных работ, увеличивает срок их проведения и в то же время затрудняет их проверку при рассмотрении материалов в ГКЗ России или ТКЗ Мингео России.
Установленный ГКЗ России объем отчетов 150—200 машинописных страниц, как правило, не выдерживается. Существенное превышение объема отчета сверх установленного лимита должно рассматриваться как грубое нарушение требований ГКЗ России и являться основанием для снижения оценки работы.
Во многих отчетах, особенно по строительным материалам, плохо обосновывается необходимость постановки и проведения детальной разведки месторождения. Вместо полноценного анализа состояния сырьевой базы предприятия, возможности удовлетворения потребности в сырье за счет уже разведанных, но не осваиваемых промышленностью месторождений, использования пород вскрыши разрабатываемых или проектируемых к разработке месторождений других видов полезных ископаемых в качестве обоснования в отчете приводится формальная ссылка на наличие заявки потребителя, тщательное рассмотрение которой нередко указывает на ее несостоятельность.
При изложении раздела эффективности разведочных работ авторы обычно сопоставляют стоимость единицы разведанных запасов на данном месторождении с единицей стоимости на других аналогичных месторождениях, однако аналогию фактическим материалом не подтверждают. Между тем месторождения одного и того же полезного ископаемого могут различаться качеством полезного ископаемого, выходом товарного продукта, условиями разработки и в конечном итоге народнохозяйственной эффективности их разработки. Вследствие этого, проводя сопоставление, необходимо производить хотя бы элементарный анализ основных параметров разработки разведуемого месторождения и месторождений-аналогов.
Опыт показывает, что качество отчетов существенно повышается в том случае, если в их составлении участвует эксплуатирующая организация. В этом случае полнее и правильнее используются материалы разработки месторождения и переработки минерального сырья, лучше освещаются горнотехнические условия эксплуатации. Поэтому по разрабатываемым и новым месторождениям или участкам, рассматриваемым в качестве сырьевых баз и действующих предприятий, составление отчета целесообразно производить совместно с разведочной и, эксплуатирующей организацией. Все материалы должны быть оформлены в соответствии с требованиями инструкции ГКЗ России и представляться на рассмотрение ГКЗ России или ТКЗ не позднее чем через 6 месяцев, а по крупным и сложным месторождениям не позднее одного года после утверждения постоянных кондиций. Представляются отчеты с подсчетом запасов всех нерудных полезных ископаемых, за исключением общераспространенных (кроме строительного камня для предприятий по его добыче производственной мощностью более 400 тыс. м3 в год) и других нерудных полезных ископаемых, предназначенных для добычи предприятиями местного подчинения, утверждение запасов которых осуществляется ТКЗ Мингео России.
К общераспространенным полезным ископаемым относятся песок (кроме формовочного, стекольного и для фарфоро-фаянсовой и огнеупорной промышленности), галька, гравий, глина (кроме огнеупорной, формовочной, красочной, бентонитовой, керамзитовой, кислотоупорной и каолина), камень булыжный, кремень, песчаник (кроме битуминозного, облицовочного и динасового), кварцит (кроме динасового, флюсового, облицовочного, железистого и для производства кристаллического кремния), мел (кроме мела для цементной, химической, стекольной, резиновой промышленности и для получения глинозема из нефелина), доломит (кроме доломита для цементной, металлургической, химической и стекольной промышленности), мергель (кроме мергеля флюсового, битуминозного и для цементной промышленности), известняк (кроме флюсового, битуминозного, для цементной и химической промышленности и для производства глинозема), сланец (кроме горючего), гранит, диорит, сиенит, габбро, андезит, порфир, базальт, туф (кроме облицовочного), дунит (кроме дунита для производства огнеупорных материалов).
При определении возможности представления на рассмотрение ТКЗ Мингео России учитывается не значение месторождения (что часто ошибочно делается геологоразведочными организациями), а ведомственная подчиненность организации, которая будет осуществлять разработку его.
К предприятиям местного подчинения относятся предприятия системы министерств местной промышленности, управлений промышленности областей и крайисполкомов, межколхозных объединений.
Материалы отчетов с подсчетом запасов представляются на рассмотрение ГКЗ России или ТКЗ в четырех одинаково оформленных экземплярах, в соответствии с требованиями инструкции ГКЗ России.
Представление отчета на рассмотрение ГКЗ России может быть осуществлено только при наличии постоянных кондиций, утвержденных в установленном порядке. Имеющиеся случаи представления в ГКЗ России отчетов одновременно с проектом кондиций являются нарушением существующего порядка, и такие отчеты ГКЗ России считает не принятыми.
По месторождениям цементного сырья, строительного и облицовочного камня, стекольных песков и сырья для производства строительной керамики, рассматриваемым в качестве сырьевой базы действующих предприятий, кондиции представляются совместно с отчетом.
На рассмотрение ТКЗ отчеты представляются также одновременно с технико-экономическим обоснованием кондиций.
Все отчеты с подсчетом запасов должны представляться на рассмотрение ГКЗ России или ТКЗ полностью. Представление их частями не допускается. Отчет считается принятым только после представления последнего предусмотренного инструкцией материала.
Обязательному утверждению ГКЗ России или ТКЗ Мингео России подлежат все разведанные в недрах запасы полезного ископаемого, на базе которых после передачи месторождения в промышленное освоение осуществляется проектирование горнодобывающего предприятия, независимо от ведомственной подчиненности.
Представление подсчетов запасов на повторное рассмотрение должно производиться при условии, если геолого-промышленная оценка месторождения за время, истекшее после утверждения запасов, существенно изменилась в результате разведочных или эксплуатационных работ, установления новых кондиций, введения новых государственных стандартов или технических условий промышленности на качество минерального сырья, а также в связи с изменением технологических схем его переработки. В практике нередко на повторное рассмотрение представляются отчеты с подсчетом запасов, которые в результате указанного выше принципиально не изменились, что необходимостью не вызывается. На повторное рассмотрение должны представляться отчеты с подсчетом запасов, если первоначально утвержденные балансовые запасы категорий A + B + C1 увеличились более чем на 50 % или уменьшились не менее чем на 20 %, а также когда в результате переоценки существенно изменилась качественная характеристика сырья или техникоэкономические показатели разработки месторождения.
Переоценку и переутверждение ранее утвержденных запасов неразрабатываемых месторождений в связи с изменением ГОСТов, технических условий, технологической схемы обогащения или переработки сырья следует производить лишь в том случае, если установлен конкретный срок проектирования на его базе горнодобывающего предприятия.
С целью своевременного утверждения запасов, организации, предполагающие внести материалы подсчета запасов на рассмотрение, должны до 1 января наступающего года представить в ГКЗ России через соответствующее министерство, а в ТКЗ — непосредственно список месторождений, запасы которых подлежат рассмотрению в течение года, с указанием месяца представления материалов.