Рельсовый транспорт




Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017





Яндекс.Метрика
         » » Рельсовый транспорт

Рельсовый транспорт

01.09.2017


Рельсовый путь. Транспортирование угля и породы по главным выработкам производится преимущественно по рельсовым путям в шахтных вагонетках. Рельсовый путь состоит из основания (почвы выработки) и верхнего строения пути — балластного слоя, шпал, рельсов и скреплений (накладок, подкладок, болтов, костылей). В качестве балласта применяют щебень, гальку или гравий с песком, чаще — смесь этих материалов. Применяют также дробленую породу определенной крепости, добываемую в шахте при проведении и ремонте подготовительных выработок при условии, если она не разрушается от действия шахтных вод. Толщину балластного слоя под шпалами устанавливают на месте.
Шпалы для шахтных рельсовых путей применяют обычно деревянные, пропитанные антисептиками, или железобетонные. Длина деревянных шпал должна быть: при ширине колеи 900 мм — 1700 мм. Материалом для шпал служат сосна, кедр, пихта, лиственница.
Расстояние между осями шпал устанавливают в зависимости от массы движущегося состава и типа верхнего строения. Оно не должно превышать 700 мм.
В околоствольных дворах, на основных откаточных выработках, в наклонных стволах и уклонах при использовании вагонеток емкостью до 2 м3 должны применяться рельсы Р-24, при использовании вагонеток большей емкости — Р-33 и Р-38. На промежуточных и вентиляционных штреках допускается применение рельсов P-18 (число показывает массу 1 м рельса, кг).
На откаточных выработках рельсы необходимо укладывать на подкладках и соединять между собой накладками и болтами. Допускается также сварка рельсовых стыков при соблюдении Правил безопасности.
Для водоотлива и осушения шахтного рельсового пути вдоль него должна быть устроена канавка с продольным уклоном, равным уклону выработки 0,003—0,005 (3- 5 мм на 1 м пути).
В выработках с углом наклона более 10° и в обводненных выработках шпалы необходимо укладывать в поперечные канавки. Глубина их должна быть такой, чтобы обеспечивалось заглубление в нее шпалы на 2/3 толщины.
Ширина колеи. Под шириной колеи понимают расстояние между внутренними сторонами головок рельсов. Различают: широкую (1523 мм), нормальную (1450 мм) и узкую (менее 1450 мм) колею. В России на транспорте общего пользования принята широкая колея, а в угольных шахтах принята узкая колея двух размеров: 600 мм (допускается в старых шахтax) и 900 мм (в новых и реконструируемых шахтах).
Шахтные вагонетки разделяют на грузовые, людские и специального назначения. Грузовые вагонетки изготовляют с глухим кузовом (рис. 85, а), а также с кузовом, разгружающимся через дно (рис. 85, б). На угольных шахтах России применяют в основном вагонетки с глухим кузовом (95%). В настоящее время создано большое количество типоразмеров шахтных вагонеток. Однако наличие на одной шахте большого разнообразия типов создает трудности при эксплуатации вагонеток; для новых шахт рекомендуется применять вагонетки грузоподъемностью ВГЗ,3; ВГ4,0; ВДЗ.З; ВД5,6 и др.
На рис. 85, в показана вагонетка для перевозки людей по наклонным выработкам.

Электровозная откатка. В угольных шахтах России наиболее распространенным видом механизированного транспорта по основным выработкам является электровозная откатка. По способу питания электроэнергией электровозы разделяют на контактные и аккумуляторные (рис. 86).
Двигатели контактных электровозов получают питание через токоприемник постоянным электрическим током от подвешенного на изоляторах у кровли выработки контактного провода. Рельсы, по которым движется электровоз, используют в качестве обратного провода.

Главное достоинство контактных электровозов - простота конструкции и эксплуатации и относительно небольшие расходы на электроэнергию. Главный недостаток — возможность образования искр между токоприемником и контактным проводом, а также между колесами и рельсами. Вследствие этого «Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах» рекомендуется следующее.
Во всех выработках шахт, опасных по газу или пыли, должны применяться электровозы в рудничном взрывобезопасном исполнении (PB).
Откатка аккумуляторными электровозами в рудничном исполнении повышенной надежности (РП) допускается во всех откаточных выработках шахт I и II категории по газу или опасных по пыли, а также в откаточных выработках со свежей струей воздуха шахт III категории и сверхкатегорных по газу.
В выработках с исходящей струей и в подготовительных выработках, проветриваемых ВМП, шахт III категории и сверхкатегорных применение электровозов в исполнении РП допускается с разрешения главного инженера объединения.
В выработках со свежей струей воздуха на пластах, опасных по внезапным выбросам угля и газа и суфлярным выделениям, временно допускается применение электровозов в рудничном исполнении повышенной надежности при условии подхода их к очистным забоям на расстояние не ближе 50 м.
В выработках со свежей струей воздуха шахт I и II категории по газу или опасных по пыли допускается применение контактных электровозов в рудничном нормальном исполнении с двумя токоприемниками для уменьшения искрообразования. С разрешения главного инженера объединения допускается работа с одним токоприемником, если установка второго не предусмотрена конструкцией электровоза.
Во всех выработках шахт, не опасных по газу или пыли, допускается применение контактных электровозов в рудничном нормальном исполнении.
Для откатки контактными электровозами допускается применение постоянного тока напряжением не свыше 600 В и переменного тока напряжением не более 400 В.
Шахтные электровозы выпускают в основном двухосными с односторонним или центральным расположением кабины машиниста. Вследствие ограниченных размеров горных выработок шахтные электровозы имеют небольшие размеры. Шахтные электровозы разделяются на три категории: малогабаритные со сцепным весом от 2 до 6,5 тс, средние — от 7 до 14 тс и тяжелые — 14 тс и более.
Каждый шахтный электровоз характеризуется сцепным весом, жесткой базой, шириной колеи и габаритами. Сцепным весом называют ту часть веса электровоза, которая приходится на ведущие оси.
Жесткой базой называют расстояние между центрами осей полускатов. Чем больше жесткая база электровоза, тем больше его устойчивость, но в то же время тем труднее проходить ему по закруглениям пути.
Аккумуляторные электровозы в отличие от контактных снабжены двигателем, питаемым постоянным током от помещенной на нем аккумуляторной батареи. Батареи заряжают в зарядных камерах. Каждый электровоз снабжен не менее чем двумя батареями, из которых одна находится на электровозе, а другая в зарядной камере.
Аккумуляторные электровозы предназначены для откатки составов вагонеток, перевозки пассажирских составов, а также для маневровых работ в шахтах, опасных по газу или пыли.
Технические характеристики некоторых аккумуляторных электровозов приведены в табл. 10.
В угольной промышленности России в настоящее время находится в эксплуатации свыше 13 тыс. контактных и аккумуляторных электровозов.
Кроме контактных и аккумуляторных электровозов для откатки в подземных условиях могут применяться также дизеле-возы, воздуховозы, гировозы, контактно-аккумуляторные электровозы, дизель-электровозы.