Основные средства механизации горных работ




Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017





Яндекс.Метрика
         » » Основные средства механизации горных работ

Основные средства механизации горных работ

01.09.2017


Вскрышные и добычные работы на карьерах включают в себя следующие процессы: выемку, погрузку, транспортирование и разгрузку как вскрышных пород, так и угля. Все эти процессы при разработке угольных месторождений открытым способом механизированы. В качестве средств механизации па карьерах применяют одноковшовые и многочерпаковые экскаваторы, железнодорожный и автомобильный транспорт, скреперы, бульдозеры, транспортно-отвальные мосты и другое оборудование.
Одноковшовые экскаваторы являются в настоящее время основными машинами для производства вскрышных работ и добычи угля. При рыхлых и мягких породах их применяют для непосредственной выемки породы в забое уступа и для погрузки ее в транспортные средства (вагоны, автосамосвалы), а также непосредственно в отвал.
Одноковшовые экскаваторы разделяются на механические лопаты и шагающие экскаваторы (драглайны). Механические лопаты в свою очередь подразделяются на прямые и обратные.
По силовому оборудованию экскаваторы делятся на электрические, дизельные, дизель-электрические и дизель-гидравлические. В горной промышленности России применяются исключительно электрические экскаваторы, как наиболее экономичные и производительные.
По конструкции ходового оборудования различают колесные, гусеничные и шагающие экскаваторы. Последние (гусеничные и шагающие) получили в горной промышленности наибольшее распространение.
Основной частью рабочего оборудования одноковшового экскаватора является ковш. По способу соединения ковша с машиной экскаваторы делятся на две группы. К первой группе относятся: прямая лопата, обратная лопата и струг. У этих машин ковш имеет жесткую связь с машиной посредством стрелы и рукояти. Ко второй группе относятся: драглайн, грейфер и кран. По эксплуатационному назначению экскаваторы делятся на карьерные и вскрышные.
За последние годы экскаваторный парк горных предприятий не только существенно пополнялся, но изменился и качественно. Новые карьерные экскаваторы имеют хорошие весовые и технические характеристики, а заводы продолжают (совместно с научно-исследовательскими учреждениями) улучшать существующие модели и работают над созданием новых, еще более совершенных и производительных машин.

Карьерные экскаваторы предназначены для выемки и погрузки взорванных полезных ископаемых и вскрышных пород. Карьерные экскаваторы оборудованы только прямой лопатой. Они имеют относительно малые размеры, так как погрузка в большинстве случаев производится в транспортные сосуды. На рис. 69 показан экскаватор типа прямой механической лопаты ЭКГ-8.
Заводами выпускаются карьерные экскаваторы ЭКГ-4,6Б и ЭКГ-8И. В эксплуатации на горных предприятиях находится большое количество ранее выпускавшихся экскаваторов СЭЗ, ЭКГ-4, ЭКГ-4,6, ЭКГ-4,6А и др.
Ижорским машиностроительным заводом осваивается производство мощного карьерного экскаватора ЭКГ-12,5 и намечается создание экскаватора ЭКГ-20 с ковшом емкостью 20 м3.
Вскрышные экскаваторы предназначены для выемки и транспортирования вскрышных пород. Отличие их от карьерных состоит в значительно больших размерах рабочего оборудования. Это достигается за счет применения ковшей большой емкости (15 и 35 м3).
Привод вскрышных экскаваторов электрический многодвигательный.
Заводами выпускаются вскрышные экскаваторы ЭВГ-4И, ЭВГ-15; ЭВГ-35. На предприятиях, кроме того, работают ранее выпускавшиеся экскаваторы ЭВГ-4 и ЭВГ-6.
На рис. 70 показан мощный вскрышной экскаватор ЭВГ-35/65 с ковшом емкостью 35 м3 и стрелой длиной 65 м.

В связи с постоянным увеличением объема вскрышных работ разработаны и намечаются к выпуску вскрышные экскаваторы большой производительности — ЭВГ-80 с ковшом емкостью 80 м3 и ЭВГ-100 с ковшом емкостью 100 м3 и стрелой длиной 100 м.
Шагающие экскаваторы. У крупных вскрышных экскаваторов с гусеничным ходовым устройством удельное давление на грунт достигает 2,5-3,0 кгс/см2. В связи с этим их невозможно применять при слабых породах. Экскаваторы этого типа имеют большую поверхность гусениц, что приводит к значительному усложнению всего ходового устройства. Для увеличения опорной поверхности базы применено шагающее устройство. Давление при этом на грунт не превышает 1 кгс/см2.
На шагающих экскаваторах применяется только один вид рабочего оборудования — драглайн. Шагающие экскаваторы широко применяются на угольных карьерах при разработке и перевалке вскрышных пород. Шагающие экскаваторы снабжены электрическим многодвигательным приводом.
На карьерах используются экскаваторы ЭШ-4/40, ЭШ-5/45, ЭШ-10/75, ЭШ-14/75, ЭШ-15/90, ЭШ-20/65, ЭШ-40/85 и др.
Намечаются к выпуску шагающие драглайны ЭШ-50/125 и ЭШ-80/100 с ковшами емкостью 50 и 80 м3 и стрелой длиной 125 и 100 м, а также ЭШ-100/100 с ковшом емкостью 100 м3 и стрелой длиной 100 м.
На рис. 71 показан шагающий экскаватор (драглайн) ЭШ-15/90.

Многочерпаковые экскаваторы работают с непрерывной выемкой породы. Производительность их в 1,5—2,5 раза больше по сравнению с одноковшовыми экскаваторами при одинаковой мощности силовых агрегатов. В связи с этим данный тип экскаваторов в большей степени начинает использоваться на открытых разработках. Собственный вес многочерпаковых экскаваторов в 1,5—2 раза меньше одноковшовых при той же производительности. Они легче также в управлении. В связи с этим данный тип экскаваторов широко применяется на карьерах.
Многочерпаковые экскаваторы разделяются на цепные и роторные. У цепных экскаваторов рабочим органом (рис. 72) является бесконечная звеньевая цепь с укрепленными на ней ковшами. Цепь движется по раме в специальных направляющих, ковши отделяют горную породу от массива, наполняются ею и, проходя над бункером, разгружаются над ним. Многочерпаковые экскаваторы обладают меньшими режущими усилиями, чем одноковшовые, потому их применяют при разработке относительно мягких горных пород. Использование экскаваторов этого типа эффективно в районах с мягким климатом, так как мерзлые породы режутся ковшами с большим трудом.
Многочерпаковые экскаваторы по конструкции ходового оборудования бывают на рельсовом ходу, гусеничные и комбинированные — шагающе-рельсовые. По способу экскавации различают экскаваторы поперечного и продольного черпания, по типу привода — электрические, дизельные и дизель-электрические, по назначению — вскрышные, добычные, отвальные и траншейные.
Наибольшее распространение в России получают роторные (рис. 73) экскаваторы, у которых рабочим органом служит колесо-ротор с укрепленными на нем ковшами. При вращении ротора ковши отделяют горную породу от массива, наполняются и разгружаются в специальную камеру-бункер. Из камеры порода передается на конвейер, укрепленный на стреле ротора, а затем транспортируется до приемного бункера.
В России для горной промышленности выпускаются следующие типы роторных экскаваторов: ЭРГ-400, ЭРГ-1600, ЭРШР-1600, ЭР-1250Д.
В настоящее время на угольных карьерах используется около 1300 экскаваторов разных марок.