Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон





















Яндекс.Метрика

Динамическое обоснование эффективности полимерных роторов


Применяемые для привода горных машин роторные пневмодвигатели имеют большие моменты инерции роторов и работают в условиях мгновенного изменения нагрузок на исполнительный орган или частого его стопорения, что приводит к высоким динамическим нагрузкам в трансмиссии, достигающим 3—6-кратной величины по сравнению с максимальным моментом. Моменты инерции роторов составляют 80—90% всех инерционных масс системы привод — исполнительный орган. Вместе с тем установлено, что величина момента инерции роторов имеет свое оптимальное значение и определяется устойчивой работой машины.
Роторы в стальном исполнении в ряде случаев не могут обеспечить требуемую величину моментов инерции, что снижает надежность машин, приводит к их авариям. Предохранение полимерных роторов от контактного износа в процессе работы обеспечивается находящимися вне корпуса пневмодвигателями стальными синхронизирующими шестернями (см. рис. 14.1).

B связи с этим выбранные стеклопластиковые материалы, описанные выше, удовлетворяют, с одной стороны, требованиям прочности, с другой — уменьшения веса роторов. Последнее дает возможность в широких пределах изменять моменты инерции роторов без изменения их геометрических размеров и позволяет снизить динамические нагрузки в элементах горных машин.
Рассмотрим такую возможность на примере наиболее характерного режима — стопорения, при котором возникают наибольшие динамические нагрузки. При рассмотрении режима стопорения механическую систему представляем одной массой (рис. 14.4), соединенной с исполнительным органом упругим элементом трансмиссии жесткостью ст.
Силы сопротивления на исполнительном органе горных машин являются функциями перемещения, а приращение сопротивления на единицу перемещения служит характеристикой податливости препятствия. Препятствие можно рассматривать как односторонний упругий элемент жесткости с1, присоединенной последовательно к жесткости ст трансмиссии.
При столкновении исполнительного органа с препятствием торможение происходит плавно, так как сказывается податливость препятствия вследствие неабсолютной жесткости закрепления машины. Поэтому приведенная жесткость при стопорении значительно меньше жесткости энергомеханической системы. Величина приведенной жесткости препятствия в реальных условиях не превышает 1 кДж/рад. При этом несущественно, имеет ли препятствие упругий характер податливости или податливость связана с его разрушением.
Анализ показывает, что максимальное значение приведенной жесткости, равное 1 кДж/рад, относится к механическим системам с большой энергоемкостью, номинальные моменты приводных двигателей которых находятся в пределах 1—1,2 кДж. Это дает основание распространить соизмеримость приведенной максимальной жесткости и номинального момента на системы с приводными двигателями малой мощности.
Уравнение движения машинного агрегата для такого случая имеет вид

В левой части уравнения (14.1) стоит суммарный действующий момент, состоящий из момента, развиваемого самим двигателем, и динамического момента, направленного при торможении в сторону движения. Правая часть уравнения (14.1) представляет суммарный момент сопротивления, равный некоторому реактивному моменту, которым был нагружен двигатель, например, в момент столкновения исполнительного органа с твердым включением, плюс приращение момента сопротивления, которое при принятой линейной зависимости между сопротивлением исполнительному органу и перемещением его заклинившего сечения будет пропорционально углу поворота ротора.
Перепишем уравнение (14.1) в виде

где в = (Мпуск—Мном)/wн; Mпуск и Mном — пусковой и номинальный моменты двигателя соответственно; (о„ — номинальная угловая скорость двигателя.
Решение уравнения (14.2) позволяет получить выражения для динамического момента (Мдин) и времени стопорения (tстоп) при условии корней как в виде комплексных чисел, так и вещественных. Если корни соответствующего выражению (14.2) характеристического уравнения — числа комплексные, то

ст и с — жесткость трансмиссии и приведенная жесткость системы соответственно.
Если корни соответствующего выражению (14.2) характеристического уравнения — числа вещественные, то


Анализ выражений (14.3)-(14.6) показывает, что моменты инерции роторов в режиме стопорения являются основным параметром, определяющим динамическую нагруженность машинного агрегата. Так, уменьшение в 3 раза инерционности пневмодвигателей типов ПРД-2 и ПРД-3 мощностью N1 = 8 кВт и N2 = 15 кВт соответственно в интервале приведенных жесткостей с = 5-200 Дж/рад за счет изготовления роторов из полимерных композиций приводит к возможности снижения динамических нагрузок и времени стопорения двигателей, т. е. времени приложения повышенных нагрузок в 1,5-1,8 раза (рис. 14.5).
Уменьшение моментов инерции роторов снижает также динамические нагрузки на подшипниковые узлы двигателя, что делает его более надежным в работе. Сравнительные испытания пневмодвигателей со стальными и пластмассовыми роторами, проведенные на буровом станке HKP-100М, показали, что снижение моментов инерции роторов повышает работоспособность агрегата в 2 раза.

Для оценки эффективности роторных пневмодвигателей с пластмассовыми роторами проведены их продолжительные промышленные испытания на буровых станках НКР-100М и породопогрузочных машинах угольных шахт. На указанных агрегатах реализуется сложный динамический режим нагружения, обусловленный частым стопорением исполнительного органа и меняющийся в процессе бурения жесткости системы.
Наилучшую работоспособность в условиях эксплуатации показали пневмодвигатели, ведущий ротор которых выполнен из прессованных стеклотканевых материалов АСТТ(б)-С2, а ведомый — из более простого прессматериала АГ-4С.
Отметим для сравнения, что с обычно применяемым пневмодвигателем К-0.8Ф буровой агрегат нуждается в ремонте после бурения 600—800 пог. м скважин, а с пневмодвигателем типа ПРД, оснащенным роторами из полимерных композиций, — после 1400—1600 пог. м.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: