Набивные сваи изготовляют в скважине, предварительно пробитой или пробуренной в грунте. Затем скважину заполняют бетоном и трамбуют его.
Набивные сваи впервые предложил русский горный инженер А.Э. Страус в 1899 г. По его способу одновременно с бурением скважины в нее опускается обсадная труба. После достижения проектной отметки приступают к бетонированию и одновременно постепенно извлекают обсадную трубу. Бетонирование с трамбованием производят после откачки из скважины воды слоями толщиной 1—1,5 м. При этом бетон, выходя из обсадной трубы, вдавливается в грунт. Чем слабее грунт, тем больше получаются утолщения (рис. 131).
При бетонировании и подъеме обсадной трубы необходимо следить за тем, чтобы бетонная масса все время заполняла нижнюю часть трубы. В противном случае в обсадную трубу может прорваться грунт, который нарушит монолитность сваи и резко снизит ее несущую способность.
Набивные сваи можно усиливать арматурой, которую в виде каркаса опускают в скважину перед бетонированием.
Для так называемых частотрамбованных свай скважины делаются путем забивки стальной трубчатой сваи, снабженной внизу чугунным башмаком, остающимся в грунте (рис. 132). Труба-оболочка после заполнения ее бетоном извлекается под воздействием частых ударов специального молота. От ударов вверх оболочка постепенно извлекается, а от ударов вниз осаживается назад, но уже на меньшую величину. При этом удары, направленные вниз, уплотняют бетон, который втрамбовывается в окружающий грунт. Несущая способность частотрамбованных свай не уступает несущей способности свай, забиваемых в грунт.
Сваи-франки, так же, как и частотрамбованные, изготовляются в трубе, погруженной забивкой. Вместо наконечника используется бетонная пробка, изготовленная из сухой бетонной смеси, уплотненной специальной трамбовкой. Погружение трубы производится в результате ударов молота по пробке, которая погружается вместе с трубой.
При достижении проектной глубины пробка выбивается из трубы и образует уширение. Затем труба заполняется постепенно отдельными порциями бетона и извлекается из грунта с одновременным трамбованием бетона. Эти сваи широко применяются в Польше и других странах. В России также имеется несколько таких установок для изготовления свай.
Преимущество буровых набивных свай заключается в том, что при их изготовлении не бывает сотрясений, которые могли бы повредить соседним зданиям или сооружениям.
Недостаток набивных свай — трудность контроля их качества и необходимость выдерживания до приобретения проектной мощности. Кроме того, набивные сваи сильнее подвергаются агрессивному действию грунтовой воды в период твердения бетона.
В последние годы в строительстве стали применяться набивные сваи с уширенной нижней частью. Это уширение может устраиваться различными способами: взрывом, разбуриванием, механическим вдавливанием.
Полость в грунте, которая получается при взрыве заряда, называется камуфлетом, поэтому такие сваи получили название
камуфлетных.
Для изготовления свай с камуфлетными уширенными пятами в грунт погружается стальная или железобетонная оболочка, в нижний конец которой опускают заряд взрывчатого вещества с электродетонатором, соединенным проводами с подрывным механизмом (рис. 133). После опускания заряда нижняя часть оболочки заполняется сильнопластичным или литым бетоном. При взрыве заряда в грунте образуется под давлением газов шаровидная или грушевидная полость, в которую сползает бетон из оболочки, образуя на конце сваи уширение, сильно повышающее несущую способность сваи.
Верхняя часть сваи изготовляется или монолитной бетонной, или сборной. В последнем случае в скважину опускается железобетонная свая, нижний конец которой заделывается в бетон уширения.
Сваи с уширенной пятой могут изготавливаться также способом бурения. В этом случае уширение устраивается с помощью специального разбуривающего устройства. Часто такие сваи имеют большой диаметр и рассматриваются как опоры.